Берет за живое: символ парижского шика снова в моде

Как и с чем носить, подсказывает Ольга Михайловская
Как и с чем носить берет подборка фото женщин в модном головном уборе

Берет обладает какой-то необъяснимой магией. Он лихой и романтичный, богемный и демократичный. Береты носили пастухи и солдаты, художники и кинозвезды, в них есть бунтарство и элегантность, роскошь и бедняцкая бравада. Он всегда уместен и вносит долю эпатажа в любой костюм.

Как только Мария Грация Кьюри решила копнуть архивы Кристиана Диора чуть шире и глубже очевидно женственных нарядов new look, она немедленно наткнулась на костюм Chevrier («Пастух») из коллекции осень–зима 1949/1950. Сшитый из грубой серо-синей шерсти, он состоит из удлиненной куртки с воротником апаш, переходящим в объемный капюшон. Одежда и в самом деле вполне достойная суровых будней французского пастуха — именно на этой двусмысленной ноте, на изящ­ном противопоставлении простого и утонченного построила осенне-зимнюю коллекцию хитрая итальянка Мария Грация. Нарочитая грубоватость и расслабленный комфорт рабочей одежды и строгая элегантная графика женственных силуэтов Диора. Здесь воспоминания и о беретах, которые носили борцы французского Сопротивления, членом которого была родная сестра Кристиана Диора, и о залихватских беретах французских моряков, среди которых прошло детство кутюрье в Нормандии. К тому же автор этих беретов, английский дизайнер головных уборов Стивен Джонс признается, что, работая над коллекцией, увидел старую фотографию Анжелики Хьюстон, позирующей в большом бежевом берете. А потом выяснил, что это реклама косметики Dior 1971 года.

Практически любая героиня из тех, кого мы называем набившим оскомину сочетанием «икона стиля», была рано или поздно замечена в берете. Звезды немого кино натягивали его на лоб, как шапочки клош. В 1930-е их положено было сдвигать набок, и затеяла все это Коко Шанель, которая носила береты набекрень, украшая их массивными брошами. Марлен Дитрих и Грета Гарбо в это самое время фотографировались в беретах, словно приклепленных на одном ухе. Только одна с устремленным вдаль взором, а вторая — с уверенно стоящей на ступеньке автомобиля ногой.

Во время Второй мировой войны береты перекочевали с военных складов в гражданские гардеробы, женщины вязали их из шерсти или хлопчатобумаж­ных ниток, так было дешевле и практичнее. В 1950-е береты напоминали крошечные шляпки-таблетки. Мятежные 1960-е — это, конечно же, суровый берет Че Гевары, и героиня Евы Грин в фильме «Мечтатели» носит бунтарский ярко-алый берет и, разумеется, все время курит. В конце 1960-х все стали носить береты после фильма «Бонни и Клайд» с Фэй Данауэй. Известно, что костюм ее героини был списан с натуры — на фотографиях знаменитая преступница Бонни Паркер всегда в неизменном головном уборе. А в 1970-е береты в основном вязали вручную, конечно, и надевали с такими же вязаными длинными шарфами, это было данью богемной моде хиппи. В 1980-е они стали брутальными, милитаристскими, из жестковатой валяной шерсти, с кокардами и брошами. В гранжевые 1990-е береты носили и прикидываясь бедными сиротками, и поигрывая в войнушку, и в память о главном арт-мачо Пабло Пикассо и, конечно, обо всех художниках-импрессионистах, которые считали берет частью униформы истинного художника в память о Рембрандте. Сегодня все эти воспоминания отлично собирает в единый альбом Алессандро Микеле в коллекциях Gucci. Ну а кожаные береты Dior — изящный кивок итальянки Марии Грации Кьюри в сторону парижского шика: береты всегда считались истинно французским головным убором, хотя на самом деле это, конечно, сильное преувеличение. Впрочем, историческая достоверность и происхождение нас сегодня волнуют мало. Главное, что модными их сделали именно французы.

Так что в этом сезоне береты можно носить с панковскими надписями, как молодая Мадонна или Рита Ора, или, наоборот, с брошками и заколками. В духе 1990-х — с мужскими пиджаками и платьями в цветочек, а можно разыграть гламурную карту — ведь берет отлично смотрится и со смокингом, и с вечерним платьем с открытыми плечами. Ну и конечно, романтическая нота никогда не будет лишней — небольшой, сдвинутый набок, нарочито винтажный беретик, словно со старой фотографии, на которой совсем молоденькая прабабушка гуляет по послевоенным московским бульварам.

Подпишитесь и станьте на шаг ближе к профессионалам мира моды.