Год 1984‑й. Студенческое общежитие. Физики и лирики, скрываясь от комендантши (в исполнении блистательной Юлии Ауг), устраивают вечеринки и делятся всем, от мечтаний до дефицитных продуктов. И вдруг им приходится решать, стоит ли смерть незнакомой соседки исключения из комсомола, отчисления из университета, выселения из общаги — в общем, будущего. Да и сами они что за люди?
Алексей Иванов написал «Общагу на крови» еще в 1992‑м, а издал в 2006‑м. Роман Васьянов прочитал книгу десять лет назад: «Валера Тодоровский мне прислал в ворде неизданные листочки Иванова. Я увидел серьезного русского писателя, который пишет просто о сложном. Прочитал «Географ глобус пропил» и «Общагу». Долго хотел найти режиссера, который смог бы снять фильм по роману. А потом я сидел на Гавайях, в вынужденном отпуске, и подумал: «Дай-ка попробую написать сценарий». И написал. Так именитый оператор-постановщик Роман Васьянов, снявший в России «Стиляг» и «Охоту на пиранью», а в Голливуде «Ярость» с Брэдом Питтом и «Отряд самоубийц» с Марго Робби, стал сценаристом и режиссером.
«Общага» Васьянова не совсем экранизация, скорее произведение по мотивам. Иванов фильм со всеми изменениями уже видел и одобрил. «Просто Рома был очень влюблен в этот роман», — неожиданно серьезно заявляет Илья Маланин. В «Общаге» он сыграл одного из главных героев, обаятельного спекулянта, вожака стаи, очарованного красавицей Нелли в исполнении Ирины Старшенбаум. Только что на нашей съемке, в перерывах между дублями, они лихо отплясывали в пальто и свитерах — и это в разгар московской жары и со сломанным кондиционером в студии. «Мы тысячу лет знакомы, — объясняет Маланин, — нам всегда весело вместе». Их товарищами на экране стали Геннадий Вырыпаев, Алена Михайлова, Марина Васильева и Никита Ефремов, кстати, тоже закадровый друг Иры Старшенбаум. Может, в том, что актеры дружат в жизни, и кроется секрет обаяния их экранной компашки, спрашиваю я у Старшенбаум. Или режиссер организовывал тимбилдинги по голливудской технологии?
«Ничего такого. Просто Рома Васьянов — хороший режиссер, — смеется Ира. — Лето, общежитие, Санкт-Петербург — что еще нужно, чтобы сплотиться». «Мы же снимали в реальном общежитии в Питере, — подхватывает Гена Вырыпаев, — практически жили там: в одной из комнат гримерка, в другой костюмерка, а в третьей можно было поспать в перерыве».
Для Гены отличник Забела — первая большая роль. И «домашнюю работу», как это называет режиссер, дебютант проделал на ура: похудел на десять килограммов, чтобы его герой выглядел моложе и трепетнее остальных, и прошел курсы дайверов, хоть и ужасно боится глубины. «В фильме есть кадры снов моего героя. По задумке Ромы, они происходят под водой, и свой страх я все-таки преодолел. Когда хорошо написано, тебе хочется это сыграть». Про «хорошо написано» наследник Ивана Вырыпаева знает не понаслышке. С отцом, автором «Кислорода» и еще десятка пьес, Гена не стесняется советоваться — никакого комплекса ребенка знаменитого родителя у него нет. А еще он сам пишет сценарии, ставит пьесы и не исключает, что когда-нибудь снимет кино.
Маланин тоже пробует себя в режиссуре и в сценарном деле (Роман Волобуев снял по его тексту сериал о телеграм-каналах «Просто представь, что мы знаем»), да и Ира Старшенбаум говорит, что, возможно, однажды напишет свою историю. Рома Васьянов объясняет: это и есть главная особенность нашей киноиндустрии сегодня — большие возможности: развиваются платформы, им требуется контент, и за дело берутся молодые.
«В России авторское кино может получить финансирование. В Америке я бы его выбивал лет десять, — рассказывает Васьянов, — там даже известному режиссеру сложно получить деньги на авторский проект. Кино в России сейчас на подъеме, мы делаем успехи на фестивалях, на Netflix. Нам есть что сказать, у нас много историй. Америка свои главные истории уже рассказала. Да и сама Америка очень разная. Есть Лос-Анджелес, где, наверное, снимать лучше всего, но, если отъехать вглубь страны, опыт может быть совсем другой. В России все зависит от конкретной группы. Если собрать сильных профессионалов, процесс будет близким к голливудскому. Да, в Америке больше денег и профсоюзы следят за комфортом труда. В России работа больше похожа на военный десант, тут уж как повезет. Но опять-таки ерунду можно снять везде и за любые деньги. Лично я все бы эти туалеты, трейлеры, кейтеринги не променял на свободу. Тебе начинают указывать, что снимать, — это убивает кайф творчества».
«Рома точно знал, чего хотел. У нас, например, от него был целый список фильмов к просмотру перед съемками, — рассказывает звезда «Чик» Алена Михайлова (в «Общаге» она сыграла отличницу, спасающую опальную компанию друзей). — «Сука-любовь» Иньярриту, румынский «4 месяца, 3 недели и 2 дня», а еще, конечно, «Москва слезам не верит» и «Интердевочка». Знаю, что художники изучали журналы «Советский экран», архивные фото того периода. Я перекрасилась в русый, мой блонд не соответствовал времени. А вот с нарядами мне повезло не так, как героиням Иры и Марины — у них были и спортивные костюмы, и огромные клипсы, и ободки с бантами».
Еще в «Общаге» есть узнаваемые серванты, клеенчатые чемоданы и вот этот фирменный для мест общего пользования синий цвет стен — под музыку Яака Йоалы получилась мини-энциклопедия 1980‑х. При этом остро актуальная: она и об отношении к женщине как к товару, и об абьюзе, и об общем молчаливом принятии несправедливости, если она не касается лично тебя, и о том, можно ли считать молчание преступлением. Чем не новостные сводки дня сегодняшнего?
Фото: Евгений Кузнецов. Стиль: Анастасия Митина. Прически и макияж: Валерия Витько/Li‑Ne. Ассистенты фотографа: Павел Радченко, Дмитрий Суворов/Bold, Александр Куликов. Ассистенты стилиста: Анна Мелкозерова, Андрей Гутров. Ассистент визажиста: Дарья Мезенцева. Продюсер: Данил Белобрага. Ассистенты продюсера: Анна Хлоева, Анастасия Певунова.