Актеры «Общаги» — о том, как фильм Ро­мана Ва­сья­нова поможет нам стать лучше и из­ле­чить ду­шу

Успеш­ный гол­ли­вуд­ский опе­ра­тор Ро­ман Ва­сья­нов вер­нул­ся в Рос­сию, что­бы де­бю­ти­ро­вать как ре­жис­сер со сту­ден­че­ской дра­мой «Общага» — смот­ри­те на «Ки­но­тав­ре» и на экра­нах страны
ARCV 003
На Ире Стар­шен­ба­ум: шер­стя­ная во­до­лаз­ка, Wolford; серь­ги из бе­ло­го зо­ло­та с брил­ли­ан­та­ми Coco Crush, Chanel Fine Jewelry. На Илье Ма­ла­нине: хлоп­ко­вый тренч, Bottega Veneta; шер­стя­ная во­до­лаз­ка, Dior Homme; се­реб­ря­ный брас­лет, David Yurman.

Год 1984‑й. Сту­ден­че­ское об­ще­жи­тие. Фи­зи­ки и ли­ри­ки, скры­ва­ясь от ко­мен­дант­ши (в ис­пол­не­нии бли­ста­тель­ной Юлии Ауг), устра­и­ва­ют ве­че­рин­ки и де­лят­ся всем, от меч­та­ний до де­фи­цит­ных про­дук­тов. И вдруг им при­хо­дит­ся ре­шать, сто­ит ли смерть незна­ко­мой со­сед­ки ис­клю­че­ния из ком­со­мо­ла, от­чис­ле­ния из уни­вер­си­те­та, вы­се­ле­ния из об­ща­ги — в об­щем, бу­ду­ще­го. Да и са­ми они что за люди?

Алек­сей Ива­нов на­пи­сал «Об­ща­гу на кро­ви» еще в 1992‑м, а из­дал в 2006‑м. Ро­ман Ва­сья­нов про­чи­тал кни­гу де­сять лет на­зад: «Ва­ле­ра То­до­ров­ский мне при­слал в вор­де неиз­дан­ные ли­сточ­ки Ива­но­ва. Я уви­дел се­рьез­но­го рус­ско­го пи­са­те­ля, ко­то­рый пи­шет про­сто о слож­ном. Про­чи­тал «Гео­граф гло­бус про­пил» и «Об­ща­гу». Дол­го хо­тел най­ти ре­жис­се­ра, ко­то­рый смог бы снять фильм по ро­ма­ну. А по­том я си­дел на Га­вай­ях, в вы­нуж­ден­ном от­пус­ке, и по­ду­мал: «Дай-ка по­про­бую на­пи­сать сце­на­рий». И на­пи­сал. Так име­ни­тый опе­ра­тор-по­ста­нов­щик Ро­ман Ва­сья­нов, сняв­ший в Рос­сии «Сти­ляг» и «Охо­ту на пи­ра­нью», а в Гол­ли­ву­де «Ярость» с Бр­э­дом Пит­том и «От­ряд са­мо­убийц» с Мар­го Роб­би, стал сце­на­ри­стом и режиссером.

«Об­ща­га» Ва­сья­но­ва не со­всем экра­ни­за­ция, ско­рее про­из­ве­де­ние по мо­ти­вам. Ива­нов фильм со все­ми из­ме­не­ни­я­ми уже ви­дел и одоб­рил. «Про­сто Ро­ма был очень влюб­лен в этот ро­ман», — неожи­дан­но се­рьез­но за­яв­ля­ет Илья Ма­ла­нин. В «Об­ща­ге» он сыг­рал од­но­го из глав­ных ге­ро­ев, оба­я­тель­но­го спе­ку­лян­та, во­жа­ка стаи, оча­ро­ван­но­го кра­са­ви­цей Нел­ли в ис­пол­не­нии Ири­ны Стар­шен­ба­ум. Толь­ко что на на­шей съем­ке, в пе­ре­ры­вах меж­ду дуб­ля­ми, они ли­хо от­пля­сы­ва­ли в паль­то и сви­те­рах — и это в раз­гар мос­ков­ской жа­ры и со сло­ман­ным кон­ди­ци­о­не­ром в сту­дии. «Мы ты­ся­чу лет зна­ко­мы, — объ­яс­ня­ет Ма­ла­нин, — нам все­гда ве­се­ло вме­сте». Их то­ва­ри­ща­ми на экране ста­ли Ген­на­дий Вы­ры­па­ев, Але­на Ми­хай­ло­ва, Ма­ри­на Ва­си­лье­ва и Ни­ки­та Еф­ре­мов, кста­ти, то­же за­кад­ро­вый друг Иры Стар­шен­ба­ум. Мо­жет, в том, что ак­те­ры дру­жат в жиз­ни, и кро­ет­ся сек­рет оба­я­ния их экран­ной ком­паш­ки, спра­ши­ваю я у Стар­шен­ба­ум. Или ре­жис­сер ор­га­ни­зо­вы­вал тим­бил­дин­ги по гол­ли­вуд­ской технологии?

