«Сюрреализм вдохновляет людей на мечты, и кутюр должен делать то же самое», — Мария Грация Кьюри о коллекции Dior Haute Couture осень-зима 2020

В специальном интервью Vogue креативный директор Дома рассказала, почему важно продолжать творить даже в период кризиса и кем из художниц-сюрреалисток она вдохновлялась, работая над коллекцией.
Courtesy of Dior
Courtesy of DiorDior Haute Couture осень-зима 2020. Фото: Leslie Moquin

В 1945 году, за год до того, как Кристиан Диор открыл собственное ателье на авеню Монтень, 30, 15 модельеров собрались вместе, чтобы представить свои коллекции в рамках передвижной выставки Théâtre de la Mode. После Второй мировой войны ткани были в дефиците, да и публика не стремилась одеваться в дорогой кутюр, поэтому мастера моды в лице Кристобаля Баленсиаги, Жанны Ланвен, Пьера Бальмана, Нины Риччи и других создали 230 нарядов для манекенов втрое меньше человеческого роста.

Thâtre de la Mode 1945

Théâtre de la Mode, 1945

David E. Scherman
Thâtre de la Mode 1945

Théâtre de la Mode, 1945

LAPI/Roger-Viollet

Целью инициативы было собрать средства для переживших войну и вернуть к жизни французскую модную индустрию. Théâtre de la Mode открылась в парижском Музее декоративного искусства и собрала почти 100 тысяч зрителей, после чего отправилась в тур по Европе и США. Выставка стала символом надежды, стойкости и триумфа творчества во времена невзгод и лишений.

В 2020 году, задумавшись, как показать миру новую кутюрную коллекцию в разгар пандемии, Мария Грация Кьюри создала свой собственный Théâtre de la Mode. Накануне презентации креативный директор Dior рассказала Vogue о важности творческого процесса в период кризиса, прогрессивных представительницах движения сюрреализма, ставших для нее источником вдохновения, и о том, какую роль сыграет кино в будущем моды.

Dior Haute Couture осеньзима 2020

Dior Haute Couture осень-зима 2020

Leslie Moquin
Почему вы решили показать кутюрную коллекцию в формате Théâtre de la Mode?

Выставка Théâtre de la Mode стала для нас важным референсом, потому что в трудные времена именно она помогала продвигать культуру по всему миру. Она дала дизайнерам и художникам возможность объединиться и заявить о том, что традиция кутюра в Париже по-прежнему жива. Я придумала 37 образов и облачила в них миниатюрные манекены, которые мы поместим в грузовик и отправим нашим клиентам в самые разные точки мира. Они также получат образцы вещей в натуральную величину, сшитые из муслина, чтобы иметь возможность примерить их.

В последнее время мы много говорили о диджитал-форматах. Безусловно, это важно, но вместе с тем есть определенные аспекты ручной работы и детали, которые невозможно рассмотреть на фото или видео. Для кутюра принципиально тактильное ощущение, посадка вещи по фигуре. Ручная работа — это вековая традиция, которая рискует исчезнуть в столь непростые времена.

Dior Haute Couture осеньзима 2020

Dior Haute Couture осень-зима 2020

Dior Haute Couture осеньзима 2020

Dior Haute Couture осень-зима 2020

Вы попросили Маттео Гарроне, режиссера «Пиноккио» (2019) и «Страшных сказок» (2015), снять фильм для Théâtre de la Mode Dior, который покажете широкой аудитории. Почему вы решили привлечь именно Гарроне к работе с Домом и этому проекту в частности?

Маттео — настоящий мечтатель. Он особенный режиссер, который любит классические приемы кинематографии и прорабатывает каждую деталь шаг за шагом, начиная с подбора актеров и заканчивая поиском локаций. Мне всегда нравилось кино, и я часто думала о том, как с помощью этого инструмента можно воссоздать атмосферу Haute Couture. Но конечно, я, как дизайнер, не обладаю достаточными навыками для реализации подобной идеи. Мы с Маттео говорим на одном языке – у нас схожее отношение к тем сферам, в которых мы работаем.

Маттео Гарроне для Dior Haute Couture осеньзима 2020

Маттео Гарроне для Dior Haute Couture осень-зима 2020

Leslie Moquin
В фильме показано закулисье кутюрных ателье Dior: мы видим, как сотрудники трудятся над миниатюрными нарядами, а затем загружают их в большой грузовик. Что вы хотели сказать своим фильмом?

Хотелось объединить творческий процесс и сказочный мир. Фильм длится десять минут, так что это всего лишь коротенькая история, которая олицетворяет мифологию моды. Почему это важно? Потому что слово «кутюр» — синоним фантазии.

Dior Haute Couture осеньзима 2020

Dior Haute Couture осень-зима 2020

Leslie Moquin
В будущем вы бы хотели использовать подобный инструмент для презентации коллекций?

Такой формат — вынужденная мера: нужно было придумать новые способы продолжать работу. Мы с Маттео на карантине оба застряли в Риме, что упрощало дело, но ателье-то находится в Париже. Идея снять фильм и сделать коллекцию в миниатюре была самым простым выходом из ситуации, потому что каждый работал над своей частью проекта. Безусловно, я бы хотела сотрудничать с Маттео и в будущем.

Одним из ключевых источников вдохновения для вас стали художницы-сюрреалистки. Почему вы решили обратиться, в частности, к творчеству фотографов Ли Миллер и Доры Маар, художниц Леоноры Каррингтон и Жаклин Ламба?

Женщины, представлявшие движение сюрреализма в искусстве, гораздо менее известны, нежели их коллеги-мужчины, и зачастую их воспринимают как муз, а не самодостаточных талантливых художниц. Они были крайне современны и нетипичны для своего времени, и мне стало интересно, как они выражали себя посредством одежды.

Меня очень тронули фотографии Ли Миллер и история ее жизни. Молодая женщина переезжает из США в Европу и решает документировать события Второй мировой войны. Ее работы наглядно демонстрируют, что человечество может пережить даже самые страшные беды, она была выдающимся талантом.

Dior Haute Couture осеньзима 2020

Dior Haute Couture осень-зима 2020

Leslie Moquin
Как работы вышеперечисленных художниц отразились на дизайне вещей?

Каррингтон в своих работах использовала очень красивую цветовую палитру, которая отчасти перекочевала в коллекцию. Некоторые фотографии Миллер — будто в размытой дымке, мы использовали этот прием в одном из платьев, сшив его из струящегося бархата. На другом платье вышита фраза Blanche et muette, habillée des pensées que tu me prêtes, которая переводится как «Белая и безмолвная, одетая в мысли, которые ты мне одолжил». В ней заключена ирония: это строчка из стихотворения бельгийского поэта Марселя Марьена, мужчины, и мы хотели донести идею о том, что женщины — не просто музы, а художницы.

Во время пандемии мы больше размышляли, рефлексировали и мечтали. Сюрреализм вдохновляет людей на мечты, и кутюр должен делать то же самое.

Dior Haute Couture осеньзима 2020

Dior Haute Couture осень-зима 2020