Русские промыслы: Балахнинское кружево

Рассказываем, какие чудесные техники еще сохранились в России
Балахнинское кружево
Балахнинское кружево, работу выполнила Людмила Егоровна Шкарина. Фото: Даша Масленникова

Некоторые русские промыслы до сих пор пользуются популярностью и могут приносить прибыль, а другие почти забыты. Мы часто говорим об иностранных достижениях и совсем не замечаем, что под боком, всего в нескольких сотнях километров от Москвы, производят уникальные вещи. Такая несправедливость всегда меня задевала. Чтобы исправить это недоразумение, я отправилась в небольшое путешествие и сделала серию материалов о русских промыслах. В первом, премьерном выпуске — балахнинское кружево. 

Начну со справки. Балахна — небольшой старинный город на берегу Волги в 30 километрах от Нижнего Новгорода, где проживает примерно 50 тысяч человек. Здесь родился Кузьма Минин — памятник которому в дуэте с Пожарским стоит на Красной площади в Москве. В этих же местах появилось балахнинское кружево. 

Процесс плетения кружева. Экспонат Балахнинского музейного историко-художественного комплекса

Балахнинское кружево: в чем особенность

Балахнинское кружево — многопарное. То есть для плетения используется сразу много пар деревянных столбиков, на которые наматываются нитки — они называются коклюшками. В балахнинской технике кружевница выводит рисунок одновременно по всей ширине — как принтер. В вологодской, например, узор формируется из бесконечной ленты, элементы которой сцепляются между собой, поэтому такое кружево называется сцепным. Во время плетения кружева в сцепной технике понадобится примерно 20 пар коклюшек, а вот в многопарной их может быть и все 300. Только представьте, сколько времени нужно потратить, чтобы намотать нитки на 600 коклюшек — и это вы еще даже не приступили к плетению. Поэтому балахнинское кружево изготавливается крайне медленно. На одну салфетку может уйти полгода.

Кружева. Слева шарфик в технике сцепного кружева. Экспонат Балахнинского музейного историко-художественного комплекса. Фото: Талиб Шиллаев

Главная отличительная особенность балахнинского кружева от других многопарных техник — клюневая решетка. Это орнамент, который используется как фоновый, и больше, кроме как в Балахне, нигде не встречается. 

Клюневая решетка, балахнинское кружево, работу выполнила Людмила Егоровна Шкарина. Фото: Даша Масленникова

Как разрабатывают рисунок

Зачастую автор рисунка и автор работы — это два разных человека. То есть один человек разрабатывает дизайн, а второй — плетет. Одним кружевницам лучше удается первое, другим — второе. Макет рисунка называется сколком — он кладется на специальную подушку и поверх него накалываются булавки. На них крепятся нитки в процессе плетения. Сколки кружевницы рисуют сами либо заимствуют друг у друга. Но если вы отправляете работу на выставку, сделанную по чужому сколку, то хороший тон — подписать его автора. 

Когда появилось балахнинское кружево

«Балахнинское кружево известно с XVIII века, — говорит Мария Карташова, директор 
Балахнинского музейного историко-художественного комплекса, с которого мы начали знакомство с городом. — В 1882 году была опубликована первая статья в трудах комиссии по исследованию кустарных промыслов. Автор — Ягодинский, местный исследователь. Он написал, что балахнинскому кружеву более ста лет. Одна из основательниц Мариинской практической школы кружевниц в Санкт-Петербурге и известная исследовательница кружева София Александровна Давыдова опиралась на работы Ягодинского и тоже писала, что это был XVIII век. Мы ориентируемся на эти данные».

Кто его придумал

«В настоящее время есть несколько версий о происхождении этого кружева: самая обоснованная — кто-то из дворянок открыл мастерскую. Из Европы привозили нитки и сколки. Кружевоплетение в России — пришлое, несамобытное. Если ткачество развивалось постепенно в нескольких местах, то кружево завезли. Сейчас похожее на наше кружево плетут в Испании и на Мальте. Вообще во времена Петра I, Елизаветы Петровны очень много дворян открывали мастерские, где девушки плели кружево. Его в итоге продавали. Известные мастерские различных кустарных промыслов были у Шереметевых, среди прочего в их владении числилось Кубинцево — бывшее село, которое примыкало к Балахне, сейчас это уже черта города», — рассказывает Мария Карташова. 

«Балахна всегда была уездным городом. Но не нужно сравнивать былую Балахну и нынешнюю: это небо и земля. Балахна была очень крупным уездным центром с высоким экономическим развитием. В XVI веке Балахна стояла на одном экономическом уровне с Нижним Новгородом — сейчас это трудно представить. Поэтому в Балахну очень быстро приходила мода — с ярмарки в Нижнем Новгороде». 

Старинные балахнинские кружева. Экспонат Балахнинского музейного историко-художественный комплекса. Фото: Даша Масленникова

Кто продвигает кружевоплетение сейчас

После музея мы отправились к известной кружевнице, члену Союза художников Галине Котовой. Она работала в цехе кружевоплетения, филиале Городецкой строчевышивальной фабрики, который существовал в городе с 1968 по 1994 год. В детстве Галина жила прямо напротив него — любопытство и привело ее на производство. Плести она начала в двадцать два года. В цеху делали вставки для платьев, иногда создавали крупные кружевные изделия — их отправляли на выставки. Но масштабной продажи никогда не было. 

