27 декабря — для истории кино и моды дата знаменательная. В этот день 115 лет назад в городе Шёнеберг тогда еще Германской империи родилась Мария Магдалене Дитрих, которую мы с вами знаем как Марлен, признанную королеву экрана, роковую музу великих творцов и икону стиля. Она прожила долгую жизнь (Марлен скончалась в 1992-м, ей было 90), в эпоху великих перемен: весь XX век прошел под знаком революций — политических, социальных, культурных, сексуальных. Дитрих и сама была революционеркой, но не в угоду времени, а по причине своего характера. Пущенные ею круги до сих пор расходятся по водной глади мировой культуры.
Марлен — воплощение «знойной женщины». Этот образ она тщательно выстраивала на экране, во всех деталях — от безукоризненного макияжа, холодного взгляда из-под ресниц (она красила только верхние, уверенная, что густые нижние ресницы бросают тень на лицо) до холодного контральто и резких повадок. Дитрих была умна, зачитывала Канта до дыр, «баловалась» поэзией Рильке, но при этом уверяла, что красота для женщины важнее ума, потому что мужчине смотреть проще, чем думать. Истинная женщина, по ее мнению, должна волновать, а не волноваться. Она была именно такой — волнующей. Мужчины штабелями укладывались у ее ног, прямо как в мечтах Тоси из фильма «Девчата». Если вообразить себе эти штабеля буквально, получится лежачая забастовка художников и интеллектуалов — Рудольф Зибер, Эрих Мария Ремарк, Эрнест Хемингуэй, Жан Габен, Юл Бринер, Максимилиан Шелл... И это только верхний эшелон. В нее влюблялись, несмотря на внешнюю холодность, даже мужественность. Брюки в женский гардероб еще в начале века впустила Коко Шанель, с легкой руки дизайнера их полюбила и Марлен, а затем именно она привила слабому полу любовь к атрибутам сильного. Брючный костюм — визитная карточка Дитрих, а его популяризация — ее бесценный вклад в развитие моды.