18 коллабораций в одном показе — надувательство или будущее моды?

Vetements и Гоша Рубчинский возвели сотрудничество с известными брендами в ранг поп-арта нашего времени
Показ Vetements коллекция Демны Гвасалии из 18 коллабораций с ведущими брендами | Vogue

В воскресенье на Неделе Высокой моды в Париже произошло нечто подобное атомному взрыву, после которого мир моды никогда не будет прежним. Избалованная разношерстным кутюрным эпатажем публика такого еще не видела. Речь о показе Vetements. Откуда столько помпы? Это была совсем не кутюрная коллекция, по определению, — в рамках Недели Высокой моды Демна Гвасалия показал готовую одежду будущего весенне-летнего сезона, двуполую, или бесполую — genderless, как сейчас принято говорить. На показе не было покрытых вышивкой и бисером платьев а ля Zuhair Murad, кропотливой ручной отделки с использованием нетрадиционных материалов в духе Chanel, вырезов в самых неожиданных местах, как у Versace, и невероятных конструктивистских решений, как у Iris van Herpen и Viktor & Rolf. Но это было искусство, самое настоящее неклассическое, сотканное из цитат и аллюзий.

Показ проходил не во дворце и не в арт-пространстве, а в универмаге Galerie Lafayette — аллегория коммерческой сути современной моды. Приглашения были сделаны из реальной схемы торгового центра — с планом этажей и секторами магазинов, где маркером была выделена зона проведения показов, как если бы сотрудник стойки информации обвела вам нужный корнер. Гостей рассадили по секторам, названным в соответствии с марками, которые на этой площади представлены. Вероника Хейлбрюннер, например, оказалась в корнере Fendi, а Холли Роджерс — Hermès. В приглашении место прямо так и было указано: 1350 Fendi или 1187 Hermès.

И это все только антураж. Братья Гурам и Демна Гвасалия — директор и дизайнер Vetements соответственно — в отличие от большинства современных марок не просто не боятся конкуренции, они с удовольствием позволили сделать «за них» всю коллекцию другим брендам. Гениальная идея: в данном случае не дизайнер делает коллекцию, допустим для H&M, а все эти суперизвестные бренды работают на братьев Гвасалия.

Новая коллекция Vetements целиком состоит из 18 коллабораций. С Reebok, Canada Goose, Dr. Martens, Schott, Levi’s, Brioni, Comme des Garçons Shirt, Alpha Industries, Eastpak, Lucchese, Manolo Blahnik — совершенно разные по цене и сегментам продуктов марки поучаствовали в коллекции Vetements. Как им удалось так быстро со всеми договориться — загадка. Демна переосмыслил самые расхожие образы — штампы, как в свое время Энди Уорхол с супом Campbell’s, порошком Brillo и шоколадками Hershey's. Коммерческое искусство с двойным дном, в котором обыватель увидит кричащую картинку и купит, а знаток — манифест и тоже потянется за кошельком. Гвасалия также поступает с логотипами и характерными чертами брендов — посмеивается над ними и возводит в культ одновременно.

Вот вам, пожалуйста, перекроенные пиджаки Brioni c широченными плечами и измятые, наспех застегнутые «идеальные» рубашки. Спортивные костюмы Reebok с налетом ретро. Джинсы Levi’s с гипертрофированными ширинками. Красные сердца на лонгсливах — фирменный знак Comme des Garçons Shirt.

Байкерские кожаные костюмы Schott, бомберы Alpha Industries. То ли пуховики, то ли скафандры (из-за особенностей кроя) Canada Goose. Грубые ботинки Dr. Martens с символичными надписями Border Line на пятках. Ковбойские сапоги Lucchese и атласные лодочки Manolo Blahnik, ставшие вдруг ботфортами длиной по бедро и даже по талию — женскими и, внимание, мужскими.

Единственное, что в коллекции отмечено приставкой Couture, — плюшевые костюмы Juicy Couture, которые в нулевые обожала Пэрис Хилтон и все ее белокурые фанатки, преобразованные в комбинезоны со стразами, разумеется.

На самом деле Демна не первопроходец. Его коллега и товарищ Гоша Рубчинский уже выступал с несколькими коллаборациями разом. Он давно сотрудничает с Vans и Levi's. А в коллекции, которую он совсем недавно показал на Pitti Uomo во Флоренции, помимо вышеупомянутого джинсового гиганта, официально приняли участие итальянские спортивные марки Fila, Sergio Tacchini и Kappa, кеды Superga и очки Retrosuperfuture. Логотипы прилагаются. Но три — не восемнадцать. У Гвасалии численное превосходство. Инсайдеры говорят, что именно за такими коллаборациями будущее моды.

На первый взгляд — откровенный китч, и на второй и на третий тоже. Но Гвасалия знает, что делает, и почтенные члены Палаты Высокой моды одобряют. Иначе не пригласили бы Vetements стать гостем самой помпезной Недели моды в календаре. Новому поп-арту дан зеленый свет на высшем уровне. А это предвестник больших перемен. Тут можно сколько угодно спорить о вкусах, но факт остается фактом. Vetements сегодня трендсеттер, словосочетание demna-factor уже не неологизм, а устойчивый термин, обозначающий нечто созданное под влиянием эстетики грузинского дизайнера. Хитом называют ту песню, что доносится из каждого утюга. Теперь это звучит гордо.

Подпишитесь и станьте на шаг ближе к профессионалам мира моды.