Мода

Модная революция 90-х определяет и нынешний сезон

Главные черты десятилетия, покончившего с диктатом моды, разбирает Ольга Михайловская

Принято считать, что дети отвергают вкусы своих родителей, зато с удовольствием принимают пристрастия бабушек и дедушек. Мода 60-х цитировала 20-е, в 70-е вспоминали 30-е, а в 80-х — 40-е. Но в 90-е жизнь ускорилась, а мода вдруг отказалась двигаться вперед, полагаясь лишь на достижения прошлого: футуризм, романтику хиппи, строгость военных лет. Главной революцией той декады стал триумф стайлинга, узаконивший сочетания шелковых платьев с кроссовками (это произошло именно тогда, а вовсе не в последние годы), джинсов с кружевными блузками, толстовок с узкими юбками. Не говоря уже о носках с лодочками на каблуке и колготках с босоножками. Эта революция определила и определяет нашу жизнь по сей день — поэтому, когда мы сегодня ищем в новых коллекциях следы недавнего прошлого, мы неизменно их находим.

Мини-вечеринка

Именно в 90-е окончательно стерлась грань между нарядным и повседневным. В пер­вую очередь это касалось платьев-комбинаций. Их носили вместо топа утром с джинсами и мужскими пиджаками. Днем — с кардиганами или худи на молнии, а на вечеринки — с босоножками на шпильке. Под платье-комбинацию из блес­тящего атласа запросто надевали простые майки и футболки, словно подчеркивая их бельевое про­исхождение, а зимой поверх этих платьев частенько надевали объемные теплые джемперы.

Также легко носили и прозрачные вещи, не смущаясь, что под ними видно лифчик или трусы. Тогда же нижнее белье стали делать таким, чтобы не стыдно было показать. Сегодня прозрачное носят поверх не только белья, но и платьев и костю­мов, да и сами костюмы могут быть прозрачными.

Многослойность

Одно из завоеваний декады гранжа. Разумеется, сорочку или платье-сорочку поверх водолазки носили еще в 70-е, этим не удивишь, но в 90-е много­слойность шагнула вперед не на шутку.

Сегодняшние дизайнеры могут дать фору своим предшественникам. Одно платье носят поверх другого, да еще поверх джинсов или твидовых брюк. Кружевную тунику надевают с плотной сорочкой, а шелковую комбинацию на водолазку, накинув сверху объемный свитер. Жакеты и даже плащи надеты один на другой. Но главное то, что все поменялось местами: то, что раньше носили подо что-то, теперь надевают поверх того же самого. То есть уже саму моду девяностых выворачивают на­изнанку, не стесняясь в средствах.

Деконструкция

Этот прием придумали японцы еще в 80-е — это их главный вклад в историю моды XX века. Рэи Кавакубо и Йоджи Ямамото свежим взглядом посмотрели на европейский костюм, разобрали его на части, а потом собрали совсем другую одежду. Их раздражало безликое совершенство идеально сделанных вещей, и они вдохнули в них жизнь, вывернув наизнанку, обнажив швы и вытачки, демонстративно утрируя наметку и оставляя необработанные края.

В 90-е их дело продолжили бельгийские дизайнеры, превратив революционную идею в норму жизни. В этом сезоне мы видим, как половина жакета соединяется с белой блузкой. Юбка переворачивается вверх тормашками и пришивается к платью так, что кажется, будто ее случайно надели, забыв перевернуть. А один рукав — уже норма.

Асимметрия

Похожие на эластичные бинты и обмотки египетских мумий, эти топы и платья напоминают костю­мы Лилу из «Пятого элемента» работы Жан-Поля Готье.

Джинсы-трубы

Они должны сваливаться и волочиться по земле. Носите с маленькими топами для контраста.

Бескомпромиссный минимализм

Моду 90-х одни беззаветно любят, другие столь же безапелляционно отвергают. Одни говорят, что имен­но тогда мода умерла, другие — что она очистилась от всего наносного, вульгарного, лишнего. И виной всему этому минимализм, который расцвел в те годы, как ни странно это произносить, пышным цветом.

Его характерные черты — лишен­ные всех деталей и подробностей платья-майки и платья-туники, жакеты без карманов, а часто даже без воротников или лацканов, полное отсутствие цвета — только все оттенки серого, белого и, конечно, черный и телесный. Поклонники избыточных нарядных 80-х, в том числе и дизайнеры, чей расцвет пришелся на то богатое во всех смыслах десятилетие, обвиняли минимализм в убожестве, утверждали, что это скучно и нежизнеспособно, что женщины всегда, во все времена стремились себя украшать. Но время доказало, что они ­были неправы.

Еще с 20-х годов, когда Коко Шанель показала всем пример минимализма в виде маленького черного платья, поклонников у него было предостаточно. Одежда, которая не заслоняет того, кто ее носит, всегда была и будет востребована, к тому же чистота линий и лаконичные формы имеют серьезные практические преимущества, они всегда и всюду уместны — и в офисе, и на вечеринке, и даже на свадебном торжестве. На фоне минималистичных вещей красиво смотрятся любые украшения — и серьезные драгоценности, и простая бижутерия.

В этом сезоне минимализм вновь будет таким же бескомпромиссным, очищенным, дистиллированным. Про­й­дя сквозь тернии нормкора и гопницких страданий, мы вспоминаем минимализм девяностых с откровенным удовольствием, нисколько не боимся выглядеть ни бедно, ни скучно. Ни серостью, ни простотой нас уже давно не испугаешь, ведь мы уже двадцать лет назад присягнули ему на верность.

Подпишитесь и станьте на шаг ближе к профессионалам мира моды.

Фото: Arseny Jabiev

Читайте также

Мода

Что нужно знать о Татьяне Парфеновой

Красота

Индийские напитки против простуды, которые помогут укрепить иммунитет

Мода

 «Мода должна стать отражением того времени, в котором мы живем», — Джонатан Андерсон о коллекции Loewe осень-зима 2020

Edition