Самые яркие коллаборации H&M

В преддверии начала продаж Moschino [tv] H&M вспоминаем, как масс-маркет-гигант сделал дизайнерскую одежду доступной
Одежда HM фото лучших коллабораций с дизайнерами

Пока модницы с нетерпением ждут начала продаж коллаборации H&M и Moschino, чтобы стать первыми обладательницами ультракоротких юбок, костюмов с пайетками и худи с героями мультфильмов, мы решили заглянуть в прошлое и вспомнить, с чего началось сотрудничество дизайнеров и масс-маркета. Одни коллекции продавались за день, другие месяцами висели на рейлах в магазине — рассказываем истории успеха и провала коллабораций H&M.

Как все начиналось

История дизайнерских коллабораций H&M началась в 2004 году с капсульной коллекции Карла Лагерфельда — в нее вошли футболки с изображением дизайнера, рубашки с высокими воротниками, джинсы скинни, чокеры в виде лент и расшитые пайетками жакеты. Успех был ошеломительным: коллекция была полностью распродана практически за день. Только Карла это не обрадовало. Он  обвинил H&M в том, что его коллекция была выпущена ограниченным тиражом и оказалась недоступной для всех желающих. «Предполагалось, что она будет висеть в магазинах две недели, но все раскупили за 25 минут, — говорил дизайнер в интервью WWD. — Я хотел, чтобы каждый мог приобрести вещь от Карла Лагерфельда, этого не случилось. Приношу извинения покупателям».

«Если честно, я думала, это будет одноразовая акция, — рассказывала о первой коллаборации креативный консультант H&M Анн-Софи Йоханссон в интервью Vogue в 2016 году. — Мы только хотели выпустить одну коллекцию к Рождеству, но она оказалась настолько успешной, что мы решили продолжить эту практику».

Вплоть до 2013 года у H&M выходили по две дизайнерские коллаборации ежегодно, затем одна в год. Бесконечные очереди в магазинах по всему миру в день релиза, борьба в примерочных, поиск уже раскупленных вещей на просторах eBay были обязательными спутниками популярных коллекций. В 2005 году вышла коллаборация с Stella McCartney, в 2006-м — с Viktor & Rolf, в 2007-м — с Roberto Cavalli, в 2008-м — с Comme des Garçons, в 2009-м — c Jimmy Choo, в 2010-м — с Lanvin, несмотря на все сомнения креативного директора Альбера Эльбаза. «Когда-то я говорил, что никогда не буду делать коллекцию для масс-маркета, но потом подумал, это отличная возможность для H&M приблизиться к люкс-сегменту», — объяснял свое решение Эльбаз британскому Vogue.

Самые яркие коллаборации H&M
Галерея3 Photos
Смотреть галерею

Неудачные коллекции

Но не все коллаборации H&M вызывали wow-эффект. Покупатели  быстро привыкли к возможности заполучить люкс в масс-маркете, к тому же практику сотрудничества с дизайнерами взяли на вооружение и другие бренды вроде Topshop и Target. Еще одним фактором послужил финансовый кризис 2008 года: выпущенная в 2009-м коллаборация Jimmy Choo x H&M, например, не вызвала у модниц шопинг-истерии. Та же участь ожидала и коллекцию Matthew Williamson. Некоторые коллаборационные линейки, возможно, просто были слишком сложными для массовой публики: вспомнить хотя бы коллекции Marni 2011 года с принтами и Maison Martin Margiela 2012 года с огромными пуховиками-одеялами. Несмотря на успех среди fashion-инсайдеров, у привычной аудитории H&M они не пользовались особым спросом.

Самые яркие коллаборации H&M
Галерея2 Photos
Смотреть галерею

Период возрождения

«Ренессанс» коллабораций H&M случился благодаря сотрудничеству с Versace в 2011 году: из-за наплыва покупателей сайт магазина обвалился уже спустя пару минут после старта продаж. Вскоре Versace выпустили вторую, круизную коллекцию для шведского бренда. И хотя после этого были не самые коммерчески успешные коллаборации с Maison Martin Margiela, Marni и Isabel Marant, дела масс-маркет-гиганта пошли в гору.

Худи и легинсы из коллекции Александра Вэнга 2014 года разлетались как горячие пирожки, а из-за платьев Balmain x H&M в 2015 году люди сносили рейлы и дрались в примерочных — эти видео до сих пор можно найти в инстаграме. На следующий год после Оливье Рустена в игру вступили креативные директора Kenzo Кэрол Лим и Умберто Леон — их коллекция тоже стала причиной обвала сайта H&M в первое утро релиза.

Instagram content

This content can also be viewed on the site it originates from.

Самые яркие коллаборации H&M
Галерея2 Photos
Смотреть галерею

Новая глава

В прошлом году бренд пригласил к сотрудничеству лондонскую марку Erdem. Многих удивило, что дизайнер Эрдем Моралиоглу согласился на такое предложение. «Я говорил, что никогда не буду участвовать в чем-то подобном, — рассказывал он в интервью Vogue. — Для многих моих коллег этот опыт стал неким обрядом посвящения, но я не чувствовал, что мне он может быть полезен». Спустя время Моралиоглу изменил свое мнение: «Мне понравилась идея демократизации моды, когда созданные тобой вещи могут продаваться в 70 странах и быть доступными для самых разных людей».

Этой осенью в истории H&M открывается новая глава — успешной или провальной станет  Moschino [tv] H&M, мы узнаем совсем скоро.

Читайте также:

Как выглядит коллекция Moschino x H&M

Подпишитесь и станьте на шаг ближе к профессионалам мира моды.

Фото: Karl Lagerfeld; Balmain; Kenzo; Erdem; Moschino/H&M; Roberto Cavalli; Matthew Williamson; Sonia Rykiel; Lanvin; Maison Martin Margiela