«В ближайшие десять лет мы покорим мир»

С 25 июня по 1 июля в Париже в шоу-руме More Dash впервые будут представлены круизные коллекции украинских дизайнеров. Идейный вдохновитель проекта и организатор Mercedes-Benz Kiev Fashion Days Дарья Шаповалова — о том, как ей удалось превратить молодых дизайнеров Украины в международный феномен и построить в стране модную индустрию в период глубокого кризиса
«В ближайшие десять лет мы покорим мир»

Что сейчас на фоне нестабильной политической и экономической ситуации происходит в украинской моде?

Экономический кризис на украинскую моду повлиял крайне положительно. Жизнеспособные ретейлеры начали очень активно вести себя на рынке — делать больше мероприятий, привозить новые и интересные марки. Все активно обсуждают будущий запуск TSUM Kyiv в 2016 году, который сильно изменит ретейл-ландшафт города и всей Украины в лучшую сторону. Когда мы только начинали создавать Mercedes-Benz Kiev Fashion Days, было очень трудно объяснить гостям, что надеть платье из коллекции Omelya и прийти на его показ в нем — это круто. Сейчас все уже по-другому. Из-за скачка курса евро и проблем с таможней цены украинских дизайнеров стали более конкурентоспособными, и с ними начали активно работать большие местные ретейлеры. Дизайнеры сегодня очень быстро растут за счет экспорта и уже не настолько сильно зависят от местных байеров, — каждый сезон к нам в шоу-рум More Dash приходит много известных мировых байеров, так что те дизайнеры, которые у нас представлены, постоянно наращивают количество точек продаж. У нас сильно развиты азиатский и европейский рынки, и мы готовимся к активному заходу на американский, российский и украинский рынки. На этой неделе, 25 июня, мы впервые откроем шоу-рум с преколлекциями, в который мы ждем еще больше байеров, чем в шоу-рум с основными коллекциями. Все-таки межсезонные коллекции — это 70 процентов бюджета. Уверена, что у участников шоу-рума Anna A, Anton Belinskiy, Omelya и Ksenia Schnaider будут прекрасные закупки.

Все знают тебя как креативного директора Mercedes-Benz Kiev Fashion Days, но мало кто в Москве знает об агентстве More Dash. Расскажи, когда, зачем и как оно появилось.

Продвижением продаж мы занимаемся с 2012 года, но международный шоу-рум More Dash мы учредили в 2014 году. Это было необходимо нашей группе компаний, поскольку на тот момент мы уже больше года мы занимались продажами дизайнеров, которые показывали свои коллекции на Mercedes-Benz Kiev Fashion Days, и наши коммерческие отношения нужно было перевести в профессиональное европейское русло. More Dash работает с дизайнерами и как шоу-рум, приглашая байеров и прессу познакомиться с коллекциями, и как агентство и дистрибьютор, продвигая дизайнеров в другие шоу-румы и ведя все продажи, доставки, выставление счетов и множество других сложных для дизайнеров операций. На базе агентства сформировался и диджитал-отдел, который сотрудничает с дизайнерами, развивает социальные сети и выстраивает их стратегию. Агентство More Dash, Недели моды Mercedes-Benz Kiev Fashion Days, Mercedes-Benz Odessa Fashion Days, Mercedes-Benz Fashion Week Almaty, фабрика KyivMade, медиа, онлайн-магазин TOP10 Store — все это входит в нашу группу компаний LMG, со-основательницей которой я являюсь.

Дарья Шаповалова в Yulia Yefimtchuk+

Кто ваши самые интересные клиенты?

Сейчас у нас около 15 клиентов, с которыми мы работаем постоянно, — победительница фестиваля молодых дизайнеров в Йере Yulia Yefimtchuk+, полуфиналист LVMH Prize 2014 Anna October, полуфиналист LVMH Prize 2015 Anton Belinskiy, Anna K, Ksenia Schnaider, Omelya, Yasya Minochkina и DMDV. Это те дизайнеры из Украины, с которыми мы работаем. Также есть ряд дизайнеров из других стран: например, три прекрасных грузинских бренда Anouki, Lalo Cardigans и N-Duo — в них мы верим, поэтому будем продолжать работать вместе. Еще у нас есть прекраснейший русский дизайнер Alisa Kuzembaeva — она не так давно начала, но я вижу, что у нее очень хороший потенциал. А в марте 2015-го у нас был дизайнер из Казахстана De Guise.

Расскажи, пожалуйста, о работе и развитии бренда Anna K, дизайнер которого Анна Каренина считается твоим первым подопечным?

Говоря об успехе Anna K, нужно помнить, что у нашей группы компаний есть свое производство, поэтому бренд может развиваться так быстро и динамично. Эта марка — пример того, как эффективно взаимодействует наша система с дизайнерами. Всего через полтора года после выхода бренда на мировой рынок он уже продается в 50 лучших магазинах — Colette, Lane Crawford, Luisa Via Roma, Isetan, Avenue 32, Restir и многих других, которые находятся в 19 странах мира. Основа продаж — это ready-to-wear. В среднем коллекция Аnna K — это 80 единиц в сезон. Еще 60–80 — это трикотаж, который прекрасно продается у большинства наших ретейлеров. Сейчас Anna K готовится к открытию монобрендов в Париже, Киеве, Алма-Ате. К сожалению, мы уделяли мало времени России и Украине, но с этого сезона восполним этот пробел.

