«Господи, помоги мне выжить среди этой смертной любви» — знаменитый слоган с не менее знаменитого граффити «Братский поцелуй» Дмитрия Врубеля бегущей строкой разместился на подолах, рукавах и нашивках в осенне-зимней коллекции украинского дизайнера Юлии Ефимчук. А само изображение целующихся генсеков Эриха Хонеккера и Леонида Брежнева превратилось на вещах в принт — неброский, но все-таки заметный. На фоне всеобщего увлечения иронией и панковским пренебрежением к традициям, которые демонстрируют, например, Джереми Скотт в Moschino и Ашиш Гупта в Ashish, такой выбор темы выглядит как минимум смело. Если же рассматривать коллекцию без отрыва от неизбежной ассоциации с Украиной и украинского вопроса, то Ефимчук переходит из разряда молодых дизайнеров в категорию современных художников. Причем тех, кому и правда есть что сказать.
В прошлом году Юлия Ефимчук получила специальный приз фестиваля в Йере, и представленная там коллекция была хоть и злободневной, но гораздо менее острой. Стилизованные форменные платья советских школьниц, слоганы с агитационных плакатов, эффектная черно-бело-красная цветовая гамма и многочисленные отсылки к советскому же конструктивизму — на фоне непростой политической ситуации и возросшего интереса к украинским дизайнерам вещи Yulia Yefimtchuk+ неизбежно обрастали дополнительными смыслами. Но в этом сезоне девушка решила конкретизировать свой посыл и привязала коллекцию к знаковому поцелую — символу разрушения Берлинской стены и одному из самых узнаваемых граффити в мире.
Можно ли считать, что Ефимчук проводит параллели между событиями на Украине и тем, что привело к появлению стены между ГДР и Западным Берлином? И считать ли эту коллекцию своеобразными призывом к действию?
«При использовании слоганов я не акцентирую внимание на конкретных событиях. Слоганы в моих коллекциях относятся к каждому в этом мире. Общество забыло о человеческих ценностях и доброте. Я себя с детства называла человеком мира, без конкретизации национальности. Мне нравится быть частью всего мира, а не ограничивать себя какой-то одной территорией. Если люди видят в слоганах что-то конкретное, то это их мнение. «Братский поцелуй» меня очень зацепил, и я долго думала, почему и зачем. Потом поняла, что нужно воплотить его идею в коллекцию и напомнить людям, что сегодня нужно «выжить» и остаться человеком», — рассказывает Юлия, отказываясь проводить прямые параллели между своим творчеством и политикой.
Возможно, ее посыл и правда не стоит воспринимать буквально: гранжевая одежда Yulia Yefimtchuk+ с очень оптимистическими надписями на немецком и русском языках ценна не в рамках отдельного межгосударственного конфликта — она воплощает стремление молодых и талантливых жить и работать вне каких бы то ни было границ. А вот своей связи с современным искусством девушка не отрицает и рассказывает, что хотела бы поработать с Бэнкси — одним из известнейших ныне живущих художников («Братский поцелуй», напомним, вдохновлял и его тоже).
Все принты и сама одежда Yulia Yefimtchuk+ производятся в Украине из итальянских и японских тканей. Купить вещи Юлии можно в Opening Ceremony (Нью-Йорк, Токио и Лос-Анджелес), в китайских Dressign For Fun, Between, Fame Glory, японских Visit For и K3, киевском Atelier 1 и корейском Addicted. В московском универмаге «Цветной» коллекция «Братский поцелуй» появится в середине сентября, примерная стоимость вещей колеблется в пределах 200–500 евро.
Модель: Анна Киуру
Подпишитесь и станьте на шаг ближе к профессионалам мира моды.
Фото: Ольга Христолюбова