Мода

Почему классические манекены нужно менять

Поскольку модная индустрия взяла на себя обязательства по обеспечению многообразия, манекены, отражающие нас самих, оказались в центре повышенного внимания
Индустрия моды — почему классические манекены нужно менять
Loewe весна-лето 2021

Они выглядят в точности как мы. Они пугающе неподвижны. Они играют важную роль в продаже одежды и на карантине были единственными обитателями универмагов и бутиков. Конечно, речь идет о манекенах. Сегодня, когда близкие контакты между людьми стали чуть ли не табу, а мир моды буквально перевернулся с ног на голову, манекены стали предметом дискуссий: они не только символизируют пошатнувшийся мир консьюмеризма, но и помогают в обеспечении социального дистанцирования и организации изолированных рабочих условий.

Loewe весна-лето 2021

Для дизайнеров они оказались настоящим спасением, когда устраивать модные шоу стало невозможно — манекены активно использовались во время цифровых Недель моды и презентаций. Креативный директор Loewe Джонатан Андерсон показал мужскую весеннюю коллекцию на обычных портновских манекенах. Другие дизайнеры, в том числе Каушик Велендра, пригласили зрителей за кулисы и показали одежду в процессе ее изготовления. Разумеется, на манекенах. На кутюрном показе Dior упрощенные реплики тела также сыграли основную роль — в видеокампейне Designer of Dreams одежда представлена в миниатюре на серии небольших кукол. Дом моды пообещал разослать манекены основным заказчикам и клиентам, чтобы они могли сделать предварительный заказ.

Christian Dior — Designer of Dreams

Leslie Moquin

Мария Грация Кьюри не была бы собой, если бы показ Christian Dior обошелся без исторических отсылок. Уже упомянутые манекены стали напоминанием периода после Второй мировой войны, когда ткани были в дефиците, а мир высокой моды переживал экономический спад. Тогда 15 легендарных французских Домов моды, включая Schiaparelli, Lanvin и Balenciaga, объединились и устроили впечатляющее шоу, чтобы привлечь клиентов. Они создали уменьшенные копии любимой одежды и выставили их на суд публики на проволочных и фарфоровых манекенах, которые составляли треть от обычного размера. В итоге этот Théâtre de la Mode («Театр моды») имел огромный успех. 

Сначала мероприятие провели в Париже, где его посетили более 100 тысяч человек, а затем выставка отправилась в тур по всей Европе и Америке. Эта был не единственный случай, когда индустрия моды обращалась к манекенам. Последние востребованы не только в магазинах, но также на съемках, презентациях и выставках. Манекены позволяют дизайнерам экспериментировать. Вспомните, к примеру, шоу Maison Martin Margiela сезона осень-зима 1998 — тогда мы увидели довольно жутких марионеток, созданных стилистом Джейн Хау. А что говорить про фотосессии Тима Уокера и Хельмута Ньютона, которые играют на контрастах между жизнью и статикой?

Maison Martin Margiela осень-зима 1998

В последнее время манекены стали объектом пристального внимания. Ведь индустрия моды взяла на себя новые обязательства и вынуждена задумываться о будущем. Сегодня покупателям как никогда важно, насколько экологична и этична одежда, которую они собираются носить. Так что манекены, копирующие нас самих, играют не последнюю роль. Многие производители начали экспериментировать с более экологичной продукцией. Например, бельгийцы Bonami изготавливают своих «манекенов будущего» из прочного, легкого, на 100% перерабатываемого материала, который называется бонпласт. «В течение нескольких лет мы занимались исследованиями и разработками, чтобы создавать манекены в соответствии с нормами экологически чистого производства. Они не наносят вреда окружающей среде и в то же время отвечают требованиям розничной торговли в отношении идеальной посадки и дизайна», — говорит владелец компании Нико Бонами.

Ряд других поставщиков, включая Genesis, Bonaveri и Hans Boodt, имеет схожую политику в области защиты окружающей среды. Они внедряют новшества, которые позволяют сократить выбросы парниковых газов, использовать биоразлагаемые материалы и краски, обеспечивать углеродную нейтральность и предусматривать производство с замкнутым циклом — готовые изделия полностью пригодны для вторичной переработки.

Loewe весна-лето 2021

Проблема не только в материалах, используемых в изготовлении манекенов, но и в их внешнем виде. Давно нуждается в пересмотре стандартизированная форма манекена — стройная, высокая, часто олицетворяющая ложные идеалы красоты, глубоко укоренившиеся в индустрии моды. В течение последних десяти лет ряд бренды, в том числе Nike, устранили этот недостаток и начали использовать манекены, которые более точно отражают тех, кто покупает их одежду. Изделия на манер i.Dummy, которые могут механически менять форму, кажутся более интересными, но пока они не так широко используются. 

Этому вопросу всецело посвятила себя писатель, спикер и защитник интересов людей с ограниченными возможностями — Шинейд Берк. В прошлом году в рамках выставки Body Beautiful в Национальном музее Шотландии ее тело было отлито для создания первого в мире манекена маленького человека. «Я не думала, что, наблюдая за всеми этапами процесса и увидев конечный результат, я почувствую что-то особенное, но трепет, который я испытала, застал меня врасплох, — рассказала она Vogue. — Я никогда раньше не видела трехмерное изображение своего тела или тела кого-то, кто был бы похож на меня. Я все время думала о том влиянии, которое подобный опыт может оказать на других людей, особенно на представителей более молодых поколений». 

Последние несколько лет Берк активно выступает за изменения в модной индустрии. Она поясняет, что рассматривает этническое и социокультурное многообразие в контексте как средство обучения, инноваций и творчества. Активистка уверена, что, учитывая опыт и знания меньшинств, можно создавать вещи, которые подойдут всем. Берк также напомнила, что очень долго индивидуальные особенности не учитывались. Теперь же, по ее мнению, необходимо осознанно подходить к вопросу многообразия.

Каталог манекенов, конец XIX века

С оглядкой на недавние цифровые Недели моды и некоторые обложки журналов, вышедшие в этом году, можно заключить, что технологии открывают новые потенциальные возможности для создания манекенов и других форм презентации человека. Для творческого дизайнерского дуэта Auroboros стирание границ между моделью и манекеном — это не вопрос коммерческой выгоды, а отличная возможность для внедрения инноваций. Они разработали цифровую коллекцию одежды, которую описывают как «доступную, представленную только в цифровом формате и не предусматривающую каких-либо материальных ограничений, проблем с полом или размером, а также не оказывающую негативного воздействия на экологию». Виртуальные вещи идут в комплекте с манекенами для цифровой презентации Biomimicry. «Манекены, как и одежда, могут подходить для людей разной комплекции и роста, — говорят основатели Auroboros Паула Селло и Алисса Аулбекова. — Преимущество виртуальной среды как раз и заключается в том, что это одновременно и утопия, и возможность учитывать особенности тех людей, которые ранее были недостаточно представлены в модной индустрии».

Будь то материальные или виртуальные, олдскульные или ультрасовременные, очевидно, что манекены играют первостепенную роль в том, как мы демонстрируем и покупаем одежду. Их разработка представляет огромный творческий потенциал и в то же время сопряжена со сложными социальными и этическими аспектами, требует тщательного анализа современных идеалов красоты и того, что мы хотим видеть в витринах магазинов. 

Vogue, 1938