«Господи, помоги мне выжить среди этой смертной любви» — знаменитый слоган с не менее знаменитого граффити «Братский поцелуй» Дмитрия Врубеля бегущей строкой разместился на подолах, рукавах и нашивках в осенне-зимней коллекции украинского дизайнера Юлии Ефимчук. А само изображение целующихся генсеков Эриха Хонеккера и Леонида Брежнева превратилось на вещах в принт — неброский, но все-таки заметный. На фоне всеобщего увлечения иронией и панковским пренебрежением к традициям, которые демонстрируют, например, Джереми Скотт в Moschino и Ашиш Гупта в Ashish, такой выбор темы выглядит как минимум смело. Если же рассматривать коллекцию без отрыва от неизбежной ассоциации с Украиной и украинского вопроса, то Ефимчук переходит из разряда молодых дизайнеров в категорию современных художников. Причем тех, кому и правда есть что сказать.
В прошлом году Юлия Ефимчук получила специальный приз фестиваля в Йере, и представленная там коллекция была хоть и злободневной, но гораздо менее острой. Стилизованные форменные платья советских школьниц, слоганы с агитационных плакатов, эффектная черно-бело-красная цветовая гамма и многочисленные отсылки к советскому же конструктивизму — на фоне непростой политической ситуации и возросшего интереса к украинским дизайнерам вещи Yulia Yefimtchuk+ неизбежно обрастали дополнительными смыслами. Но в этом сезоне девушка решила конкретизировать свой посыл и привязала коллекцию к знаковому поцелую — символу разрушения Берлинской стены и одному из самых узнаваемых граффити в мире.