Русские промыслы: Балахнинское кружево

Рассказываем, какие чудесные техники еще сохранились в России
Балахнинское кружево
Балахнинское кружево, работу выполнила Людмила Егоровна Шкарина. Фото: Даша Масленникова

Некоторые русские промыслы до сих пор пользуются популярностью и могут приносить прибыль, а другие почти забыты. Мы часто говорим об иностранных достижениях и совсем не замечаем, что под боком, всего в нескольких сотнях километров от Москвы, производят уникальные вещи. Такая несправедливость всегда меня задевала. Чтобы исправить это недоразумение, я отправилась в небольшое путешествие и сделала серию материалов о русских промыслах. В первом, премьерном выпуске — балахнинское кружево. 

Начну со справки. Балахна — небольшой старинный город на берегу Волги в 30 километрах от Нижнего Новгорода, где проживает примерно 50 тысяч человек. Здесь родился Кузьма Минин — памятник которому в дуэте с Пожарским стоит на Красной площади в Москве. В этих же местах появилось балахнинское кружево. 

Русские промыслы Балахнинское кружево

Процесс плетения кружева. Экспонат Балахнинского музейного историко-художественного комплекса

Балахнинское кружево: в чем особенность

Балахнинское кружево — многопарное. То есть для плетения используется сразу много пар деревянных столбиков, на которые наматываются нитки — они называются коклюшками. В балахнинской технике кружевница выводит рисунок одновременно по всей ширине — как принтер. В вологодской, например, узор формируется из бесконечной ленты, элементы которой сцепляются между собой, поэтому такое кружево называется сцепным. Во время плетения кружева в сцепной технике понадобится примерно 20 пар коклюшек, а вот в многопарной их может быть и все 300. Только представьте, сколько времени нужно потратить, чтобы намотать нитки на 600 коклюшек — и это вы еще даже не приступили к плетению. Поэтому балахнинское кружево изготавливается крайне медленно. На одну салфетку может уйти полгода.

Кружева. Слева шарфик в технике сцепного кружева. Экспонат Балахнинского музейного историкохудожественного комплекса....

Кружева. Слева шарфик в технике сцепного кружева. Экспонат Балахнинского музейного историко-художественного комплекса. Фото: Талиб Шиллаев

Главная отличительная особенность балахнинского кружева от других многопарных техник — клюневая решетка. Это орнамент, который используется как фоновый, и больше, кроме как в Балахне, нигде не встречается. 

Русские промыслы Балахнинское кружево

Клюневая решетка, балахнинское кружево, работу выполнила Людмила Егоровна Шкарина. Фото: Даша Масленникова

Как разрабатывают рисунок

Зачастую автор рисунка и автор работы — это два разных человека. То есть один человек разрабатывает дизайн, а второй — плетет. Одним кружевницам лучше удается первое, другим — второе. Макет рисунка называется сколком — он кладется на специальную подушку и поверх него накалываются булавки. На них крепятся нитки в процессе плетения. Сколки кружевницы рисуют сами либо заимствуют друг у друга. Но если вы отправляете работу на выставку, сделанную по чужому сколку, то хороший тон — подписать его автора. 

Когда появилось балахнинское кружево

«Балахнинское кружево известно с XVIII века, — говорит Мария Карташова, директор 
Балахнинского музейного историко-художественного комплекса, с которого мы начали знакомство с городом. — В 1882 году была опубликована первая статья в трудах комиссии по исследованию кустарных промыслов. Автор — Ягодинский, местный исследователь. Он написал, что балахнинскому кружеву более ста лет. Одна из основательниц Мариинской практической школы кружевниц в Санкт-Петербурге и известная исследовательница кружева София Александровна Давыдова опиралась на работы Ягодинского и тоже писала, что это был XVIII век. Мы ориентируемся на эти данные».