На Ире: шер­стя­ная во­до­лаз­ка, Wolford; серь­ги из бе­ло­го зо­ло­та с брил­ли­ан­та­ми Coco Crush, Chanel Fine Jewelry. На Илье: хлоп­ко­вый тренч, Bottega Veneta; шер­стя­ная во­до­лаз­ка, Dior Homme; се­реб­ря­ный брас­лет, David Yurman.

«Ни­че­го та­ко­го. Про­сто Ро­ма Ва­сья­нов — хо­ро­ший ре­жис­сер, — сме­ет­ся Ира. — Ле­то, об­ще­жи­тие, Санкт-Пе­тер­бург — что еще нуж­но, что­бы спло­тить­ся». «Мы же сни­ма­ли в ре­аль­ном об­ще­жи­тии в Пи­те­ре, — под­хва­ты­ва­ет Ге­на Вы­ры­па­ев, — прак­ти­че­ски жи­ли там: в од­ной из ком­нат гри­мер­ка, в дру­гой ко­стю­мер­ка, а в тре­тьей мож­но бы­ло по­спать в перерыве».

Для Ге­ны от­лич­ник За­бе­ла — пер­вая боль­шая роль. И «до­маш­нюю ра­бо­ту», как это на­зы­ва­ет ре­жис­сер, де­бю­тант про­де­лал на ура: по­ху­дел на де­сять ки­ло­грам­мов, что­бы его ге­рой вы­гля­дел мо­ло­же и тре­пет­нее осталь­ных, и про­шел кур­сы дай­ве­ров, хоть и ужас­но бо­ит­ся глу­би­ны. «В филь­ме есть кад­ры снов мо­е­го ге­роя. По за­дум­ке Ро­мы, они про­ис­хо­дят под во­дой, и свой страх я все-та­ки пре­одо­лел. Ко­гда хо­ро­шо на­пи­са­но, те­бе хо­чет­ся это сыг­рать». Про «хо­ро­шо на­пи­са­но» на­след­ник Ива­на Вы­ры­па­е­ва зна­ет не по­на­слыш­ке. С от­цом, ав­то­ром «Кис­ло­ро­да» и еще де­сят­ка пьес, Ге­на не стес­ня­ет­ся со­ве­то­вать­ся — ни­ка­ко­го ком­плек­са ре­бен­ка зна­ме­ни­то­го ро­ди­те­ля у него нет. А еще он сам пи­шет сце­на­рии, ста­вит пье­сы и не ис­клю­ча­ет, что ко­гда-ни­будь сни­мет кино.

Ма­ла­нин то­же про­бу­ет се­бя в ре­жис­су­ре и в сце­нар­ном де­ле (Ро­ман Во­ло­бу­ев снял по его тек­сту се­ри­ал о те­ле­грам-ка­на­лах «Про­сто пред­ставь, что мы зна­ем»), да и Ира Старшенбаум го­во­рит, что, воз­мож­но, од­на­жды на­пи­шет свою ис­то­рию. Ро­ма Ва­сья­нов объ­яс­ня­ет: это и есть глав­ная осо­бен­ность на­шей ки­но­ин­ду­стрии се­го­дня — боль­шие воз­мож­но­сти: раз­ви­ва­ют­ся плат­фор­мы, им тре­бу­ет­ся кон­тент, и за де­ло бе­рут­ся молодые.

На Алене: зам­ше­вая курт­ка, Saint Laurent by Anthony Vaccarello; шер­стя­ная во­до­лаз­ка, Prada; серь­ги из се­реб­ра и зо­ло­та, David Yurman. На Ген­на­дии: зам­ше­вая курт­ка, Giorgio Armani; шер­стя­ная во­до­лаз­ка, Dior Homme.