217527aaa949a016b8625e0c2b08848d.jpg

Anna K resort 2016

Этим летом ваше агентство впервые устраивает шоу-рум круизных коллекций в Париже. Расскажи, как получилось, что украинские дизайнеры готовы к тому, чтобы делать 4 коллекции в год.

Все очень просто: у каждого из наших дизайнеров, которых мы представляем, уже сложился пул их постоянных клиентов, так что мы можем говорить о стабильной закупке каждый сезон. Все эти магазины хотят видеть не две, а четыре коллекции в год. Впервые мы начали пробовать с преколлекциями еще полтора года назад на Pitti Uomo. С 25 июня в Париже мы открываем полноценный шоу-рум, где свои коллекции представят Anna K, Anton Belinskiy, Omelya и Ksenia Schnaider (дизайнеры уже показали коллекции у нас на круизной Неделе Mercedes-Benz Odessa Fashion Days). Все уже отсняли лукбуки, More Dash разослал их байерам и назначил аппоинтменты.

_MG_5375-.jpg

Ksenia Schnaider resort 2016

Шоу-рум в Париже — большое дело. А какие планы на развитие агентства дальше?

Уже сейчас к нам приходят лучшие байеры мира — от Galeries Lafayette и Harvey Nichols до Colette, Lane Crawford и Boon The Shop. Магазинов, с которыми мы ведем коммуникацию, уже около ста. Каждый сезон (шоу-рум в Париже проходит четыре раза в год) мы принимаем все больше байеров. Наша главная цель — сделать коммерчески успешными всех наших дизайнеров, войти в пятерку лучших шоу-румов мира и открыть еще много крутых имен.

Вернемся к Mercedes-Benz: теперь вы делаете еще и Неделю моды в Алма-Ате. Это разовый проект или постоянное сотрудничество? Как вы оцениваете уровень дизайнеров в Казахстане?

Это постоянное сотрудничество с нашими местными партнерами. В Казахстане уже есть критическая масса интересных, активных, талантливых дизайнеров. Тем не менее я уверена, что совместными усилиями мы еще больше поднимем общий уровень локальных дизайнеров, и у кого-то из них обязательно сложится успешная международная история.

Есть ли у вас подобные предложения еще от каких-то стран?

Мы дружим с другими Неделями моды Mercedes-Benz и практикуем, например, обмен дизайнерами. Что касается других рынков — да, такие предложения есть, мы их тщательно обдумываем.

Расскажи про выставку в американском Fashion Institute of Technology. Украина принимает в ней участие? Институт сам на вас вышел?

Да, я давно знаю его куратора Валери Стил. Она приезжала в Киев по моему приглашению три года назад и уже тогда сильно впечатлилась украинскими дизайнерами. Потом у нас произошел сильный рост, о дизайнерах Mercedes-Benz Kiev Fashion Days начала активно писать западная пресса, Валери пришла к нам в шоу-рум и выбрала те вещи, которые, по ее мнению, могли представить Киев на выставке. Она задумала ее еще в конце прошлого года и уже тогда точно знала, что Киев войдет в ряд новых модных столиц, которые влияют на формирование глобальных модных трендов и которые отличаются активностью и количеством новых интересных имен. Валери, как и многие другие эксперты, говорят об украинских дизайнерах как о феномене, который уже стал частью истории моды.

3e5812517746d5fc0fc44a21ef93aeef.gif

Anton Belinskiy resort 2016

Как ты видишь моду на Украине и мире через 10 лет? Как все эти последние ecommerce-слияния и поглощения, по-твоему, изменят индустрию?

Я не согласна со Сьюзи Менкес, которая в одной из своих статей написала, что молодым дизайнерам стоит ликовать по поводу слияния Yoox и Net-A-Porter — якобы они еще активнее будут открывать новые имена. Я очень хорошо знаю и структуру, и байеров обеих компаний — чтобы закупить молодого дизайнера, им нужно долго раскачиваться и наблюдать за тем, что он делает. Такие решения не принимаются быстро. Учитывая, что вся команда загружена слияниями и поглощениями, на молодых дизайнеров будет потрачено еще меньше времени, потому что такая закупка — это всегда риск. Гораздо быстрее решения о закупке молодых принимают те же Colette или Dover Street, их команды намного мобильнее. Так что, как ни странно, в концепт-сторы дизайнерам попасть легче, чем в большие интернет-магазины. За пять лет мы с нуля создали модную индустрию на Украине, поэтому в ближайшие десять лет мы еще больше ее монетизируем, вырастим еще минимум два новых поколения модных клиентов и еще одно поколение дизайнеров и покорим все главные luxury-моллы в мире. Через 10 лет в мире, как говорила Натали Массне, каждый бренд станет ньюсмейкером, редактором и издателем, магазины станут журналами, а медиакомпании – магазинами. В этом я с Натали полностью согласна.

Подпишитесь и станьте на шаг ближе к профессионалам мира моды.