Кто его придумал

«В настоящее время есть несколько версий о происхождении этого кружева: самая обоснованная — кто-то из дворянок открыл мастерскую. Из Европы привозили нитки и сколки. Кружевоплетение в России — пришлое, несамобытное. Если ткачество развивалось постепенно в нескольких местах, то кружево завезли. Сейчас похожее на наше кружево плетут в Испании и на Мальте. Вообще во времена Петра I, Елизаветы Петровны очень много дворян открывали мастерские, где девушки плели кружево. Его в итоге продавали. Известные мастерские различных кустарных промыслов были у Шереметевых, среди прочего в их владении числилось Кубинцево — бывшее село, которое примыкало к Балахне, сейчас это уже черта города», — рассказывает Мария Карташова. 

«Балахна всегда была уездным городом. Но не нужно сравнивать былую Балахну и нынешнюю: это небо и земля. Балахна была очень крупным уездным центром с высоким экономическим развитием. В XVI веке Балахна стояла на одном экономическом уровне с Нижним Новгородом — сейчас это трудно представить. Поэтому в Балахну очень быстро приходила мода — с ярмарки в Нижнем Новгороде». 

Русские промыслы Балахнинское кружево

Старинные балахнинские кружева. Экспонат Балахнинского музейного историко-художественный комплекса. Фото: Даша Масленникова

Кто продвигает кружевоплетение сейчас

После музея мы отправились к известной кружевнице, члену Союза художников Галине Котовой. Она работала в цехе кружевоплетения, филиале Городецкой строчевышивальной фабрики, который существовал в городе с 1968 по 1994 год. В детстве Галина жила прямо напротив него — любопытство и привело ее на производство. Плести она начала в двадцать два года. В цеху делали вставки для платьев, иногда создавали крупные кружевные изделия — их отправляли на выставки. Но масштабной продажи никогда не было. 

Работа Галины Котовой. Фото Талиб Шиллаев

Работа Галины Котовой. Фото: Талиб Шиллаев

В гостях мы встретили и ее коллегу — Наталью Жмакину. После закрытия цеха она перешла на работу на радиозавод, а кружевоплетение стало ее хобби. Галина и Наталья показывают нам столько изделий… я потрясена — страшно представить, сколько времени на это все потребовалось. Кружевницы признаются, что сейчас уже мало кто придерживается техники — сколки осовременивают, и аутентичность изделий утрачивается. 

Галина Котова практически не плетет — передает свое мастерство желающим овладеть балахнинской техникой плетения кружев. Участвует в выставках и фестивалях в России и за рубежом, проводит свои авторские выставки. 

Русские промыслы Балахнинское кружево

Работа Галины Котовой. Фото: Талиб Шиллаев

Работы Натальи Жмакиной. Фото Талиб Шиллаев

Работы Натальи Жмакиной. Фото: Талиб Шиллаев

Символизм в балахнинском кружеве

Просматривая старые снимки, можно заметить, что девушки носили косынки черного цвета. Их часто добавляли к приданому будущей невесты. Галина Котова предполагает, что цвет был выбран неслучайно. Ее испанская коллега рассказала, что черные косынки, мантильи, в их краях обязательно надевали замужние дамы во время похода в церковь. Вероятно, вместе со сколками к нам перекочевали и некоторые традиции. 

Екатерина Алексеевна в черной косынке сделанной в технике балахнинского кружева Лиза и ее крестная. Фото предоставила...

Екатерина Алексеевна в черной косынке, сделанной в технике балахнинского кружева, Лиза и ее крестная. Фото предоставила Марина Сидоренко

Испанские девушки в мантильях 1927

Испанские девушки в мантильях, 1927

ullstein bild Dtl.
Девушка из Испании в традиционном черном кружеве 1940

Девушка из Испании в традиционном черном кружеве, 1940

ullstein bild Dtl.

Где учатся балахнинскому кружеву сейчас

Еще одна бывшая коллега Галины и Натальи — Людмила Егоровна Шкарина, ведет кружок «Кружевница» с 1995 года. Он находится в ДК «Волга». Сейчас там занимается около 15 человек — от 12 и до пенсионного возраста. Юным ученикам кружевоплетение дается тяжело. Чтобы увидеть результат, нужно потратить несколько месяцев, и у многих не хватает усидчивости. В возрасте же свои проблемы — зрение и моторика не всегда позволяют ловко распоряжаться нитями. 

