Вика Газинская отмечает десятилетие своей марки

Лучшие платья сошьют заново и покажут на выставке в ЦУМе
Марке Вики Газинской 10 лет об истории успеха российского дизайнера

«Чтобы вас узнала Россия, вас сначала должен узнать Париж». Так говорил художник Лев Бакст сто лет назад. Вику Газинскую сначала тоже узнали в Париже. Москвичка с соломенной челкой из Чертаново окончила факультет дизайна костюма Московского университета сервиса, на третьем курсе стала лауреатом конкурса «Русский силуэт», работала стилистом в журнале L’Officiel при Эвелине Хромченко, а в 2007 году представила свою первую коллекцию на «Винзаводе». C Мирославой Дума и Ульяной Сергеенко прославилась в Париже как звезда стритстайла, а в 2010 году получила приглашение оформить витрину бутика Colette. Сейчас дважды в год Вика презентует свои коллекции на парижской Неделе моды, продается в солидных онлайн-магазинах Net-a-Porter, Moda Operandi, Shopbob и в бутиках от Западного Голливуда до Гонконга и Саудовской Аравии.

Вика точно и раньше многих уловила дух времени — откат от индустриализации. Стала делать маленькие коллекции, штучные вещи, не предназначенные для серийного производства, которого вокруг и так много. Она поняла, что нам незачем тягаться с гигантами фэшн-индустрии, постоянно оказываясь в хвосте. Надо делать свое — чуть ностальгическое, чуть детско-кукольное, порой наивное, но, главное, не вписывающееся в бесконечные трендбуки.

Однажды Вика увидела, как мама раскладывает ягоды боярышника на белой скатерти. Вдохновилась, зарисовала — и превратила в ценнейший жаккард. Напитавшись впечатлениями от исландских пейзажей, сделала коллекцию с аппликациями облаков, холмов и одноэтажных домиков.

«Сейчас, когда интерес к небольшим маркам с маленьким производством растет в геометрической прогрессии, Россия с ее несуществующей модной индустрией, зато обладающая некоторым количеством «золотых рук», которые все сложнее найти на Западе, может идеально вписаться в новую реальность, — говорит историк моды Ольга Михайловская. — В этом и заключается секрет успеха Вики Газинской».

Газинская раньше других уловила: нам нечего тягаться с гигантами моды, надо делать свое — порой наивное, зато штучное

Этапы десятилетнего пути в платьях будут показаны на выставке в ЦУМе. «Вещей не так много, зато можно будет увидеть самые ранние — 2007–2008 годов, например платье-облако, платье-узел, платье-крыло, платье-ракушку. Что-то из ранних, но уже известных коллекций, например топы и юбки с узорами «штрихи», «зеленые попугаи», толстовки с деревянными драгоценностями, — рассказывает Вика. — Мне негде было хранить первые коллекции, что-то продавалось, что-то терялось, исчезало, поэтому некоторые знаковые модели мы отшиваем к выставке заново».

Сейчас Вика, конечно, уже архивирует лекала, образцы тканей и сами платья, для этого предназначена отдельная комната в ее ателье на Мясницкой. Здесь же находится производственный цех, в котором трудятся портные, закройщики, технологи. В студии на диване сидит забавная кукла Марка Джейкобса. Рядом — другая, изящная, в белом жакете, с длинными балетными ножками и геометричной челкой, двойник Газинской. Впрочем, Вика к Марку Джейкобсу равнодушна, несмотря на его явные заслуги в области моды. Но с уважением относится к творчеству Мартина Маржела. «Его гений заключается в том, что этот модельер сумел, не показав широкой общественности даже своего лица, стать культовым».

«Хорошо, когда есть разделение на художника и менеджера. Например, в случае с Ивом Сен-Лораном и Пьером Берже. Первый посвятил себя исключительно моде, второй — финансам. Я не могу сейчас найти менеджера, который бы взвалил на себя финансовую часть, занимался бы грамотным маркетингом, раскруткой бренда, — рассуждает Вика Газинская. — Так что пока совмещаю обе роли. Это занимает девяносто процентов всего рабочего времени. На творчество остается десять». Но и их хватило на выставку в ЦУМе.

Подпишитесь и станьте на шаг ближе к профессионалам мира моды.

Фото: Полина Твердая