Мода

Супермодели 1990-х: 14 культовых показов

От Наоми Кэмпбелл в Azzedine Alaïa до Кристи Тарлингтон с кольцом в носу на шоу Jean Paul Gaultier

Помните знаменитую обложку Питера Линдберга для январского номера британского Vogue 1990 года с Синди Кроуфорд, Наоми Кэмпбелл, Линдой Евангелистой, Кристи Тарлингтон и Татьяной Патиц, снятую в одном из районов Нью-Йорка? Считается, что именно эта съемка положила начало феномену супермоделей, а «золотую пятерку» узнали во всем мире. Они были чертовски уверены в себе, красивы и обладали невероятной харизмой. Окончательно их статус закрепился благодаря клипу Джорджа Майкла Freedom! ‘90 и культовому показу Джанни Версаче осень-зима 1991.

Питер Линдберг, Vogue UK 1990

В 1990-х к первому составу супермоделей примкнули Клаудия Шиффер, Стефани Сеймур, Кейт Мосс и другие. Во многом эти девушки стали символом одного из самых ярких десятилетий в истории моды. Вспоминаем 14 знаковых показов того времени с их участием: от шоу Gucci, которое открывала Эмбер Валлетта, одетая в шелковую блузу с глубоким декольте, до Thierry Mugler с Надей Ауэрман в костюме киборга.

1/14
NativeShare

Versace осень-зима 1991

Список величайших показов в истории не может обойтись без упоминания шоу, которое способствовало зарождению феномена супермоделей. Речь о Versace осень-зима 1991, в его финале Линда Евангелиста, Наоми Кэмпбелл, Кристи Тарлингтон и Синди Кроуфорд вышли в обнимку под песню Джорджа Майкла Freedom! ’90, одетые в разноцветные мини-платья.

© Paul Massey/Shutterstock

2/14
NativeShare

Chanel весна-лето 1991

В своих работах Карл Лагерфельд нередко вдохновлялся пляжной тематикой, но в октябре 1990 года он довел эту идею до максимума и показал коллекцию, посвященную серферской культуре. Одной из моделей, принявших участие в показе, была Линда Евангелиста — Лагерфельд часто называл ее своей музой, а та, в свою очередь, признавалась, что именно благодаря дизайнеру в 1985-м стартовала ее карьера. На подиум канадская модель вышла в расшитом пайетками жакете и облегающих велосипедках, держа в руках доску для серфинга с надписью Natural Art.

© Victor VIRGILE

3/14
NativeShare

Azzedine Alaïa осень-зима 1991

Наоми Кэмпбелл была близким другом Аззедина Алайи и часто называла его «папа». «Он практически заменил мне родного отца, с которым я познакомилась только в 41 год, — рассказывала она в интервью Vogue в 2018 году. — Он водил меня к стоматологу, в музеи, рассказывал мне об искусстве, кулинарии и культуре». На показе Azzedine Alaïa осень-зима 1991 Кэмпбелл досталось трикотажное платье с абстрактным принтом в виде бабочек.

© Guy Marineau

4/14
NativeShare

Chanel осень-зима 1991

В сезоне осень-зима 1991 Карл Лагерфельд интерпретировал классические твидовые костюмы Chanel в более расслабленном, молодежном ключе. Вдохновением для него стала набиравшая тогда популярность хип-хоп-культура: в коллекции появились стеганые кожаные куртки, надетые задом наперед кепки и массивные золотые цепи. «Лагерфельд намеренно провоцирует публику, — писал тогда Vogue в своей рецензии. — Он довел шоу Chanel до апогея китча и фанка». Один из самых ярких моментов показа — выход модели Ясмин Ле Бон в сопровождении своей 20-месячной дочери и лучшей подруги Гейл Эллиот.

© Neville Marriner/Daily Mail/Shutterstock

5/14
NativeShare

Valentino Haute Couture осень-зима 1992

Культовый итальянский дизайнер Валентино Гаравани на протяжении нескольких десятилетий одевал самых известных женщин по всему миру, включая Элизабет Тейлор, Жаклин Кеннеди-Онассис и Софи Лорен. Эпоха 1990-х также не стала исключением. На кутюрном показе Valentino осень-зима 1992/1993 нидерландская супермодель Карен Мюлдер, за плечами которой более 22 международных обложек Vogue, вышла в нежно-розовом платье-футляре, расшитом камнями жакете и с лентой для волос в тон наряду.

© Victor VIRGILE

6/14
NativeShare

Versace осень-зима 1992

Главным лейтмотивом коллекции Джанни Версаче осень-зима 1992, которая называлась Miss S&M, стала бондажная тема. Так, Клаудия Шиффер вышла на подиум в топе с откровенными вырезами, украшенном фирменными золотыми медальонами, и в ремнях-цепях.