Русские промыслы Балахнинское кружево

Кружок кружевоплетения в ДК «Волга». Фото: Талиб Шиллаев

Дом культуры, который ранее принадлежал одноименному балахнинскому бумажному комбинату, стоит отдельного внимания. В этом безумном красоты здании находится самый крупный зрительный зал в городе — на 500 человек. Большая часть концертов и выступлений звезд проходит именно здесь. 

В ДК преподают танцы, обучают резьбе по дереву и сборке авиамоделей, а в подвале занимаются игрой на барабанах и трубе. Но, увы, состояние самого здания плачевное — это памятник архитектуры, и для ремонта нужна особая документация. Одно только ее составление обойдется в десять миллионов рублей, не говоря уже про сам ремонт. Благо сейчас оно в хороших руках — еще десять лет назад на месте ДК хотели построить торговый центр, но жители отстояли особенное место, и теперь оно «приходит в себя» под руководством директора Ирины Мочалиной.

ДК «Волга». Фото Даша Масленникова

ДК «Волга». Фото: Даша Масленникова

Балахнинское кружево работу выполнила Людмила Егоровна Шкарина. ДК «Волга». Фото Талиб Шиллаев

Балахнинское кружево, работу выполнила Людмила Егоровна Шкарина. ДК «Волга». Фото: Талиб Шиллаев

Русские промыслы Балахнинское кружево

Балахнинское кружево, работу выполнила Людмила Егоровна Шкарина. ДК «Волга». Фото: Талиб Шиллаев

Русские промыслы Балахнинское кружево

Балахнинское кружево, работу выполнила Людмила Егоровна Шкарина. ДК «Волга». Фото: Талиб Шиллаев

Русские промыслы Балахнинское кружево

Балахнинское кружево, работу выполнила Людмила Егоровна Шкарина. Фото: Талиб Шиллаев

Русские промыслы Балахнинское кружево

Подушка для плетения кружева. ДК «Волга», г. Балахна. Фото: Талиб Шиллаев

Русские промыслы Балахнинское кружево

Подушка для плетения кружева. ДК «Волга», г. Балахна. Фото: Даша Масленникова

Молодое поколение и балахнинское кружево

Среди молодых почти нет кружевниц. Сейчас балахнинским кружевом занимается только Елена Белова — которую в мимолетных разговорах упоминали в каждой локации нашего маршрута. И мы, конечно, напросились к ней в гости. Елене еще нет двадцати пяти, но зато за плечами уже хороший опыт. Плести она начала еще лет в десять — занималась в кружке, который тогда вела в городе Галина Котова. Позже одна знакомая, бывший директор местного музея, посоветовала поступить в петербургскую Высшую школу народных искусств, что Елена и сделала. С гордостью она рассказывает нам про свою дипломную работу — красное кружевное платье, которое осталось в музее ВШНИ. Макет изделия был отрисован вручную — каждый раз, когда в него вносились корректировки (а их было много), набросок размером в натуральную величину приходилось переделывать. После утверждения макета нужно было сплести все части и сшить между собой. На производство ушло примерно полтора года. Из Санкт-Петербурга Елена вернулась — и стала вести кружок в местной библиотеке. На данный момент кружевница в декретном отпуске, но у нее уже есть планы на будущее — как минимум освоить графические программы, чтобы больше не рисовать макеты от руки. Это сильно ускорит работу. 

Дипломная работа Елены Беловой

Дипломная работа Елены Беловой

Русские промыслы Балахнинское кружево

Работу выполнила Елена Белова. Автор рисунка: Галина Котова. Фото: Талиб Шиллаев

Редакция Vogue благодарит пресс-секретаря администрации Балахнинского округа Анастасию Латину за помощь в организации съемки.