© Дженнифер Лоуренс на премии «Оскар», 2013

Lifestyle

5 самых неловких моментов в истории «Оскара»

От падающей в кутюрном Dior Дженнифер Лоуренс до Фэй Данауэй и Уоррена Битти, объявляющих неправильного победителя в номинации «Лучший фильм», — вспоминаем самые громкие осечки главной церемонии киноиндустрии

С момента первой церемонии вручения наград в 1929 году «Оскар» по сей день остается одним из важнейших событий как в кинематографической, так и модной индустрии. В истории самой престижной кинопремии было немало памятных событий: достаточно вспомнить 1939 год, когда Хэтти Макдэниел стала первой темнокожей актрисой, получившей «Оскар» (за роль в «Унесенных ветром»), или знаменитую речь Салли Филд 1984 года, когда та получала свою вторую статуэтку — за роль в фильме «Место в сердце». Неудивительно, что каждый год за этим шоу наблюдают миллионы зрителей по всему миру — например, одних только американцев в 2019-м его посмотрели 29,6 миллиона человек.

Трехчасовая трансляция «Оскара» в прямом эфире редко обходится без неожиданных (и не всегда приятных) сюрпризов. Вспоминаем самые неловкие моменты церемонии за все время ее проведения.

Голый энтузиазм (1974 год)

Хотя в 1970-х обнаженка была таким же обычным явлением, как звучащие по радио хиты группы ABBA, вряд ли кто-то из гостей «Оскара» 1974 года ожидал увидеть на сцене абсолютно голого мужчину, показывающего жест peace.

Кем же был этот жаждущий внимания персонаж? Им оказался художник и борец за права сексуальных меньшинств Роберт Опель. Он выбежал на сцену ровно в тот момент, когда ведущий церемонии Дэвид Нивен собирался представить зрителям свою соведущую Элизабет Тейлор. Реакция Нивена была остроумной, но резкой: «Разве не прекрасно, что, пожалуй, единственный момент в жизни этого человека, когда над ним могут посмеяться, произошел, когда он разделся и показал всем свои причиндалы».

На лице Тейлор при этом не дрогнул, кажется, ни один мускул. До сих пор не ясно, зачем Опель совершил столь эпатажный поступок, однако некоторые считают, что все действо было срежиссировано продюсером церемонии Джеком Хейли-младшим.

Роберт Опель, 1974

© Uncredited/AP/Shutterstock

Сказка о двух победителях (2017 год)

В 2017-м мюзикл «Ла-Ла Ленд» Дэмьена Шазелла получил самую желанную награду, о которой только может мечтать режиссер… Точнее, почти получил. Из-за случившейся за кулисами путаницы актерам Фэй Данауэй и Уоррену Битти, вручавшим статуэтку, дали конверт с неправильной карточкой, о чем они, конечно, не могли знать.

Как оказалось впоследствии, Брайан Куллинан, управляющий партнер компании PriceWaterhouseCoopers, которая с 1934 года занимается подсчетом голосов членов американской киноакадемии, по ошибке дал Битти конверт с именем победительницы в номинации «Лучшая женская роль» (притом что к тому моменту Эмма Стоун уже забрала свою статуэтку). Битти не смог скрыть своего удивления и передал конверт Данауэй, а той ничего не оставалось, как объявить название фильма-победителя. Впрочем, радостные овации поклонников «Ла-Ла Ленда» были не долгими — на сцену тут же поднялся продюсер Джордан Хоровиц и неожиданно для всех объявил: «Это ошибка. «Лунный свет» стал лучшим фильмом года. И я не шучу».

После тщательного расследования, множественных извинений от лица PriceWaterhouseCoopers и десятков «гифок» с реакцией гостей церемонии Куллинан и его коллега Марта Руис получили пожизненный бан на посещение «Оскара» (при этом их компания продолжает сотрудничать с организаторами премии, видимо, организаторы были в хорошем расположении духа).

Команды «Ла-Ла Ленда» и «Лунного света» на сцене театра «Долби», 2017

© Kevin Winter

Команда фильма «Лунный свет» на сцене театра «Долби», 2017

© Kevin Winter

Нам нужна лодка побольше (2016 год)

Все мы знаем, что представители LGBTQ+-сообщества крайне редко оказывались в списках номинантов и победителей «Оскара». В то время как десятки гетеросексуальных актеров были номинированы за роли геев, лесбиянок и транссексуалов в самых разных фильмах, реальных представителей этих групп, удостоившихся награды, можно пересчитать по пальцам. Один из них — Дастин Лэнс Блэк, который стал победителем в номинации «Лучший оригинальный сценарий» за фильм «Харви Милк» 2008 года, байопик о жизни известного борца за права геев.