© Guy Marineau

7/14
NativeShare

Perry Ellis весна-лето 1993

В ноябре 1992-го 29-летний дизайнер Марк Джейкобс показал гранжевую коллекцию для бренда Perry Ellis: модели шли по подиуму в клетчатых фланелевых рубашках, укороченных кардиганах, шелковых платьях-комбинациях и шапках-бини, а на фоне звучал трек Pretend We’re Dead группы L7. Образ Хелены Кристенсен — платье в клетку плюс трикотажный джемпер и ботинки Dr. Martens — положил начало новому тренду. После шоу Стивен Майзел снял Кристен Макменами, Надю Ауэрман и Наоми Кэмпбелл в луках из коллекции Perry Ellis для декабрьской обложки Vogue.

© Dan Lecca

8/14
NativeShare

Vivienne Westwood осень-зима 1993

На нашей памяти много случаев, когда модели падали на подиуме, но этот, пожалуй, самый фееричный из всех. Конечно, мы говорим о шоу Vivienne Westwood осень-зима 1993, когда Наоми Кэмпбелл пришлось надеть туфли на почти 23-сантиметровых каблуках. В октябре 2019-го в интервью британскому Vogue модель призналась, что после этого инцидента другие дизайнеры (чьи имена она не называет) просили ее специально сымитировать падение. К слову, те самые туфли теперь хранятся в архиве лондонского музея Виктории и Альберта. 

© Guy Marineau

9/14
NativeShare

Calvin Klein весна-лето 1994

На показе Calvin Klein весна-лето 1994 20-летняя Кейт Мосс появилась в удлиненном вязаном топе приглушенно-серого оттенка, атласной юбке макси и босоножках на платформе. В целом вся коллекция была очень нежной и женственной, со множеством платьев-комбинаций и расслабленных трикотажных вещей. «В ней нет никаких жестких форм», — комментировал дизайнер.

© Dan Lecca

10/14
NativeShare

Jean Paul Gaultier весна 1994

Такой Кристи Тарлингтон, как на показе Жан-Поля Готье, мы еще не видели — с кольцом в носу, в топе с тату-принтом, юбке-саронг и высоких кроссовках. К слову, сейчас архивные коллекции Jean Paul Gaultier переживают новую волну популярности — если повезет, сможете найти их на просторах винтажных онлайн-площадок.

© Pool ARNAL/GARCIA

11/14
NativeShare

Gucci осень-зима 1995

Коллекция того сезона стала поворотной точкой в истории Gucci — все благодаря только что назначенному креативному директору Дома Тому Форду. Показ осень-зима 1995 открывала Эмбер Валлетта — на ней была атласная рубашка с глубоким вырезом и бархатные брюки (в аналогичном луке Мадонна пришла на церемонию MTV Video Music Awards 1995). В 1990-х Валлетта успела сняться для обложек американского Vogue целых 13 раз, окончательно закрепив за собой статус супермодели.

© Guy Marineau

12/14
NativeShare

Thierry Mugler осень-зима 1995

В юбилейном шоу Thierry Mugler в честь 20-летия бренда, которое проходило в парижском цирке Cirque d'Hiver, приняли участие сразу несколько супермоделей, включая Клаудию Шиффер, Наоми Кэмпбелл, Кейт Мосс и Джерри Холл. Однако настоящей звездой вечера стала Надя Ауэрман, одетая в блестящее боди, напоминающее костюм робота, и длинных перчатках в тон. Помните винтажное платье Mugler, в котором Карди Би пришла на церемонию «Грэмми» в 2019 году? Оно тоже было на том показе — в нем выходила модель Симонетта Джанфеличи.

© Daniel SIMON

13/14
NativeShare

Versace Haute Couture осень-зима 1995

К тому моменту, как Джанни Версаче начал показывать кутюрные коллекции Atelier Versace в Париже, он уже стал олицетворением итальянского гламура. По традиции каждое шоу завершал «выход невесты» — в сезоне осень-зима 1995 эта почетная роль досталась Кейт Мосс. По версии Версаче, современная невеста выглядела именно так — в усыпанном стразами мини-платье (естественно, каждый камушек был пришит вручную) и блестящих сапогах на шпильке.

© Pool ARNAL/PAT

14/14
NativeShare

Alexander McQueen весна-лето 1999

Каждый показ Александра Маккуина был настоящим событием и больше напоминал спектакль. Так, в финале шоу весна-лето 1999 модель Шалом Харлоу, одетая в пышное белоснежное платье, встала в центр специальной платформы, после чего стоящие по бокам роботы начали опрыскивать ее краской. Модный критик Сара Мауэр вспоминает этот момент так: «Неважно, в который раз вы смотрите запись показа, — он всегда вызывает шок».

© Guy Marineau