7 главных спектаклей фестиваля «Золотая маска»

Рассказываем, на какие постановки обратить внимание в этом году
7 главных спектаклей фестиваля «Золотая маска»
«Поцелуй феи»

«Байка». «Мавра». «Поцелуй феи»

Мариинский-2, 11 февраля

Этот четырехчастный спектакль Максима Петрова (в нем вместе с названными фигурирует еще и фортепианный цикл «Пять пальцев») приписан к балетному конкурсу. Но пение и танец представляют в нем неразрубаемый клубок, что становится трендом в современном театральном мире. Маленькие одноактные спектакли встраиваются в большой петербургский миф, где Пушкин с его «Домиком в Коломне» сплетается с дуэтом Дягилева и Стравинского. Их образы уносят невозможно красивые снежные клубы «Поцелуя феи», вызывающего еще одну петербургскую тень — Чайковского, мотивы которого звучат в этом балете.

«Мавра»

«Любовь издалека»

«Урал Опера Балет» на Новой сцене Большого театра, 8 марта

Послания трубадура и графини, преодолевающие опасности морского пути, куртуазная любовь, не знающая личного знакомства, — это не классический балет в пачках. Свои оперы наша современница Кари Саариахо любит упаковывать в исторические сюжеты. Но говорят они о том, что между средневековыми героями и нами расстояние гораздо короче, чем между Аквитанией и Триполи. Вероятно, поэтому Саариахо одна из тех композиторов, которые соперничают в популярности с классиками. Уральский театр первым в России поставил ее оперу — вслед за Зальцбургским фестивалем и Метрополитен-оперой.

«Любовь издалека»

«Кармен»

Пермский театр оперы и балета на сцене Музыкального театра имени К. С.
Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко, 11 марта

Если на афише появляется имя Константина Богомолова, то и название спектакля, и имя композитора вынуждены отойти на второй план — ничего похожего на хрестоматийный сюжет и традиции ждать не приходится. Неудивительно, что и Севилья отныне располагается в координатах Одессы, на календаре не расцвет романтизма, а суровые 1910–1920-е с революцией и Гражданской войной, Хозе — русский солдат, а Эскамильо — звезда немого кино. Богомолов вытряхивает из легендарной оперы ее привычные смыслы. Впрочем, и Бизе своевольно обошелся с новеллой Мериме, положенной в основу оперы. 

«Кармен»

«Плот Медузы»

Воронежский Камерный театр на сцене Центра имени Вс. Мейерхольда, 23 марта

Во время пандемии хореографа Павла Глухова вдохновила картина Теодора Жерико «Плот Медузы», одно из самых известных полотен эпохи романтизма. История потерпевшего кораблекрушение фрегата превратилась в танцевальном спектакле в столкновение двух стихий — природной и человеческой. 

«Плот Медузы»

«Богатыри»

Красноярский театр оперы и балета в Малом выставочном зале Центра дизайна «Artplay», 1 апреля

Каждый школьник знает, что композитор Александр Бородин — автор единственной оперы. Но в Красноярске напомнили: это — ошибка. Его «Богатыри», как и хрестоматийный «Князь Игорь», остались при жизни незавершенными. Это предопределило их сценическую судьбу, вернее, ее отсутствие: фарс ставился всего дважды — в 1867-м и в 1936 году. Оба раза он был запрещен — первый Александром II, следующий — Вячеславом Молотовым. Но в искусстве трудная судьба украшает. Режиссер Сергей Бобров соединил в «Богатырях» миры легендарный и исторический, лубочный и репинский, за полтора часа позволяя проскакать по полям отечественной истории через императорскую Россию, сталинский СССР, ельцинскую Россию.

«Богатыри»

«Конек-горбунок»

«Урал Опера Балет», 3 апреля (прямая трансляция)

История балета по сказке Ершова длиннее, чем у «Лебединого озера». На Императорской сцене именно он отвечал за национальный дух и патриотизм, почти сто лет оставаясь любимцем публики. Хореографы Вячеслав Самодуров и Антон Пимонов решили разобрать тот старый механизм по винтику, чтобы выяснить, как был сконструирован хит. Но задор и радостное хулиганство, которыми известны эти уральские хореографы, по дороге скорректировали идею. Вместо реконструкции старинного спектакля вырос новый, в котором ведущими сказки оказались рэперы из группы EK-Playaz Наум Блик и T-Bass. Сам балет в невероятном оформлении Анастасии Нефедовой («Электротеатр Станиславский») признали невыездным — шутка ли, 18 фур декораций. Но, возможно, еще и потому, что его главным героем стал наделенный чудесной силой уральский народ — хореограф Артур Сен-Леон в середине XIX века свято верил, что такой существует, а Самодуров с Пимоновым не стали развенчивать миф. И без поддержки этого самого «народа» екатеринбургский спектакль может потерять волшебные флюиды.

«Конек-горбунок»

«Семейка Аддамс»

Тюменский драматический театр на Основной сцене Театра имени А. С. Пушкина, 5 апреля

Большой из Тюмени — бренд в мире драматического театра, его артисты известны и в кино. Но наглости поставить знаменитый бродвейский мюзикл, не имея в труппе профессиональных музыкантов, театр набрался впервые. В результате «Семейка Аддамс» стала одним из рекордсменов «Золотой маски» — она выдвинута в девяти номинациях. У этих странных Аддамсов дочь гуляет с арбалетом, сыночек кайфует на электрическом стуле, бабушка вместо чая принимает капли яда, а отец семейства до ужаса гордится родней. 

«Семейка Аддамс»