Почему модная индустрия разлюбила натуральный мех

Burberry, Chanel, Gucci, Prada… и даже королева Великобритании публично заявила об отказе от натурального меха. Значит ли это, что роман модной индустрии с мехом окончен?
Мех и мода готовы ли мы к новому этапу модной истории где нет места натуральному меху
Daniele Venturelli. Gucci осень-зима 2019

В мае этого года Prada Group заявили, что не видят будущего в изделиях из натурального меха. Ссылаясь на новую политику «инноваций и социальной ответственности», Миучча Прада возложила на бренды Prada и Miu Miu обязательство, начиная с коллекций весна-лето 2020, отказаться от натурального меха.

В последние годы значительное количество марок класса люкс, в числе которых Burberry, Gucci, Chanel, 3.1 Phillip Lim, Coach, Diane Von Furstenberg, DKNY, Michael Kors, Versace и Giorgio Armani, опубликовали заявления о том, что прекращают использовать мех норок, лис, шиншилл, кроликов и других животных. Некоторые бренды даже отказались от изготовления дорогостоящих изделий из кожи экзотических животных и ангоры.

Prada осень-зима 2019

Andreas Rentz

В 2018 году Британский модный совет сообщил, что приложит все усилия, чтобы «освободить» Неделю моды в Лондоне от натурального меха. Важно отметить, что с 2000 года пушное звероводство в Англии запрещено, но импорт все еще законен, и в 2017 году меха было приобретено на сумму около 75 миллионов фунтов стерлингов.

Что касается розничной торговли, в том же 2017-м группа компаний Yoox Net-a-Porter Group опубликовала решение о прекращении продажи меха, а Farfetch обязались снять с продажи изделия из меха и кожи находящихся под угрозой вымирания видов к концу этого года.

Около месяца назад американский модный гигант Macy’s — универмаг, где раньше шубы продавались за тысячи долларов, — объявил о том, что намерен прекратить продавать мех к 2021 году. Также недавно во всем штате Калифорния, следом за отдельными городами Сан-Франциско и Лос-Анджелесом, был принят запрет на изготовление и продажу новых изделий из меха.

Даже королева Великобритании поддержала смену отношения к меху: Букингемский дворец подтвердил, что вся новая одежда для ее высочества будет изготавливаться только из искусственного меха.

Королева Елизавета в Лондоне, 2008

Anwar Hussein

Краткая история движения против меха

Все эти события стали своего рода пощечиной высокоприбыльной индустрии производства меха, которая еще буквально несколько лет назад была растущей и развивающейся. С 2000 года мировые продажи меха возросли на 70 процентов, и в 2014-м эта индустрия, по данным Международной федерации меха, оценивалась более чем в 40 миллиардов долларов США (что на тот момент было соизмеримо мировому рынку Wi-Fi).

Казалось бы, откуда было взяться такому резкому шквалу негатива? На деле модная этическая революция зрела десятилетия. Создание организации «Люди за этичное отношение к животным» (англ. People for the Ethical Treatment of Animals, PETA) в 1980 году разожгло раннюю волну активизма, тактика PETA уже тогда подняла много шума: неравнодушные громко протестовали у мест проведения показов, проникшие на шоу активисты закидывали дизайнеров и моделей ненастоящей кровью, звездные сторонники движения выходили на публику нагишом в поддержку слогана «Лучше голым, чем в мехах».

В середине 1990-х в промо кампании PETA приняли участие супермодели Кристи Тарлингтон и Наоми Кэмпбелл. Последняя, правда, позднее сменила точку зрения и в 2009 году даже стала лицом известного любовью к меховым изделиям бренда Dennis Basso.

1994

Помимо скандальных акций PETA, в XX веке были созданы еще несколько антимеховых проектов, которые мир моды вспоминает по сей день. Например, в 1984 году Гринпис совместно с организацией по борьбе с производством меха Lynx придумали по-настоящему грубый, но эффектный слоган «Чтобы сделать шубу, нужно 40 тупых животных. Чтобы носить — только одно», сопроводив его фотографией Дэвида Бейли с изображением женского силуэта, несущего в руке шубу, за которой тянется зловещий кровавый след.

В следующем году Бейли выступил режиссером привлекшей не меньшее внимание телевизионной рекламы, по сюжету которой модный показ превращается в малобюджетный хоррор, где зрительский бомонд оказывается покрыт брызгами крови.

В 1994-м Calvin Klein прекратили работу с мехом. В ноябре того же года Синди Кроуфорд появилась на обложке журнала New York в одной лишь шляпке из искусственного меха, которую вместе с PETA разработал Тодд Олдхэм. Уже в конце прошлого века американское общественное мнение склонялось к тому, что ношение меха — морально и этически сомнительно, потому продажи меховых изделий во всем мире несколько упали.

1996

David Cheskin

Восстание против меха — почему именно сейчас?

