Янис Чамалиди — петербургский скромник

Ольга Михайловская рассказывает историю дизайнера с российским образованием и бельгийским стилем
Янис Чамалиди биография дизайнера и фото вещей из коллекции Ianis Chamalidy осеньзима 2017 | Vogue

Очередная Mercedes-Benz Fashion Week Russia по традиции завершилась питерским днем, безусловной звездой которого стал Янис Чамалиди, дизайнер, за которым русский Vogue следит буквально с первого дня.

Впрочем, к моменту создания русского Vogue Янис Чамалиди был уже вполне известным дизайнером, пусть и всего лишь 22 лет от роду. Дело в том, что свою первую коллекцию он показал в семнадцать лет, будучи студентом первого курса нынешней Академии Штиглица, которая тогда называлась Мухинским училищем. Это был скандал, и даже не потому, что коллекция была из ряда вон выходящей, а потому, что подразумевалось, что в 17 лет никто не в состоянии овладеть этой профессией.

Но Янис имел основания для уверенности в себе. «Мои бабушка и прабабушка были портнихами. Поэтому я никогда даже не пытался рисовать платья, я их сразу шил. Резал ткани, рвал, потом драпировал и накалывал. В детстве на куклах, разумеется. Бабушке приходилось прятать от меня драгоценные ткани клиентов». Янис утверждает, что именно поэтому его, выпускника Кораблестроительного техникума, и приняли в институт: «Меня заметили, потому что я рвал ткани, сразу делал муляжи. Педагоги недоумевали, откуда такая смелость. А я не боялся конструировать, потому что все детство смотрел, как бабушка на глаз вырезала выкройки, которые потом превращались в идеально сидящие вещи». Vogue включал его в Top 100 дизайнеров мира. Изабелла Блоу опубликовала материал о нем в Sunday Times, он прослыл вундеркиндом, но никогда не был избалован лишним вниманием. Во всяком случае, никогда не пользовался им. За каждой его коллекцией стоял большой серьезный труд и фанатичная любовь к своему делу. Всегда, в самые тяжелые времена он выбирал лучшие ткани, тщательно выверял крой, а качество исполнения и отделки соответствовало самым высоким образцам. «Изабелла Блоу обещала познакомить меня с Бернаром Арно, а я тогда понятия не имел, кто это такой», — вспоминает он сегодня.

Тогда, на исходе 1990-х, его романтическая готика могла быть просто данью тенденциям, но это оказалось его стилем, а не сиюминутной модой. Интересно, что он сам похож на свои вещи. Худой, темноволосый, с тонким прямым носом, графичный, словно черный силуэт на белом фоне. И его коллекции всегда такие же — графичные и строгие. Вытянутые стройные силуэты в духе неоготики 1990-х, оттуда же гранжевая обработка, неподшитые подолы и швы наружу, неизменный романтизм и исторические аллюзии в сочетании с удивительной практичностью подхода, идеальной посадкой по фигуре, рациональным подходом к тканям и материалам.

Какую бы тему он ни выбрал — будь то Ренессанс или готика, Леонардо да Винчи или Рафаэль, античность или русский костюм, — он всегда остается в рамках черно-серо-белой палитры с пятнами алого и бледно-розового, которая смотрится скорее как отсутствие цвета и сливается с телом. Но каким бы возвышенным ни был посыл, сама коллекция — это всегда именно одежда, а не арт-объекты и не театральный костюм. «Да, конечно, мои герои — прекрасная дева и ее рыцарь, защитник. И моя последняя коллекция навеяна портретом молодого человека Рафаэля. Отсюда эти бархатные береты, шапочки и чепцы. Но это одежда для реальных людей. Для тех, кто путешествует, например из Петербурга во Флоренцию или в Венецию, где сыро и ветрено. Поэтому им нужны двухсторонние вещи — с одной стороны благородный кашемир, с другой — непромокаемая ткань». А еще им, конечно же, нужны, комфортные высокие ботинки на шнуровке, но из драгоценного бархата, как положено в Венеции. И объемное черное пальто, которое смотрится вечерней накидкой, достойной Коломбины, а на деле оказывается почти спортивной паркой. Янис Чамалиди признается, что любит такие метаморфозы одежды — она должна меняться в зависимости от погоды и настроения. И именно такую одежду он и делает, достойную костюмной драмы, с одной стороны, и способную жить активной современной жизнью, с другой.

И даже достойные лучших красных дорожек платья из многослойного тюля с нежнейшей ручной вышивкой или драгоценной аппликацией на самом деле отлично смотрятся с этими комфортными пальто и плащами. И уж точно никак не противоречат друг другу. Вероятно, в этом секрет Яниса Чамалиди. В сочетании романтизма и практичности. Этот подход роднит его с бельгийскими дизайнерами, хотя сказать, что он похож на кого-то из них буквально, невозможно. Каждую показанную на подиуме вещь можно носить в реальной жизни, той, которой мы все живем. Но именно такая одежда не позволяет в этой повседневности затеряться, а наоборот, дает приятное ощущение художественной обработки реальности.

Неслучайно именно Чамалиди пригласили в уникальный проект Государственного Эрмитажа. Это историческая реконструкция, в которой Константин Хабенский, одетый в костюмы Яниса Чамалиди, в роли мистического экскурсовода проведет зрителей через эпохи, от XVIII века Екатерины II через век XIX к современности. Удивительно, что Хабенский в этом костюме выглядит и абсолютно современно, и абсолютно исторически правдиво. Без маскарада и буффонады, как истинный герой именно нашего времени. За всем этим есть лишь одна странность: Янис Чамалиди и его марка, несмотря на космополитичный дизайн, безусловно, европейский уровень исполнения и правильную клиентуру, остается сугубо локальным питерским явлением. Что это? Скромность дизайнера? Нерасторопность байеров? Или все-таки отсутствие индустрии моды в России?

Подпишитесь и станьте на шаг ближе к профессионалам мира моды.