Жан-Поль Готье — главный «анфан террибль» мира моды

Рассказываем, чего ждать от его «Фэшн Фрик Шоу», которое стартует в России в конце января
ЖанПоль Готье — главный  «анфан террибль» мира моды
Данил Головкин

Первым, кто примерил культовый бюстгальтер с чашками-конусами, была не Мадонна, а Нана — плюшевый медвежонок, заменявший маленькому Жан-Полю куклу Барби. С него началась история главного хулигана французской моды, и без него, как и без матросов, героинь варьете, панков и травести, не обойтись в его «Фэшн Фрик Шоу», которое стартует в питерском БКЗ «Октябрьский» с 31 января и в столичном МДМ с 6 февраля.

Школьные годы с тетрадками, разрисованными женскими фигурами в сетчатых чулках, первые шаги в моде, взлеты и падения, любовь с Франсисом Менужем и его смерть от СПИДа, союз с Мадонной — в шоу войдет все, что вы хотели знать о Готье. А все, что вы боялись спросить, ищите в фильме «Жан-Поль Готье: Freak & Chic», который рассказывает о подготовке спектакля и в январе выйдет в кинотеатре «Пионер». «Жан-Поль на сцене создает идеальный образ своей жизни, а я хотел рассказать более личную, интимную историю», — говорит французский документалист Ян Леноре. Готье в ответ смеется: «Хороший фильм, но там есть грустные моменты, а я не люблю грустить!»

На Жан-Поле: лонгслив, собственность героя. На модели справа: бархатное платье с атласной отделкой Gaultier Paris

Потому и шоу Жан-Поля сделано в стилистике «Фоли-Бержер». «Когда я первый раз лет в двенадцать попал на оперетту в Театр Шатле, на сцене была кровать, которая поднималась в небо. Это было неописуемо. С тех пор я всегда мечтал поставить что-то подобное. Кровать, правда, пока не задействовал, хотя для меня это важный предмет интерьера. Приходя из школы, я падал на подушку и дальше все делал только лежа. Летающая кровать — моя мечта!»

А кабаре — любимый жанр: обычно он не предполагает связного сюжета, но специально для своего шоу Готье придумал и историю, и несколько вставок-дефиле с лучшими вещами из архивов. Российской публике он обещает показать среди прочего и наряды из коллекции 1986 года «Конструктивизм», вдохновленной книгой о советском авангарде. «Я ее буквально проглотил! Переварил и вернул обратно... — Готье не столько рассказывает, сколько показывает мимикой, жестами, корпусом — и хохочет. — Но не в виде г.., а в виде коллекции. Я был первым, кто придумал использовать свое имя в виде принта (Calvin Klein c их резинкой для трусов были позже), да еще и писал его кириллицей. Она потрясающе смотрится!» Кстати, на платьях, жакетах и юбках-карандаш фамилия дизайнера написана «Гольтье» — так, как произносит ее сам Жан-Поль, а не как мы привыкли.

На Жан-Поле: пиджак, рубашка, платок, шляпа, все собственность героя. На моделях слева направо: бархатное платье с атласной отделкой, туфли из лакированной кожи и шелка, колготки; шелковое платье с отдел­кой из страусиных перьев, расшитое пайетками, металлическая маска, все Gaultier Paris

Он вообще много что сделал первым. Стал превращать чопорные дефиле в феерические спектакли. Набирал на показы молодежь с улицы — любого цвета кожи, роста и размера, причем, кроме шуток, давая объявления в газетах. В его ателье уже в 1980-е работали японцы, корейцы, арабы и афроамериканцы — вот уж пример diversity, которым респектабельные модные Дома озаботились только в последние пару лет.

Размытие традиционных гендерных границ с помощью мужских юбок окончательно утвердило за Жан-Полем славу «анфан террибля», однако сам он уверяет, что провокация ради провокации не имеет никакого смысла: «Мне было важно показать, что мужчины меняются и в глазах женщин, и в своих собственных. Что они готовы принять женскую часть своей натуры, оставаясь при этом мужественными».

Свою первую коллекцию Готье сшил в 1976-м из старых джинсов, внеся вклад в еще один важнейший тренд современности — устойчивое развитие, существенной частью которого стала переработка. Но тогда это была не забота об экологии, а фокус в духе «голь на выдумки хитра». «Я брал джинсовый жакет и пришивал к нему подкладку из ламе — получалось роскошно, — смеется Жан-Поль. — Я вообще люблю деним. Он как лицо без ботокса: чем старше, тем интереснее. А мое «мусорное платье» возникло так. На одном из первых показов потерялось платье. Я взял мешок из-под мусора, вырезал в нем дырки для головы и рук, а вместо браслетов использовал консервные банки без донышка. Тогда это была шутка на тему моды и мусора, но сегодня мне не до шуток. В мире стало слишком много всего. Не только одежды, но и еды, например. Меня беспокоит и пластик в океане, и горящие леса. Не знаю, что делать. Видимо, чтобы не сжигать одежду, ее нужно меньше производить, — говорит Готье, который с 2015 года выпускает только кутюрные коллекции. Январская посвящена переработке. — «Фэшн Фрик Шоу» — мой ответ на проблему перепроизводства. Давайте продавать не вещи, а эмоции». Для общества впечатлений, в котором мы живем, это идеальная стратегия.

На Жан-Поле: лонгслив, собственность героя. На модели справа: бархатное платье с атласной отделкой Gaultier Paris

Стилист: Ольга Дунина

Модели: Кович/Don Models, Анастасия Иванова/Modus

Прическа: Наталья Коваленкова

Макияж: Алена Моисеева

Ассистент фотографа: Антон Гребенцов/Bold.

Ассистенты стилиста: Ольга Гвоздева, Анастасия Митина

Продюсеры: Карина Чистякова, Магда Купреишвили

Ассистент продюсеров: Эвелина Андакулова

Редакция выражает благодарность Courage Champagne & Oyster Bar за помощь в проведении съемки