У этих художниц-керамисток из России и Украины большое будущее в мире моды 

Искусство лепки и обжига из хобби богемных девушек превращается в часть фэшн-индустрии
У этих художницкерамисток из России и Украины большое будущее в мире моды
На Аполлинарии: рубашка и брюки из вискозы с шелком, все Acne Studios; туфли Feel like mother of dragon today, кера­мика, глазурь, 2019. Фото: Павел Харатян

Анн Демельмейстер не скучает по ­моде. Звезда «антверпенской шестерки» обустроила дома гончарную мастерскую, лепит посуду и чувствует себя свободной. «Мне пришлось научиться терпению. Ждать, пока изделия высох­нут, запекутся. Принять, что они могут разбиться и придется начать сначала, — говорила она в интервью The New York Times два года назад. — Это противоположность вечно спешащей моды».

В 2021-м, однако, уже вся фэшн-индустрия увлеклась керамикой. Кто-то выпускает керамические коллекции в линейках для ­дома. ­Кто-то приглашает к сотрудничеству керамистов — и включает их объекты в презентации. Так, например, над осенней коллекцией JW Anderson с дизайнером работали художницы Магдалина Одундо и Шаванда Корбетт. А Крис ван Аш в новом сезоне объединился со скульп­тором Брайаном Рошфором. На рубашках из весенней коллекции Berluti появились принты, повторяющие керамические объекты Рошфора, — яркие, фактурные, словно в потоках красочной лавы. Увлеклась керамикой и команда Acne Studios. Эта история нам особенно приятна — partner in crime Джонни Йоханссона стала российская художница Аполлинария Брошь.

Аполлинария Брошь

Маленький единорог со звездами на боках. Смятая подушка с портретами принцев, диснеевских и настоящих. Подвешенный на прищепку голубой заяц — судя по выражению, застывшему на мордочке, растерянный, как и все мы сегодня. Все это — керамические скульптуры Аполлинарии, без которых не обходится ни одна ярмарка Cosmoscow последних лет. Активно выставляется художница и в Париже. А для коллаборации с Acne она создала серию скульп­тур, которые превратились в сумки, украшения и принты. Звонок из Парижа раздался накануне Нового года, на работу дали десять дней. Заказывали две фигуры, Аполлинария слепила пять — Йоханссону понравились все.

«Мне дали полную свободу, сказали делать, что захочу, — вспоминает художница. — Только обозначили тему сезона — степные кочевники. Рассказали, что отталкиваются от статуэток 1950–1960-х годов. Мне все это оказалось близко: я сама та еще кочевница. И коллекционные зверьки такие были у моей мамы. Стояла за ­стеклом огромная коллекция фигурок, с которыми нельзя было играть». Не все объекты в финальной, доступной для покупки версии сделаны именно из керамики, слишком она хрупкая — керамическими были прототипы. Их сканировали, переводили в 3D, а потом подбирали идеальный материал для каждой вещи, учитывая прочность и вес. Сережки, например, отлили из алюминия.

Мастерская ­Аполлинарии ­Брошь

На тех объектах, что уже мелькнули на подиуме, сотрудничество не закончится. Сейчас Аполлинария работает над новыми скульп­турами, которые появятся в магазинах марки по всему миру. И это будут уже не просто фигурки. «Первые звери, — объясняет художница, — олицетворяли разные эмоции: задумчивый пес, удивленный кот... А сейчас я предложила сделать так, чтобы у всех персонажей или у группы персонажей появилась история. Даже расскажем, как себя с каждым вести, чем каждый хорош. Например, если вам грустно — обнимите этого зверька и сможете погрустить с ним вместе. Такой тамагочи-формат».

Для Аполлинарии это был первый проект с таким крупным Домом — хотя до этого она уже делала аксессуары к показу друга, украинского дизайнера Антона Белинского.

Instagram content

This content can also be viewed on the site it originates from.

Надя Шаповал

Instagram content

This content can also be viewed on the site it originates from.

В Украине любовь моды к обожженной глине вообще прослеживается давно — главным фэшн-амбассадором этого искусства стала Надя Шаповал. «Я Надя. Я из Украины. Я делаю вещи», — представляется она в Instagram своего проекта Nadiia, посвященного керамике. Хотя в представлении у себя на родине Шаповал нуждается вряд ли — ее знают как модель и стилиста. А с 2018 года — и как художницу-­керамистку.

Первым ее крупным проектом в новой сфере стала коллекция с художницей Машей Ревой — керамическая серия, вдохновленная украинской гончарной традицией. Слепила округлые, несимметричные кувшины, вазы и тарелки Надя. А расписала — Маша. Коллаборацию оценил Симон Порт Жакмюс. И один из объектов — амфору-двуногу — поставил в своем ресторане Oursin в «Галерее Лафайет».

Работа Нади Шаповал. Подвеска «Три Оранты», керамика, позолоченная цепочка, Nadiia for Bevza

В новом сезоне Шаповал объединилась с дизайнером Светланой Бевзой. Для весенней коллекции Bevza художница создала керамические предметы декора, украшения — подвески и ожерелья — и фурнитуру. Отправной точкой стала история Триполья — региона, где за несколько тысяч лет до нашей эры сформировалась уникальная культура. Эта цивилизация обожествляла женщин, их способность к продолжению рода. «Трипольских Венер», статуи тех самых женщин-богинь, можно узнать и в украшениях Шаповал. Прототипы всех объек­тов Надя лепила из необработанной глины, чтобы «создать эффект найденного при раскопках предмета». А «размножили» их ­киевские мастера-керамисты 8komora.

Instagram content

This content can also be viewed on the site it originates from.

Алина Золотых

Instagram content

This content can also be viewed on the site it originates from.

Алина Золотых — российская художница, любящая «ручные» техники: вышивку, вязание, керамику, — пока делает работы в единственном экземпляре. Но тиражирование и сотрудничество с модными Домами — дело времени. Предметы одежды часто появляются в ее работах. Зоркий глаз разглядит у керамического сапожка каблук-зажигалку, как у Демны ­Гвасалии. Даже самый невнимательный узнает в ярко-желтой блестящей скульптуре тапочку Crocs. Ну а сумки — от холщового мешка до пластикового пакета, только сделанные из глины, художница использует постоянно — как чистые «холсты» для своих посланий.

Работа Алины ­Золотых. Thank you, керамика, глазурь, 2020

«Мои работы, — рассказывает Алина, — не про бренд. Изображение конкретных предметов — не самоцель. Просто вещи — понятные и близкие нам образы. Мы окружены ими ежедневно. Я исследую эмоциональную ­ауру пространств и предметов, соприкасающихся с человеком. В моих работах важны и материальность, и предыдущий опыт использования этих предметов. Материя оказывается неразрывно связана с памятью, а обожженная глина и краски — с личными историями и воспоминаниями».

Эмоции, память, личная история — эти слова часто звучат в рассказах наших героинь и других художников-керамистов. В этом, кажется, ключ к популярности керамики в современной моде. Дизайнеры, и не только они, насидевшись в Zoom, ищут чего-то аналогового, живого и теплого. Чего-то с отпечатком человеческой истории и человеческой руки — что в случае с керамикой можно воспринимать буквально.

Работа Алины ­Золотых. All I’m saying, керамика, глазурь, объект, 2020