«Байка». «Мавра». «Поцелуй феи»
Мариинский-2, 11 февраля
Этот четырехчастный спектакль Максима Петрова (в нем вместе с названными фигурирует еще и фортепианный цикл «Пять пальцев») приписан к балетному конкурсу. Но пение и танец представляют в нем неразрубаемый клубок, что становится трендом в современном театральном мире. Маленькие одноактные спектакли встраиваются в большой петербургский миф, где Пушкин с его «Домиком в Коломне» сплетается с дуэтом Дягилева и Стравинского. Их образы уносят невозможно красивые снежные клубы «Поцелуя феи», вызывающего еще одну петербургскую тень — Чайковского, мотивы которого звучат в этом балете.
«Любовь издалека»
«Урал Опера Балет» на Новой сцене Большого театра, 8 марта
Послания трубадура и графини, преодолевающие опасности морского пути, куртуазная любовь, не знающая личного знакомства, — это не классический балет в пачках. Свои оперы наша современница Кари Саариахо любит упаковывать в исторические сюжеты. Но говорят они о том, что между средневековыми героями и нами расстояние гораздо короче, чем между Аквитанией и Триполи. Вероятно, поэтому Саариахо одна из тех композиторов, которые соперничают в популярности с классиками. Уральский театр первым в России поставил ее оперу — вслед за Зальцбургским фестивалем и Метрополитен-оперой.
«Кармен»
Пермский театр оперы и балета на сцене Музыкального театра имени К. С.
Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко, 11 марта
Если на афише появляется имя Константина Богомолова, то и название спектакля, и имя композитора вынуждены отойти на второй план — ничего похожего на хрестоматийный сюжет и традиции ждать не приходится. Неудивительно, что и Севилья отныне располагается в координатах Одессы, на календаре не расцвет романтизма, а суровые 1910–1920-е с революцией и Гражданской войной, Хозе — русский солдат, а Эскамильо — звезда немого кино. Богомолов вытряхивает из легендарной оперы ее привычные смыслы. Впрочем, и Бизе своевольно обошелся с новеллой Мериме, положенной в основу оперы.