Работа Галины Котовой. Фото: Талиб Шиллаев

В гостях мы встретили и ее коллегу — Наталью Жмакину. После закрытия цеха она перешла на работу на радиозавод, а кружевоплетение стало ее хобби. Галина и Наталья показывают нам столько изделий… я потрясена — страшно представить, сколько времени на это все потребовалось. Кружевницы признаются, что сейчас уже мало кто придерживается техники — сколки осовременивают, и аутентичность изделий утрачивается. 

Галина Котова практически не плетет — передает свое мастерство желающим овладеть балахнинской техникой плетения кружев. Участвует в выставках и фестивалях в России и за рубежом, проводит свои авторские выставки. 

Работа Галины Котовой. Фото: Талиб Шиллаев

Работы Натальи Жмакиной. Фото: Талиб Шиллаев

Символизм в балахнинском кружеве

Просматривая старые снимки, можно заметить, что девушки носили косынки черного цвета. Их часто добавляли к приданому будущей невесты. Галина Котова предполагает, что цвет был выбран неслучайно. Ее испанская коллега рассказала, что черные косынки, мантильи, в их краях обязательно надевали замужние дамы во время похода в церковь. Вероятно, вместе со сколками к нам перекочевали и некоторые традиции. 

Екатерина Алексеевна в черной косынке, сделанной в технике балахнинского кружева, Лиза и ее крестная. Фото предоставила Марина Сидоренко

Испанские девушки в мантильях, 1927

ullstein bild Dtl.

Девушка из Испании в традиционном черном кружеве, 1940

ullstein bild Dtl.

Где учатся балахнинскому кружеву сейчас

Еще одна бывшая коллега Галины и Натальи — Людмила Егоровна Шкарина, ведет кружок «Кружевница» с 1995 года. Он находится в ДК «Волга». Сейчас там занимается около 15 человек — от 12 и до пенсионного возраста. Юным ученикам кружевоплетение дается тяжело. Чтобы увидеть результат, нужно потратить несколько месяцев, и у многих не хватает усидчивости. В возрасте же свои проблемы — зрение и моторика не всегда позволяют ловко распоряжаться нитями. 

Кружок кружевоплетения в ДК «Волга». Фото: Талиб Шиллаев

Дом культуры, который ранее принадлежал одноименному балахнинскому бумажному комбинату, стоит отдельного внимания. В этом безумном красоты здании находится самый крупный зрительный зал в городе — на 500 человек. Большая часть концертов и выступлений звезд проходит именно здесь. 

В ДК преподают танцы, обучают резьбе по дереву и сборке авиамоделей, а в подвале занимаются игрой на барабанах и трубе. Но, увы, состояние самого здания плачевное — это памятник архитектуры, и для ремонта нужна особая документация. Одно только ее составление обойдется в десять миллионов рублей, не говоря уже про сам ремонт. Благо сейчас оно в хороших руках — еще десять лет назад на месте ДК хотели построить торговый центр, но жители отстояли особенное место, и теперь оно «приходит в себя» под руководством директора Ирины Мочалиной.

ДК «Волга». Фото: Даша Масленникова

Балахнинское кружево, работу выполнила Людмила Егоровна Шкарина. ДК «Волга». Фото: Талиб Шиллаев

Балахнинское кружево, работу выполнила Людмила Егоровна Шкарина. ДК «Волга». Фото: Талиб Шиллаев

Балахнинское кружево, работу выполнила Людмила Егоровна Шкарина. ДК «Волга». Фото: Талиб Шиллаев

Балахнинское кружево, работу выполнила Людмила Егоровна Шкарина. Фото: Талиб Шиллаев

Подушка для плетения кружева. ДК «Волга», г. Балахна. Фото: Талиб Шиллаев

Подушка для плетения кружева. ДК «Волга», г. Балахна. Фото: Даша Масленникова

Молодое поколение и балахнинское кружево

Среди молодых почти нет кружевниц. Сейчас балахнинским кружевом занимается только Елена Белова — которую в мимолетных разговорах упоминали в каждой локации нашего маршрута. И мы, конечно, напросились к ней в гости. Елене еще нет двадцати пяти, но зато за плечами уже хороший опыт. Плести она начала еще лет в десять — занималась в кружке, который тогда вела в городе Галина Котова. Позже одна знакомая, бывший директор местного музея, посоветовала поступить в петербургскую Высшую школу народных искусств, что Елена и сделала. С гордостью она рассказывает нам про свою дипломную работу — красное кружевное платье, которое осталось в музее ВШНИ. Макет изделия был отрисован вручную — каждый раз, когда в него вносились корректировки (а их было много), набросок размером в натуральную величину приходилось переделывать. После утверждения макета нужно было сплести все части и сшить между собой. На производство ушло примерно полтора года. Из Санкт-Петербурга Елена вернулась — и стала вести кружок в местной библиотеке. На данный момент кружевница в декретном отпуске, но у нее уже есть планы на будущее — как минимум освоить графические программы, чтобы больше не рисовать макеты от руки. Это сильно ускорит работу. 

Дипломная работа Елены Беловой

Работу выполнила Елена Белова. Автор рисунка: Галина Котова. Фото: Талиб Шиллаев

Редакция Vogue благодарит пресс-секретаря администрации Балахнинского округа Анастасию Латину за помощь в организации съемки.