«В Рос­сии ав­тор­ское ки­но мо­жет по­лу­чить фи­нан­си­ро­ва­ние. В Аме­ри­ке я бы его вы­би­вал лет де­сять, — рас­ска­зы­ва­ет Ва­сья­нов, — там да­же из­вест­но­му ре­жис­се­ру слож­но по­лу­чить день­ги на ав­тор­ский про­ект. Ки­но в Рос­сии сей­час на подъ­еме, мы де­ла­ем успе­хи на фе­сти­ва­лях, на Netflix. Нам есть что ска­зать, у нас мно­го ис­то­рий. Аме­ри­ка свои глав­ные ис­то­рии уже рас­ска­за­ла. Да и са­ма Аме­ри­ка очень раз­ная. Есть Лос-Ан­дже­лес, где, на­вер­ное, сни­мать луч­ше все­го, но, ес­ли отъ­е­хать вглубь стра­ны, опыт мо­жет быть со­всем дру­гой. В Рос­сии все за­ви­сит от кон­крет­ной груп­пы. Ес­ли со­брать силь­ных про­фес­си­о­на­лов, про­цесс бу­дет близ­ким к гол­ли­вуд­ско­му. Да, в Аме­ри­ке боль­ше де­нег и проф­со­ю­зы сле­дят за ком­фор­том тру­да. В Рос­сии ра­бо­та боль­ше по­хо­жа на во­ен­ный де­сант, тут уж как по­ве­зет. Но опять-та­ки ерун­ду мож­но снять вез­де и за лю­бые день­ги. Лич­но я все бы эти туа­ле­ты, трей­ле­ры, кей­те­рин­ги не про­ме­нял на сво­бо­ду. Те­бе на­чи­на­ют ука­зы­вать, что сни­мать, — это уби­ва­ет кайф творчества».

На Алене: шер­стя­ная во­до­лаз­ка, Prada; серь­ги из се­реб­ра и зо­ло­та, David Yurman. На Ген­на­дии: шер­стя­ное паль­то, Prada.

«Ро­ма точ­но знал, че­го хо­тел. У нас, на­при­мер, от него был це­лый спи­сок филь­мов к про­смот­ру пе­ред съем­ка­ми, — рас­ска­зы­ва­ет звез­да «Чик» Але­на Ми­хай­ло­ва (в «Об­ща­ге» она сыг­ра­ла от­лич­ни­цу, спа­са­ю­щую опаль­ную ком­па­нию дру­зей). — «Су­ка-лю­бовь» Иньяр­ри­ту, ру­мын­ский «4 ме­ся­ца, 3 неде­ли и 2 дня», а еще, ко­неч­но, «Москва сле­зам не ве­рит» и «Ин­тер­де­воч­ка». Знаю, что ху­дож­ни­ки изу­ча­ли жур­на­лы «Со­вет­ский экран», ар­хив­ные фо­то то­го пе­ри­о­да. Я пе­ре­кра­си­лась в ру­сый, мой блонд не со­от­вет­ство­вал вре­ме­ни. А вот с на­ря­да­ми мне по­вез­ло не так, как ге­ро­и­ням Иры и Ма­ри­ны — у них бы­ли и спор­тив­ные ко­стю­мы, и огром­ные клип­сы, и обод­ки с бантами».

Еще в «Об­ща­ге» есть узна­ва­е­мые сер­ван­ты, кле­ен­ча­тые че­мо­да­ны и вот этот фир­мен­ный для мест об­ще­го поль­зо­ва­ния си­ний цвет стен — под му­зы­ку Яа­ка Йо­алы по­лу­чи­лась ми­ни-эн­цик­ло­пе­дия 1980‑х. При этом ост­ро ак­ту­аль­ная: она и об от­но­ше­нии к жен­щине как к то­ва­ру, и об абью­зе, и об об­щем мол­ча­ли­вом при­ня­тии неспра­вед­ли­во­сти, ес­ли она не ка­са­ет­ся лич­но те­бя, и о том, мож­но ли счи­тать мол­ча­ние пре­ступ­ле­ни­ем. Чем не но­вост­ные свод­ки дня сегодняшнего?

Фото: Евгений Кузнецов. Стиль: Анастасия Митина. Прически и макияж: Валерия Витько/Li‑Ne. Ассистенты фотографа: Павел Радченко, Дмитрий Суворов/Bold, Александр Куликов. Ассистенты стилиста: Анна Мелкозерова, Андрей Гутров. Ассистент визажиста: Дарья Мезенцева. Продюсер: Данил Белобрага. Ассистенты продюсера: Анна Хлоева, Анастасия Певунова.