Поколение без пола

Эрозия сексуальной идентичности стала самым важным событием XXI века
Поколение без пола

В этом месяце итальянский Vogue опубликовал мою статью о гендерном вопросе, в ней я (Сьюзи Менкес) горжусь каждым написанным словом. Крайне признательна моей подруге, главному редактору издания Франке Соццани, что она также высказалась на эту тему, прибегнув к риторике великолепных фотографов Стивена Майзела и Питера Линдберга. Ниже — тот материал, написанный в ноябре 2015 года.

В сумерках пустой улицы виднеются два силуэта: парни — растрепанные волосы, расслабленная походка, свободный свитер до колен, узкие джинсы и кроссовки. Ребята слоняются по улице? Молодая пара — парень и девушка? Или вовсе две девушки? Кто знает, ведь мы не можем определить пол современной молодежи по их одежде.

Гендерно нейтральное поколение — так я называю этот модный феномен. Теперь трудно определить по движениям, прическе или манерам, кому принадлежит романтичная рубашка с цветочным принтом — вам или вашему парню. У кого из вас длинные волосы, а у кого короткая стрижка? Так кто же задает стандарты и есть ли разница?

Что касается гендерного различия, то тут сегодня бессильны и дресс-код, и всякие правила. Теперь даже смешно вспоминать, как шокировало общественность появление коллекции Жан-Поля Готье «Мужчины в юбках» в 1985-м! Шума было не меньше, чем в двадцатых из-за женщин в брюках.

Сегодняшние подростки относительно податливы модным тенденциям. В обществе нет осуждения, а значит, и вопросов для споров не возникает. Когда-то женщина была агрессивным полом. Она разрушила условный стеклянный колпак, войдя в зал заседаний в широкоплечем брючном костюме и при этом на убийственных каблуках. Теперь о таких заявлениях не идет и речи. Нынешнее поколение проводит больше времени на офисной кухне или сидя со смартфоном на диване, а из феномена андрогинности тем временем ушла вся агрессия. Офисные работники больше не одеваются напоказ.

Есть что-то новое в поколении, которое не судит коллег по вещам. Будучи редактором моды, я задаюсь вопросом: может, это просто еще одна вариация на тему нормкора, который яснее всего объясняет отсутствие заявления в одежде?

Но я все-таки верю, что за гендерной нейтральностью стоят и утверждения, и колоссальная работа. Команда французских дизайнеров Vetements возводят в культ «просто» одежду, как до них делал Мартин Маржела. И люди не стали любить свой гардероб меньше, потому что он больше не пестрит разного рода сообщениями о его владельце.

Наиболее очевидным признаком изменений является отсутствие запретов и повелительного наклонения в моде. Галстук, казалось бы, последний атрибут властного и амбициозного мужчины, теперь идет вкупе с брогами, зашнурованными индивидуальным способом, которому мальчики специально учатся. Забавно, что у них не возникает проблем с завязыванием кроссовок.

Когда-то брюки для женщины были серьезным табу, а сейчас мы видим, что женских фасонов брюк ничуть не меньше, чем у юбок. Одним из ключевых революционных изменений шестидесятых–семидесятых был отказ от такого сексистского объекта, как бюстгальтер. Сейчас в этом больше нет драмы, и женщины носят такое белье, какое хотят.

Сегодня часто используют термин «трансгендер». Он относится и к мужчинам, и к женщинам: самым ярким примером можно счесть семью Кардашьян, а именно Кейтлин Мэри Дженнер — ранее Брюс Дженнер, чья личность, из-за кризиса гендерной идентичности, была вынуждена прибегнуть к смене пола, полученного при рождении. Но радикальное решение Дженнер стать женщиной ничего общего с гендерной нейтральностью современного гардероба не имеет.

Отсутствие явной гендерной идентичности — это не провокационное заявление, а просто уступка владельца конкретной одежды современной моде.

Например, одежда с узорами воспринимается женской с тех пор, как мужчины отказались от сюртуков, жилетов с вышивками и бархатных туфель в пользу строгих костюмов. Лишь редкие исключения, полоски и клетку, можно было считать мужскими, аналогично и с цветами: розовый и сиреневый были абсолютно не-мужскими.

Но все меняется. В мире цифровой печати и дизайна, кажется, совершенно нормально для мужчины носить толстовку с изображением гигантского животного или природного массива, а совсем недавно и цветочные принты, прозрачный шифон и кружева перешли в мужской гардероб.

Алессандро Микеле из Gucci первый, кто приходит на ум во время разговора о смешении феминности и маскулинности. Его собственный внешний вид и коллекции демонстрируют нам образ, который включает в себя сочетания признаков женского и мужского. Что уж говорить о его длинных волнистых каштановых волосах, которые на контрасте с густой бородой уже сами по себе важное кросс-гендерное заявление.

Но разве это так ново? Мик Джаггер носил подобную прическу почти полвека назад, в 1969-м, удивляя поклонников образом в рубашке с оборками на концертах The Rolling Stones. В этом же году на музыкальном фестивале Woodstock был возведен в культ дух романтизма, актуальный и для мужчин, и для женщин.

В отличие от перечисленного, сегодня нечеткость гендерных ограничений — вовсе не провокация, а образ жизни. Но так ли он правдив или вскоре эти молодые люди выпустятся из университетов, пойдут на работу с формальным дресс-кодом, станут подниматься по карьерной лестнице и в итоге остепенятся, станут как их родители? В то же время в Японии продолжает существовать целый квартал Харадзюку, где каждый год на смену одному повзрослевшему поколению приходит другое.

Но только один аспект для меня так и остался неясным. Если гендерно нейтральную одежду носят те пары, что не хотят играть в примитивные брачные игры сродни животным, это связано с тем, что сама сексуальность стала нормой. Уже не стоит оголяться, ведь секс — естественная общественная форма отношений. И если это действительно так, значит, не будет больше ни юбок, ни брюк, которые выделяют половую принадлежность, ни дерзких скинни с низкой посадкой, ни декольте?

Больше никаких модных сексуальных забав? Нет, я так не играю.

Подпишитесь и станьте на шаг ближе к профессионалам мира моды.

Фото: Стивен Майзел