Очевидно, это событие прошло мимо Сэма Смита, который в 2016 году получал награду за лучшую песню к фильму «007: Спектр». Во время своей пылкой оскаровской речи певец сделал ошибочное заявление: «Несколько месяцев назад я читал статью, написанную сэром Иэном Маккелленом, и он сказал, что ни один открытый гей ни разу не был удостоен «Оскара».

Вскоре Блэк опубликовал в твиттере видео с собственной оскаровской речью 2009 года, сопроводив его подписью: «Эй, @SamSmithWorld, если ты не знаешь, кто я такой, может, пора перестать написывать моему жениху (британскому прыгуну в воду Тому Дейли. — Прим. ред.)?». Позже в одном из интервью Смит извинился за ошибку и признался: «Я был просто раздавлен — эту церемонию посмотрели 90 миллионов человек. Я хотел сказать что-то позитивное, а в итоге облажался».

К счастью, слухи о вражде между ними опроверг сам Блэк очередным твиттер-постом, в котором пояснил, что его ответ был простой шуткой: «Дорогой интернет, @TomDaley1994 и @samsmithworld — друзья. Они переписываются. Странно, что Сэм решил, будто я говорил всерьез! Можете смеяться сколько угодно».

Джимми Нейпс и Сэм Смит, 2016

© Kevin Winter

Победа в номинации «Лучшее падение» (2013 год)

Дженнифер Лоуренс — самая молодая из всех актеров, четыре раза номинировавшихся на «Оскар» (в 2010 году за «Зимнюю кость», в 2012-м — за «Мой парень — псих», в 2013-м — за «Аферу по-американски» и в 2015-м — за «Джой»). Впрочем, Сирша Ронан, которая буквально на днях получила свою четвертую номинацию, лишь на пару месяцев отстала от нее.

Благодаря столь стремительному восхождению на вершину киноолимпа Лоуренс стала завсегдатаем красных ковровых дорожек. Однако, в отличие от своих более сдержанных голливудских коллег, она закрепила за собой образ эдакой девчонки из соседнего двора. В очередной раз актриса подтвердила это, когда, выходя получать «Оскар» за главную роль в драме «Мой парень — псих» в 2013 году, упала прямо на ступеньках перед сценой. Оправив свое кутюрное платье Dior и преодолев оставшиеся несколько метров, Лоуренс сострила: «Ребята, вы аплодируете стоя, потому что сочувствуете мне. Это ужасно стыдно».

С тех пор циники стали сомневаться, действительно ли непринужденность актрисы — черта ее характера, а не актерская игра. В шоу Saturday Night Live Ариана Гранде даже исполнила скетч, выступив в образе Лоуренс и спев: «Они просили меня не устраивать цирк, но я такая: «К черту! Я умею веселиться, я обычный человек!» Что на это ответила сама Лоуренс? В сентябрьском номере Vogue 2017 года она похвалила выступление Гранде, назвав его «реально правдивым».

Дженнифер Лоуренс на премии «Оскар», 2013

© Kevin Winter

Трудности перевода (2014 год)

Во время церемонии 2014 года мастер неловких ситуаций Джон Траволта вновь стал героем мемов и предметом насмешек интернет-пользователей, объявив обладательницу премии «Тони» и звезду «Холодного сердца» актрису Идину Мензел, как «невероятно талантливую, единственную и неповторимую Адель Дазим».

Сказать, что аудитория пришла в замешательство — ничего не сказать. В результате подобной ошибки в интернете появился сайт для «траволтификации» имен, а словарь Urban Dictionary даже пополнил свою базу термином Travoltify, который означает «искажать чье-либо имя случайно или намеренно так, чтобы его нельзя было узнать».

Мензел с юмором восприняла путаницу с именами, но взяла реванш на церемонии вручения кинонаград 2015 года. После того как ведущий Нил Патрик Харрис пошутил, что имя Бенедикта Камбербэтча «звучит так, если бы Джон Траволта попытался произнести «Бен Аффлек», актриса пригласила на сцену самого Траволту, представив его как своего «хорошего друга, Глома Газинго». Когда пришла очередь актера объявлять победителя в номинации «Лучшая песня к фильму», она спросила его: «Хочешь, я это сделаю?» Как пела Мензел в саундтреке к «Холодному сердцу»: «Отпусти и забудь».

Идина Мензел и Джон Траволта, 2015

© Craig Sjodin