В день рождения музы вспоминаем ее скромные платья времен раннего творчества и фееричные наряды Alexander McQueen и Gucci
Бьорк для многих — не просто певица, а исландская фея с волшебным голосом и удивительным взглядом на мир. Сегодня ей исполняется 55, из них 44 года она профессионально занимается музыкой. Свой первый альбом Бьорк выпустила в 11 лет, став сенсацией в Исландии. К сожалению, а может, и к счастью, за пределами страны о ее феномене узнали немного позже — в 1990-е. После выхода лонгплея Debut об исландской певице заговорили все.
В те годы сценические образы Бьорк не отличались артистической фееричностью — она могла выйти на сцену в скромном розовом платье, без макияжа и фантазийной прически. Позже в своих интервью певица скажет, что «нет ничего хуже девочки, одетой во все розовое». Хотя именно этот цвет всегда фигурировал в ее гардеробе — и на сцене, и в жизни.
Визуальные коды, которыми оперировала Бьорк, сильно изменились с выходом ее альбома Homogenic в 1997 году. То же самое можно сказать и про музыку — творчество исландской певицы стало еще более концептуальным и экспериментальным. В тот период Бьорк подружилась с Александром Маккуином. Они вместе работали над обложкой альбома, клипами, сценическими образами — и было в этой синергии что-то мистическое.
С выходом новых проектов Бьорк все больше и больше погружалась, с одной стороны, в исследование технологий и необычных материй, а с другой — в мифологию и национальные мотивы. Она начала сотрудничать с Iris van Herpen и Viktor & Rolf, а также стала привлекать к работе молодых дизайнеров. Например, Маико Такеду — художницу, которая разрабатывала для Бьорк фантастические головные уборы.
Среди последних наиболее ярких творческих коллабораций — работа с креативным директором Gucci Алессандро Микеле. Дизайнер создал для певицы серебристое платье из ПВХ и люрексовой органзы — в нем Бьорк можно увидеть в клипе на песню The Gate. Команда дизайнера работала над нарядом 550 часов, не считая времени, потраченного на вышивку. В 2019 году за сценические костюмы певицы взялся Оливье Рустен из Balmain. Проект получился очень масштабным. Дизайнер адаптировал для шоу Cornucopia свою кутюрную коллекцию, от которой певица была в восторге.
Сценические образы Бьорк можно назвать столкновением прошлого и будущего — своеобразной точкой «здесь и сейчас», о которой так любят говорить просветленные гуру. Поэтому, глядя на ее наряды — будь то фантазийное платье, напечатанное на 3D-принтере, или накидка из узбекского иката, — зритель не может отвести взгляд и думать о чем-то другом, кроме текущего момента.