В обновленный бутик Валентина Юдашкина на Кутузовском проспекте меня пускают за месяц до открытия. Экскурсию проводит его дочь Галя, новый арт-директор Дома и выпускница отделения истории искусств истфака МГУ. На зубах еще скрипит бетонная пыль, окна затянуты пленкой, за стеной что-то сверлят, никакой одежды тут, естественно, пока нет. Но уже видна новая философия бутика — четкая геометрия, сдержанные тона, светлые кресла, тоже с прямыми углами, высокие потолки и минималистичные светильники из муранского стекла. Архитектором выступил самый востребованный сейчас среди господ-оформителей итальянец Роберто Бачокки, автор бутиков Prada от Милана и Гонконга до Москвы.
«Мы решили пойти по пути арт-галереи, музея современного искусства. Главное — вещи, которые и являются арт-объектом, — объясняет мне день спустя Юдашкин, принимая в своем ампирном особняке в Вознесенском переулке. — Поэтому сделали дизайн не таким роскошным и избыточным, как раньше».
За последние двадцать лет все привыкли к тому, что Юдашкин — это Фаберже и Дягилев, взрыв цвета, пышность силуэтов, изобилие отделки: блесток, кружева, вышивки. Одни названия коллекций говорят сами за себя: «Екатерина Великая», «Райские птицы», «Византия», «Король-солнце». Он и сам всегда был королем-солнце — одевал первую леди в бытность Медведева президентом, дружит с Аллой Пугачевой и Константином Эрнстом, безоговорочно царит в московском истеблишменте, где всегда, и при царях, и при президентах, любили шикануть.
Но в последние сезоны Юдашкин демонстрирует на подиумах совсем другой тренд — сдержанность и лаконичность в выборе цветов, тканей, фасонов. Это отмечали все критики на его парижских показах.
После последнего дефиле известный фэшн-критик Сьюзи Менкес приписала это влиянию Гали — мол, она привнесла женское видение и более практичный взгляд на то, что носят женщины в повседневной жизни. Неужели и наш мэтр, как многие в моде, решил подстроиться под вкусы миллениалов?
«Мы ни под кого не пытаемся подстроиться, — парирует дизайнер. — Мы настроены только на себя, на свои сегодняшние ощущения. Время меняется, изменяются пространства, понятия. Например, идея люкса сильно изменилась. Есть коллекции Haute Couture, где девяносто процентов ручной работы — это устав, догма, канон, называйте как хотите, который никто никогда не отменит. Две вещи в коллекции Haute Couture не могут быть сделаны из одной и той же ткани. Это не только ручная работа — вещи должны быть сделаны муляжным способом, по всем канонам макетирования, конструирования и создания одежды. Да, таких вещей очень маленькое количество, все они уходят на красную дорожку или на свадебные платья. Но за пределами кутюра масштаб перемен действительно потрясает».
Юдашкин вспоминает, как двадцать лет назад Тьерри Мюглер показывал мужской костюм с кроссовками, и тогда казалось, что это ужасно неприлично. Тогда люксовые Дома моды не имели права делать ни спортивную одежду, ни джинсы. «В 1997 году меня даже «прорабатывали» в Международной федерации моды: Дом, который делает показы Haute Couture, не имеет права шить джинсы! — восклицает Валентин. — Но сейчас удобство восторжествовало, показная буржуазность уходит на второй план. Может, она останется в Италии, и только. Ведь даже в Москве — посмотрите на молодежь — тренд в том, чтобы не демонстрировать luxury. Поэтому теперь мы видим на показах кеды, спортивную одежду и майки».
Под новую джинсовую коллекцию Юдашкина в бутике на Кутузовском отведен целый зал. Поклонникам остромодных тенденций — тем самым миллениалам — марка Valentin Yudashkin предлагает укороченные капри с неровными краями, джинсы с высокой талией, «бойфренды». В коллекцию вошли рубашки и куртки из денима, а также футболки, свитшоты, бомберы, выполненные из french terry, хлопка с флисовой основой. И конечно, Юдашкин не был бы Юдашкиным, не украсив базовые модели вышивкой из бисера, бусин и стекляруса.
«Джинсы — моя большая любовь еще из советского прошлого, — вспоминает дизайнер. — Мои первые джинсы стоили сто пятьдесят рублей — огромнейшая сумма для моих родителей, ведь зарплата была сто двадцать, мне бабушка доложила, это был Wrangler. Поэтому первую свою джинсовую линию я сделал еще в 1997 году. Ее отдали на франчайзинг — это было ужасной ошибкой. Теперь мы забрали лицензию, сделали ребрендинг, изменили логотип, создали и отшили новую коллекцию — и вот сейчас в новом бутике состоится премьера».
Помимо джинсового зала в глаза бросается огромное количество витрин для аксессуаров. «Конечно, — соглашается кутюрье, — по всему миру их сейчас покупают гораздо чаще, чем одежду. От туфель и сумки женщина отказаться не сможет. Даже в Нью-Йорке утром она бежит в кедах, но вечером, выходя в ресторан, все равно надевает каблуки и берет с собой клатч».
