Спасти и сохранить: почему дизайнеры отказываются от натурального меха и выбирают экологичные ткани

Экология становится таким же большим модным трендом, как огромные кроссовки или сумки-баулы. Но куда более важным
Экологичность в моде дизайнеры отказываются от натурального меха и создают зеленые коллекции

В век технического прогресса дизайнеров так и тянет к пасторальным «истокам» — показы переносят из душных павильонов в Булонский лес и сады с песчаными дорожками, а платья покрывают цветочными принтами c ромашками и орхидеями. С другой стороны, модная индустрия остается второй по уровню загрязнения окружающей среды, сразу после нефтяной промышленности. По неутешительным прогнозам ООН, к 2030 году 40 процентам населения грозит нехватка питьевой воды, и винить в этом стоит прежде всего стремительно развивающийся fast fashion. Однако есть и позитивные моменты: согласно опросам, уже 64 % миллениалов выбирают экологичные бренды. Учитывая этот факт, а может, следуя велению сердца, крупные бренды один за одним пересматривают свою политику — BCBG Max Azria перестают использовать ангору, Michael Kors, J. Mendel и Ralph Lauren отказываются от меха, Gucci идет чуть дальше и инвестирует в стартапы, исследующие новые способы производства текстиля. Эмма Уотсон в инстаграме @the_press_tour рассказывает об экологичной одежде, которую надевает на ковровую дорожку: здесь и канареечный Dior с показа «Красавицы и чудовища» в Нью-Йорке из органзы и органического шелка, и платье Louis Vuitton из переработанного полиэстера. А Руни Мара вместе с подругой Сарой Шлоат создает марку веганской одежды, обуви и аксессуаров Hiraeth: девушки не используют мех, кожу, а также шелк и другие материалы, которые хоть как-то связаны с животными.

Обратили внимание на тему и кураторы лондонского Музея Виктории и Альберта. В апреле ретроспективу Кристобаля Баленсиаги сменит другая масштабная выставка — Fashioned from Nature: аксессуары и предметы одежды от XVII века до наших дней. Платья и кейпы из архивных коллекций Christian Dior и Dries Van Noten, шляпки Philip Treacy, накидка из петушиных перьев и серьги из головок птиц танагра-медосоc — хит концa XIX века. «Мы хотели не просто показать наряды за последние 400 лет, а копнуть глубже и исследовать темы «экологичной» моды», — комментирует куратор выставки Эдвина Эрман. Наряду с кутюр­ными платьями на выставке будут показа­ны фотографии, плакаты и фут­бол­ки с ло­зунгами Green­peace, Fashion Revolution и природоохранных организаций. Посети­телям расскажут, как усилиями Вивьен Вес­твуд и Стеллы Маккартни рождаются тех­нологии, безопасные для окружающей среды; продемонстрируют платья из «зеленой» коллекции Erdem Green Carpet Challenge и рубашки Salvatore Ferragamo, созданные из цитрусовых отходов благодаря стартапу Fashion Tech Lab Мирославы Дума. Не обойдется и без пудрового платья H&M, любимого Натальей Водяновой.

Материал Bionic, из которого оно сшито, производят из пластиковых бутылок, собранных у береговой линии. Уже третий год шведский гигант выпускает капсульные коллекции Conscious Exclusive, созданные из инновационных материалов, основанных на технологиях переработки. «При этом Conscious Exclusive — это не базовые вещи, это вечерние наря­ды, в которых можно выйти и на красную ковровую дорожку. Мы хотим показать, что вещи из переработанных материалов могут быть модными, а мода — безопасной для окружающей среды», — рассказывает руководитель отдела коммуникаций H&M Россия и Казахстан Юлия Булгакова. В этом году шведской марке тоже есть чем удивить: в седьмой экоколлекции использовано волокно Econyl, созданное из рыболовных сетей и других нейлоновых отходов.

Несколько лет назад индустрия не была готова к тому, чтобы производители и ретейлеры использовали только переработанные или органические материалы. Не было поставщиков, не были отлажены процессы. А все, что отличается от привычной нормы, априори затратно. «Но у H&M, как у глобальной компании, есть на это ресурсы. Наша основная цель — замкнуть производственный цикл», — говорит Булгакова.

Каждый год в рамках конкурса Global Change Award исследователи представляют проекты, которые помогут улучшить экологическую ситуацию в мире. Например, платформу, на которой бренды могут находить поставщиков переработанного материала, а заводы — тех, кто будет заинтересован в утилизации отходов. Если экологичная мода раньше была локальным явлением, то опыт тех же Gucci, H&M показывает: тему сознательной моды индустрия начинает воспринимать серьезно.

В мире, где тренды меняются каждый сезон, полный переход на сознательное производство звучит как сказка. Но если некоторые демократичные марки и премиальные бренды опробовали новую идеологию на себе, быть может, запустился процесс эволюции всей нашей системы потребления, и скоро на страницах журнала появятся экологичные фэшн-кредиты типа: «топ из апельсинового жмыха; брюки, органический бамбук». А потом это станет абсолютной нормой.

Подпишитесь и станьте на шаг ближе к профессионалам мира моды.