В нулевых, однако, меховая индустрия восстановилась даже несмотря на то, что с появлением цифровых платформ возможность распространять информацию о жестоком обращении с животными стало намного проще. И хотя некоторые дизайнеры, в числе которых Вивьен Вествуд, объявившая об отказе от меха в 2007 году, продолжали бойкотировать жестокое обращение с животными, в целом негативное отношения к меху вернулось лишь во второй половине 2010-х. И на это есть несколько причин. Усилия активистов в 1980-х и 1990-х помогли привлечь прессу и обратить внимание общественности на проблему, однако большинство использованных ими тактик были настолько шоковыми, что вызвали негативную реакцию, несмотря на благой посыл. Для фундаментальных изменений требовалась кропотливая «закулисная» работа. Организация по защите прав животных Humane Society International (HSI) вела переговоры с Prada и Gucci, в результате которых, как стало видно сейчас, удалось мирным путем добиться глобальных изменений. «Мы придерживаемся политики открытых дверей в работе со всеми компаниями, у нас за плечами опыт сотрудничества с огромным количеством розничных сетей и дизайнеров, но важнее всего то, что у нас есть репутация организации, которая уважает мнение и право на конфиденциальность тех, кто к нам обращается, а это — основа доверия», — дал комментарий Vogue директор организации по политике в области моды Пи Джей Смит.

1992

Возникшая в последние годы неприязнь модной индустрии к меху четко указывает на изменения в мире: появился запрос потребителей на прозрачность и экологическую устойчивость производства. «Наконец компании слушают своих покупателей, а покупатели не хотят поддерживать вопиющую жестокость и разрушительное воздействие на окружающую среду, которые сопровождают производство меха, — продолжает Смит. — Компании разрабатывают новые уставы, которые идут в ногу с современными ценностями, а потребители вознаграждают их положительной реакцией и тем самым продвигают их бренд». Интересно, что не все решившие отказаться от меха компании ждут финансовые проблемы. Согласно докладу Business of Fashion, до того, как Gucci объявили о новой политике в отношении меха, продажи их меховых изделий составляли всего 0,2 процента общей выручки.

Поиск инновационных альтернатив

Множество брендов сегодня говорят о том, что готовы инвестировать в разработку новых материалов, которые пришли бы на смену старым добрым шкурам. Нью-йоркская марка Maison Atia под руководством Хлои Мендель, меховщицы в шестом поколении, объявила, что намерена найти достойнейшую замену меху ручной выделки самого высокого качества из альтернативных материалов.

Еще один пример — лондонский бренд Shrimps Ханны Вейланд, невероятно популярный среди моделей, редакторов и знаменитостей. Вейланд рассказала Vogue, что работа с искусственным мехом открыла перед ней новые профессиональные перспективы: «Я узнала сотни техник и эффектов. Искусственный мех — это очень многогранный материал. Особенно мне нравится создавать жаккарды; люблю, когда с помощью плюшевого нагромождения искусственного меха создается глубина и почти 3D-эффект».

Однако главная проблема искусственного меха — экологическая неполноценность: производство из синтетических материалов, краткий срок носки и биологическая неразлагаемость. С другой стороны, для того чтобы носить и хранить натуральный мех, также требуется очень вредная химическая обработка. Иные «теплые» альтернативы — например, мохер или овечья шерсть — тоже побочные продукты животноводства. Все это крайне неоднозначные вопросы, а рациональные аргументы есть и у стороны борцов за права животных, и у противников искусственных материалов.

Shrimps осень-зима 2019

Jamie Stoker

Стелла Маккартни, чей бренд придерживается вегетарианской политики с момента основания в 2001 году, недавно предложила вариант, который может стать шагом вперед для всех, кого волнует экологический след производства искусственного меха. В сентябре Стелла анонсировала мех Koba Fur-Free Fur, который состоит из смеси переработанного полиэстера и растительного сырья.

Наталья Водянова в шубе Stella McCartney в Париже, 2019

Iconic

Конец эры натурального меха?

Однако от натурального меха отказываются не все. Финская фирма по производству меха и аукционный дом Saga Furs полагают, что молодые люди — их самая быстрорастущая группа потенциальных потребителей. Редакции Vogue дала комментарий директор по модному направлению Saga Тиа Матьюс: «Потребители теперь покупают не просто продукт, а всю его историю и все, что он олицетворяет. Им интересен процесс, от источника материалов и ингредиентов до деталей производства, им интересна информация обо всех связанных с продуктом лицах и компаниях. Особенно это касается миллениалов и представителей поколения Z». Матьюс отмечает, что, хотя в последние годы они понесли ущерб, связанный с ухудшением репутации меха, продажи все еще велики: «То, что многие бренды отказались от меха, плохо сказалось скорее на имидже индустрии, а не на спросе и продажах на мировом рынке. Мех все равно появился на 60 процентах показов в прошлом году. Молодые начинающие дизайнеры тоже приветствуют материал: используют его и для показов, и для продажи».

Shrimps осень-зима 2019

Jamie Stoker

Хотя мы еще ждем данные за 2019 год, уже сейчас понятно, что с 2015 года продажи натурального меха упали на 18 процентов: на данный момент с 40 до 33 миллиардов долларов. Сократилось также количество шкур животных в обороте, а по оценкам аукционного дома Kopenhagen Fur количество голов норок на фермах к концу этого года должно с отметки 2015 года в 90 миллионов упасть до 60 миллионов. (Однако, тут важно учитывать, что это число до 2015 года неуклонно росло).

Исчезнет ли натуральный мех из оборота в будущем, покажет только время. Сегодня число брендов, заявивших о желании переосмыслить свое к отношение к нему, растет каждую неделю. И ясно лишь одно: пришло время осознанного выбора.

Активисты PETA в Цюрихе

Michele Limina/EPA/Shutterstock