Марлен Дитрих — женщина в брюках

В день рождения великой актрисы вспоминаем, как она повлияла на моду и феминизацию
Марлен Дитрих как актриса повлияла на женскую моду и феминизацию | Vogue

27 декабря — для истории кино и моды дата знаменательная. В этот день 115 лет назад в городе Шёнеберг тогда еще Германской империи родилась Мария Магдалене Дитрих, которую мы с вами знаем как Марлен, признанную королеву экрана, роковую музу великих творцов и икону стиля. Она прожила долгую жизнь (Марлен скончалась в 1992-м, ей было 90), в эпоху великих перемен: весь XX век прошел под знаком революций — политических, социальных, культурных, сексуальных. Дитрих и сама была революционеркой, но не в угоду времени, а по причине своего характера. Пущенные ею круги до сих пор расходятся по водной глади мировой культуры.

Марлен — воплощение «знойной женщины». Этот образ она тщательно выстраивала на экране, во всех деталях — от безукоризненного макияжа, холодного взгляда из-под ресниц (она красила только верхние, уверенная, что густые нижние ресницы бросают тень на лицо) до холодного контральто и резких повадок. Дитрих была умна, зачитывала Канта до дыр, «баловалась» поэзией Рильке, но при этом уверяла, что красота для женщины важнее ума, потому что мужчине смотреть проще, чем думать. Истинная женщина, по ее мнению, должна волновать, а не волноваться. Она была именно такой — волнующей. Мужчины штабелями укладывались у ее ног, прямо как в мечтах Тоси из фильма «Девчата». Если вообразить себе эти штабеля буквально, получится лежачая забастовка художников и интеллектуалов — Рудольф Зибер, Эрих Мария Ремарк, Эрнест Хемингуэй, Жан Габен, Юл Бринер, Максимилиан Шелл... И это только верхний эшелон. В нее влюблялись, несмотря на внешнюю холодность, даже мужественность. Брюки в женский гардероб еще в начале века впустила Коко Шанель, с легкой руки дизайнера их полюбила и Марлен, а затем именно она привила слабому полу любовь к атрибутам сильного. Брючный костюм — визитная карточка Дитрих, а его популяризация — ее бесценный вклад в развитие моды.

Благодаря Марлен граница между мужским и женским в моде дрогнула. Тогда, в 30-е, дама с напудренным лицом, стрелками на веках и алой помадой на губах, в брюках была в диковинку. Это гротескное сочетание вызывало множество разговоров, пересудов, восторгов и порицаний. В 1931 году бургомистр Парижа даже попытался изгнать Дитрих из города за непотребно-вызывающий наряд. Она была только рада такому резонансу.

Сегодня брючный костюм на женщине — норма. Но костюм костюму — рознь. Нарочито женские фасоны не в счет. Дизайнеры продолжают восхищаться и вдохновляться образом Марлен, создавая одежду, будто из мужского шкафа, только чуть перекроенную по женским меркам. Коллекции будущего сезона — не исключение.

Откуда взялись эти широкоплечие пиджаки не по размеру и просторные брюки со стрелками и складками на талии а-ля гарсон, которым весной прочат взрыв популярности? Из арсенала Дитрих. Вот же они. Марлен, если хотите, пионер стиля томбой. Вот он на весенних подиумах — во всей своей хулиганской красе.

И морской китель возвращается в моду каждую весну с ее подачи. В фильме «Семь грешников» ее героиня красотка-танцовщица кабаре Бижу разбила сердце не одного моряка.

Белый моряцкий китель на хрупких женских плечах выглядит очень соблазнительно. Прежде мужчины пугались подобных экспериментов, но потом «распробовали» и восхитились. Новая, застегнутая на все пуговицы, накрахмаленная сексуальность победила «голые» платья голливудских див.

Костюмы с юбками Марлен, кстати, тоже жаловала. Носила их гордо и дополняла контрастными аксессуарами, например, могла надеть лисье боа, фуражку и вдеть цветок в петлицу, как на фото ниже. И вы только посмотрите на взгляд Рудольфа Зибера — он явно влюблен.

Над этой гранью стиля Дитрих мода тоже рефлексирует ежесезонно. Кто-то заимствует целиком, как Balenciaga и Louis Vuitton, кто-то частично, как Christian Dior, а кто-то новаторски, как Miu Miu.

Немного угловатая и вместе с тем бархатно-сексуальная Марлен Дитрих не была похожа ни на одну из своих современниц. Грета Гарбо, Ингрид Бергман, Клодетт Кольбер были великолепны в своей загадочности, естественности и изысканности. Но в смелости Дитрих их превзошла.

Она оказала на моду революционное влияние, воспитала в обществе новое восприятие женщины. За брючные костюмы — отдельное спасибо. Что бы делал без Марлен Ив Сен-Лоран? Вопрос...

Подпишитесь и станьте на шаг ближе к профессионалам мира моды.