Светлана Бевза о том, как модному дизайнеру выжить в Украине

Киевский бренд, американский фотограф и колорит улиц Тбилиси специально для российского Vogue
Светлана Бевза интервью с дизайнером об успехе украинского бренда Bevza | Vogue

В пять лет Светлана Бевза заявила маме, что хочет Дом моды, подразумевая, что это буквально дом, в котором девушки живут и переодеваются. Сейчас же Bevza — один из самых популярных украинских брендов на мировой арене, с узнаваемой эстетикой и отличными продажами за рубежом. Мы решили узнать у дизайнера, почему она делает показы именно в Грузии, как бренд выживает в Украине и уже 11 лет «держит» лицо. Встретиться решили накануне 9 мая в Тбилиси не случайно. Российский Vogue, украинский дизайнер, американский фотограф, Неделя моды в Грузии в одной съемке — это тоже маленькая часть большой победы.

Минимализм и чопорность — это во многом про нее. Светлана Бевза всегда сидит нога на ногу с ровной спиной, очень тонко подводит стрелки, разговаривает степенно и держит себя достойно. В Bevza виден ее характер: самоконтроль, аккуратность и систематически повторяющиеся образы как стремление к чистоте.

Светлана делает очень личные вещи, поэтому за 10 лет вектор эстетики не поменялся в угоду моде — графичность образов и структурность форм переходят из коллекции в коллекцию. По словам дизайнера, в эпоху тотального копирования это и есть ключ к успеху.

У девушки Bevza обязательно должно быть хорошее образование, она не лишена возможностей, амбиций и щепотки хорошего снобизма. Как и все дизайнеры постсоветского пространства, Светлана все же цитирует «золотые» 1990-е, только вот интересуют ее не ПТУ и драма — дизайнер ищет вдохновение в украинских национальных платках хустках и бьется за качество.

Создавая эту коллекцию, она думала о своей маме. «О том, что она носила, когда хотела слепить из себя модное нечто в дефицитном Совке, где не хватало всего: вещей, журналов, информации и денег. Это все и формировало тот наш особенный стиль — ведь мы все хотели походить на европейцев, а получалось  у нас немного нелепо. И именно то самое нелепое сейчас нравится всему остальному миру», — говорит Светлана. Самые модные и странные вещи того времени — джинсы-варенки, серьги-ногти и капоры — в исполнении Bevza выглядят как никогда элегантно.

«Самое главное, чтобы из коллекции в коллекцию можно было понять, что это ты делаешь. Это и привлекает людей. Я не выживаю, я зарабатываю. За 10 лет было достаточно экспериментов, которые заставили понять, что нужно делать вещи, которые понравятся мне. Когда ты прогибаешься под рынок, очень просто потерять свой почерк». И дизайнер не лукавит: добрая половина ее гардероба — это Bevza. То, как вещи нужно носить, она тоже учит сама, на собственном примере или на тренингах для своих сотрудников. «Ты как бы открываешь двери в свой мир и говоришь: у нас это вот так».

Внешне и вовсе кажется, что суета, страх и волнение не знакомы этой женщине. Политическая ситуация ей не мешала ни в нулевые, ни в оранжевую революцию, ни в Евромайдан. Она может похвастаться участием в конкурсе Talents итальянского Vogue — и проходил он именно в 2014 году. В Милан Светлана прилетела в момент начала протестов. Первое, о чем ее спросила ее Анна Винтур: «Как вы долетели, как в Украине?». Тогда дизайнер не понимала, что происходит. Она была самолете и еще не смотрела новости в интернете.

За все время противостояния офис Bevza не работал лишь два дня, хотя и находится он ровно за углом Майдана. Сила духа и уверенность в том, что есть вещи выше политики, ее не подвели, и мода тому пример.

В прошлом году Светлана приняла решение показывать коллекцию не дома, а на Mercedes-Benz Fashion Week Tbilisi. 89% клиентов к тому времени у нее уже были за рубежом, но после показа в Грузии к ее марке резко возрос интерес и в Украине, и в России. Да и сами грузинские дизайнеры пришли к Светлане на показ и сидели бок о бок с редакторами американского, итальянского и русского Vogue и байерами Farfetch, Bosco di Ciliegi и KM20.

Бизнес, когда-то начавшийся с кредита в банке на $5000, сменил подвальное помещение на офис за углом от Майдана, прошел тернии итальянского конкурса Vogue Talеnts, успешно пережил встречу с Анной Винтур, послеродовую депрессию и военный конфликт. «Еще на входе важно понять, что такое твое лицо, и держать его, как бы ни было сложно, совершенно в любой ситуации», — после чего Светлана встала, вытянулась как струна и пошла за грузинским вином после показа 8 мая праздновать очередную победу.

Подпишитесь и станьте на шаг ближе к профессионалам мира моды.

Фото: ADAM KATZ SINDING | LE 21ÈME