«Пусть на девушке майка или сарафан, но хорошая сумка — это святое. Наши сумки теперь будут более спортивными — ну не умещается вся жизнь современной женщины в маленькую сумочку! Надо иметь большую, чтобы в нее положить маленькую, с которой ты выйдешь вечером в свет».
Трудоголик Валентин Юдашкин за многие годы работы без выходных и праздников, контролируя все — от эскиза до движения курьеров по Москве, — выстроил целую империю Valentin Yudashkin с ежесезонными коллекциями Haute Couture и prêt-à-porter, с капсульными и круизными коллекциями, с амбассадорами и платьями для звезд, красных дорожек и свадеб. Стал первым русским дизайнером, показавшим свою коллекцию в Париже и принятым в Международную федерацию моды — на его одежде стоит Made in France, и он единственный русский, которому это позволено. В 1990-е, когда вокруг царила безвкусица и бедность, шоу его «Театра моды» в «Олимпийском» были спасением для тысяч москвичек не самого высокого достатка, имевших возможность ускользнуть от повседневной серости в атмосферу праздника, моды и сказки.
Сегодня, уже в эпоху цифровой революции, Юдашкин вновь на острие времени. Он начинает продавать свои вещи онлайн, через международный шоу-рум Ordre. Выйти в интернет предложил его зять, Петр Максаков. Молодой человек с английским экономическим образованием теперь занимается международными связями Дома Valentin Yudashkin. Любопытно, что одним из его первых открытий на новом посту была невероятная, зашкаливающая популярность бренда у китайской публики.
«У китайцев инстаграм и фейсбук заблокированы, зато есть своя миллиардная соцсеть, — рассказывает Галя. — Муж там зарегистрировался, мы, конечно, ничего не понимаем, но если ввести имя «Валентин Юдашкин», каждую неделю люди с несколькими миллионами подписчиков что-то выкладывают. По уровню охвата с инстаграмом это даже рядом не стояло!»
Свой инстаграм, кстати, Юдашкин ведет лично: выкладывает фотографии деревянных церквей Руси, медитативного снегопада над стрижеными боскетами на даче в Баковке, рисует с внуком Толей эскизы будущей коллекции.
«Я думаю так: то, что мы одеваем так много китайских актрис, что нас очень любит китайский Vogue, можно объяснить тем, что у китайцев похожее на русское восприятие цвета, — рассуждает Юдашкин. — Надеюсь, досконально механизм мы поймем в этом сезоне, когда мы подписали контракт с Ordre. Они будут заниматься и аналитикой, и продажами. Они снимают показы в 3D, клиентам высылают 3D-очки».
Помимо джинсов дизайнер готовит и новую презентацию мебельной линии и аксессуаров для дома: «Мы ее отложили на «после нового бутика». Если раньше это было ар-деко, то сейчас это хай-тековые вещи, которые интересны мне. Я много лет коллекционировал русскую мебель императорского периода — возможно, наступил момент пресыщения. Хочется каких-то новых форм. В этом смысле мне интересна и живопись, и современная фотография. Мы все меняемся, и я не исключение».
И что Валентину Юдашкину больше всего интересно из современного искусства? «Я люблю разных художников. Мой фаворит сейчас — Петр Уклянский, сорокалетний польский художник, который живет в Америке и славится своими инсталляциями в духе доведенной до гротеска монументальной пропаганды 1970-х годов. Я часто езжу в Гонконг, люблю современное китайское искусство — для меня это как глоток свежего воздуха, потому что они долго молчали и вот теперь наверстывают. Интересные работы — и в цветовом, и в художественном отношении. Вообще их ощущение цвета в живописи, в вышивке мне очень близко».
Какой видит Юдашкин — опытный дизайнер-бизнесмен и мудрый дизайнер-философ — моду ближайших десятилетий? «Думаю, в будущем одежда будет не только украшать, корректировать фигуру, подчеркивать статус, но и служить медицинским целям — сохранять температуру тела, измерять давление. Мне кажется, она будет не шиться, а формироваться, то есть одежда будет бесшовной».
— Но тогда и роль дизайнера уменьшится?
— Ну нет, любой форме надо же придать какое-то очарование, индивидуальность и теплоту. На мой взгляд, одежда не будет показывать национальную принадлежность, она должна быть интернациональной. Молодое поколение в Париже, Пекине, Токио и Москве одевается примерно одинаково, и это понятно: мы питаемся друг от друга, нас, естественно, интересует культура, но мы ходим в майках и джинсах. Это должно было произойти для того, чтобы вернуться к каким-то уникальным вещам. Поиск индивидуальности все равно остается, как бы стандартизировано все ни было.
— И как искать эту индивидуальность, если сейчас везде одно и то же?
— Просто не надо изменять себе, быть жертвой моды.
Подпишитесь и станьте на шаг ближе к профессионалам мира моды.