Шелк и кружева из золота: мастерская Buccellati в Милане

Секреты северной итальянской школы высокого ювелирного искусства
Экскурсия в мастерские Buccellati в Милане как делают украшения из золотого шелка и кружева | Vogue

Среди европейских ювелирных Домов, практикующих традиционный подход к делу, Buccellati занимает особенное место. Среди культовых марок, которые не участвуют в зимней и летней гонке драгоценностей в жанре haute joaillerie, они единственные делают ставку не на любителей крупных бриллиантов и редких драгоценных камней, а на поклонников декоративно-прикладного искусства. Разумеется, это не значит, что геммологи в Buccellati сидят сложа руки. Если старинная клиентка Дома захочет порадовать себя огромным турмалином редкого оттенка или парой крупных жемчужин южных морей в бриллиантовом узоре, ей будет из чего выбрать. Однако изначально, лет 15–20 назад, эта женщина пришла сюда за шелковым браслетом или кружевным кольцом.

Вы не ослышались. Именно в Buccellati под неусыпным руководством ныне покойного Джанмарии Буччеллати (сына основателя марки, Марио) довели до абсолюта ювелирный стиль trompe-l'œil, научились делать из золота и платины украшения, которые выглядят словно роскошное кружево, старинный плотный шелк или тонкий витой атласный шнур. Текстилем не ограничиваются: в украшениях, например, драгоценный металл превращается в крыло бабочки, повторяет узор сетки-остова из хитина. Как на этом великолепии крепят бриллианты — понимаешь не сразу. Ясно же — волшебство, также известное как кропотливый труд. Мастерская Buccellati — это храм резьбы и гравировки, и даже самое тонкое колечко с шелковым финишем требует сотен часов работы. И собственной ювелирной школы: практика, практика и еще раз практика.

Шелк и кружева из золота: мастерская Buccellati в Милане
Галерея3 Photos
Смотреть галерею

Почти сто лет успеха позволили семье Буччеллати перестать оглядываться на старых итальянских мастеров. В 1919 году, не желая поддаваться влиянию французской школы, которая тогда с радостью забросила имперские гирлянды в пользу узоров ар-нуво и театрального востока ар-деко, Марио и Джанмария Буччеллати выступили как патриоты. Марка цитировала исторические украшения родной страны, выступая послом романтически настроенной Италии. Кому-то надо было это делать, пока братья Булгари и Фулько ди Вердура экспериментировали и активно подстраивались под Новый Свет — украшали голливудских див россыпями самоцветов.

Награда не заставила себя ждать: в XXI веке марка цитирует сама себя, пусть и с нежнейшими поправками на моду. Источник вдохновения осязаем: архивариусы Buccellati отдают предпочтение гипсовым слепкам украшений, которые вот-вот покинут мастерскую, а не эскизам. Здесь не властны изысканные гуаши на благородном сером фоне. Упомянутые серьги по мотивам крыла бабочки, например, мастера вырезают из золота, поглядывая на ксерокопию рисунка, который внук основателя Дома, сегодняшний глава марки Андреа Буччеллати сделал шариковой ручкой в клетчатой тетради.

Резчики работают в мастерских не покладая рук. На их столы попадают литые и кованые заготовки. Поют крошечные сверла, которые делают гнезда для камней, звенят тугие струны на главном инструменте мастера по золотому кружеву — ювелирном лобзике. Любая ошибка почти всегда становится поводом вернуться к девственно гладкой золотой пластинке. Не заполируешь, не запаяешь — режь-плети свое кружево заново. Чтобы передохнуть от ажурной резьбы и дать отдых нервам, можно подготовить фигурную деталь, которую потом доведут до ума гравировщики.

Прежде чем в руки мастера попадет золото, он должен отработать технику на латунной пластинке. Полированные пластинки новички в мастерской покрывают фигурной гравировкой, шелковым финишем, узорной чеканкой и текстом — потому, что даже клейма в Buccellati не ставят, а пишут. Сложности распространяются и на мастеров других цехов. Если приходится ставить камни в уже покрытое гравировкой или резьбой изделие, это делается чуть ли не под микроскопом, чтобы свести вероятность брака к нулю. Однако существует техника, исполнение которой шелковый финиш на вещах Buccellati упрощает. Это частичное родирование — на гравированную поверхность гораздо проще наносить специальную карминно-красную эмаль, которая защищает розовое и желтое золото изделия, в то время как накладки-звезды из белого холодеют, подыгрывая вставленным в их лучи бриллиантам.

Тонкостью работы и огромным количеством времени, которое мастера миланской мастерской проводят суммарно даже над тонким кольцом, и объясняется высокая стоимость этих украшений. Любопытно, что даже на вторичном рынке эти шелковые сокровища мало теряют в цене — на большинство вещей в Buccellati дают пожизненную гарантию. Грубо говоря, если вы, не дай бог, задели что-то своим роскошным браслетом — марка охотно заберет его на чистку и восстановит гравировку. Так что если вам давно хотелось приобщиться к северной школе итальянского ювелирного искусства, начните с визита в московский бутик на Тверском бульваре. Гарантируем богатство впечатлений и мгновенное расширение вишлиста.

Подпишитесь и станьте на шаг ближе к профессионалам мира моды.