«Чтобы вас узнала Россия, вас сначала должен узнать Париж». Так говорил художник Лев Бакст сто лет назад. Вику Газинскую сначала тоже узнали в Париже. Москвичка с соломенной челкой из Чертаново окончила факультет дизайна костюма Московского университета сервиса, на третьем курсе стала лауреатом конкурса «Русский силуэт», работала стилистом в журнале L’Officiel при Эвелине Хромченко, а в 2007 году представила свою первую коллекцию на «Винзаводе». C Мирославой Дума и Ульяной Сергеенко прославилась в Париже как звезда стритстайла, а в 2010 году получила приглашение оформить витрину бутика Colette. Сейчас дважды в год Вика презентует свои коллекции на парижской Неделе моды, продается в солидных онлайн-магазинах Net-a-Porter, Moda Operandi, Shopbob и в бутиках от Западного Голливуда до Гонконга и Саудовской Аравии.
Вика точно и раньше многих уловила дух времени — откат от индустриализации. Стала делать маленькие коллекции, штучные вещи, не предназначенные для серийного производства, которого вокруг и так много. Она поняла, что нам незачем тягаться с гигантами фэшн-индустрии, постоянно оказываясь в хвосте. Надо делать свое — чуть ностальгическое, чуть детско-кукольное, порой наивное, но, главное, не вписывающееся в бесконечные трендбуки.
Однажды Вика увидела, как мама раскладывает ягоды боярышника на белой скатерти. Вдохновилась, зарисовала — и превратила в ценнейший жаккард. Напитавшись впечатлениями от исландских пейзажей, сделала коллекцию с аппликациями облаков, холмов и одноэтажных домиков.
«Сейчас, когда интерес к небольшим маркам с маленьким производством растет в геометрической прогрессии, Россия с ее несуществующей модной индустрией, зато обладающая некоторым количеством «золотых рук», которые все сложнее найти на Западе, может идеально вписаться в новую реальность, — говорит историк моды Ольга Михайловская. — В этом и заключается секрет успеха Вики Газинской».
Газинская раньше других уловила: нам нечего тягаться с гигантами моды, надо делать свое — порой наивное, зато штучное
Этапы десятилетнего пути в платьях будут показаны на выставке в ЦУМе. «Вещей не так много, зато можно будет увидеть самые ранние — 2007–2008 годов, например платье-облако, платье-узел, платье-крыло, платье-ракушку. Что-то из ранних, но уже известных коллекций, например топы и юбки с узорами «штрихи», «зеленые попугаи», толстовки с деревянными драгоценностями, — рассказывает Вика. — Мне негде было хранить первые коллекции, что-то продавалось, что-то терялось, исчезало, поэтому некоторые знаковые модели мы отшиваем к выставке заново».
Сейчас Вика, конечно, уже архивирует лекала, образцы тканей и сами платья, для этого предназначена отдельная комната в ее ателье на Мясницкой. Здесь же находится производственный цех, в котором трудятся портные, закройщики, технологи. В студии на диване сидит забавная кукла Марка Джейкобса. Рядом — другая, изящная, в белом жакете, с длинными балетными ножками и геометричной челкой, двойник Газинской. Впрочем, Вика к Марку Джейкобсу равнодушна, несмотря на его явные заслуги в области моды. Но с уважением относится к творчеству Мартина Маржела. «Его гений заключается в том, что этот модельер сумел, не показав широкой общественности даже своего лица, стать культовым».
«Хорошо, когда есть разделение на художника и менеджера. Например, в случае с Ивом Сен-Лораном и Пьером Берже. Первый посвятил себя исключительно моде, второй — финансам. Я не могу сейчас найти менеджера, который бы взвалил на себя финансовую часть, занимался бы грамотным маркетингом, раскруткой бренда, — рассуждает Вика Газинская. — Так что пока совмещаю обе роли. Это занимает девяносто процентов всего рабочего времени. На творчество остается десять». Но и их хватило на выставку в ЦУМе.
Подпишитесь и станьте на шаг ближе к профессионалам мира моды.
Фото: Полина Твердая