© Аня Тейлор-Джой, 2020

Радости жизни

Аня Тейлор-Джой о вневременном обаянии важнейшей антигероини Джейн Остин

В преддверии мировой премьеры эпатажной комедии «Эмма» сыгравшая главную роль актриса рассказала Vogue, как ей удалось передать энергетику своего персонажа

Долгожданная экранизация романа «Эмма» режиссера Отем де Уайлд порадует зрителей обилием шляпок с перьями, колких шуток и видами великолепных загородных усадеб в конфетно-пастельных тонах. В центре сюжета — вполне современная антигероиня — титулованная великосветская сваха в исполнении Ани Тейлор-Джой.

Актрисе — наполовину британке наполовину аргентинке, родившейся в Майами, — исторические драмы совсем не чужды. Популярность пришла к ней вместе с картиной «Ведьма» (2015), где она сыграла девушку из семьи пуритан, которую преследуют злые силы. Потом была роль жертвы похищения в фильме «Сплит» (2017) и его сиквеле «Стекло» (2019), еще был образ кровожадной девочки-подростка в фильме «Чистокровные» (2017) и роль несостоявшейся невесты, одержимой своим кукольным домиком, в сериале «Миниатюрист» (2017). Учитывая мрачность и глубину предыдущих работ Тейлор-Джой, «Эмма» может многим показаться неожиданностью. Важная оговорка: кастинг в ней гениальный — именно благодаря актерскому составу это хлесткое и едкое произведение выглядит в разы интереснее обычного сладко-приторного костюмированного киноромана.

Кадр из фильма «Эмма», 2020

Vogue встретился с Аней, чтобы обсудить тщеславие Эммы, вневременное обаяние произведений Джейн Остин и то, как яркий актерский состав картины продолжает целыми днями переписываться в вотсап-чате, хотя съемки завершились год назад.

Стиль де Уайлд очень узнаваем, как прошло ваше знакомство с ней и с ее авторской философией?

Это было потрясающе. Я была на пути в Нью-Йорк, когда мне позвонил один продюсер, которого я не очень хорошо знаю, и сказал: «Мы хотим, чтобы ты сыграла Эмму, вылетаем вместе с режиссером, встретимся завтра?» Тогда я едва ли могла воспринять предложение всерьез, но потом встретилась с Отэм, и, знаете, это было лучшее первое свидание в моей жизни. Мы пообедали и отправились гулять по Вест-Виллидж — семь часов ходили по антикварным лавкам и болтали о жизни. Мы буквально влюбились друг в друга. Мысли об «Эмме» не покидали нас тех самых пор.

Гвинет Пэлтроу, Кейт Бекинсейл, Ромола Гарай — все они когда-то играли Эмму. Вы по этому поводу переживали?

Честно говоря, я никогда не видела этих экранизаций и, получив роль, решила их не смотреть, потому что наверняка запаниковала бы. Единственный основанный на «Эмме» фильм, который я с удовольствием пересматриваю, это «Бестолковые». Я сразу поняла, что моя Эмма будет еще круче, чем Шер.

Кадр из фильма «Эмма», 2020

Ваша версия «Эммы» получилась довольно колкой и сатиричной, большинство экранизаций такими не были, чего не скажешь об оригинальном произведении Остин.

Остин пишет так остроумно, талантливо и смешно, что хочется хохотать в голос. Помню, как сказала кому-то из друзей, что работаю над комедией, которая при этом еще и костюмированная драма. Реакцией было изумление: «Что же там может быть смешного?». Есть у людей предубеждение относительно исторических фильмов — сюжет разворачивается в таком далеком прошлом, что представляется всем почти научной фантастикой! Хотя его персонажи — те же люди, запутавшиеся, со своими изъянами, только в корсетах. Моя Эмма началась с описания самой Джейн Остин. Она говорила: «Эта героиня вряд ли сильно понравится кому-то, кроме меня». Вот что показалось мне интересным. Когда Эмма ведет себя жестоко, она по-настоящему жестока, понимаете. Но сердце у нее тоже есть, и совесть появится. Это же, в конце концов, история об исправлении и искуплении.

Этот фильм — комедия, мелодрама и историческое произведение одновременно. Давала ли вам де Уайлд какие-то подсказки?

Нам всем было велено посмотреть «Комнату с видом» и «Воспитание крошки». Без «Воспитания крошки» мы вряд ли поняли бы, каких эксцентричных повадок Отэм ждала от своей Эммы. Мы хотели поиграть с жанрами — скакали туда-сюда. Когда дело доходило до обсуждения конкретной сцены, режиссер спрашивала, как мы, актеры, ее видим. Мы описывали свое представление, все согласовывали и еще раз тщательно проговаривали. Команда у нас была довольно шумная, непослушная, как свора котов, но Отэм отлично с таким управляется.

Миа Гот и Аня Тейлор-Джой на съемках фильма «Эмма»

С вами снимались Джонни Флинн, Миа Гот, Билл Найи, Джош О’Коннор — какая атмосфера царила на площадке?

Нам отвели две недели на репетиции, но мы делали это без костюмов и не выезжая на локацию. Главным было — познакомиться, узнать друг друга получше. Так родилась настоящая дружба, которая продолжается до сих пор. С момента окончания съемок год прошел, а наш вотсап-чат из 18 человек по-прежнему активен. На площадке было очень весело, иногда даже слишком. Бывало, Отэм приходилось на нас прикрикнуть: «Ребята! Нам вообще-то нужно фильм снять».

Костюмы, над которыми работала оскароносная Александра Бирн, просто невероятны. Расскажите о сотрудничестве с ней?

Примерок было множество, и мы с Алекс сблизились. Это здорово помогло мне вжиться в роль. Эмма — человек, привыкший блистать и окружать себя розами. Она смотрит на себя в зеркало и думает: «Ну разве не красотка? А я только встала с постели». Однажды на меня надели пальто с необычным декором на спине, так вот в какой-то момент я поняла, что произношу реплики, глядя на собеседника через собственное плечо — так хотелось покрасоваться. Прическа — тоже немаловажная деталь. В начале фильма кудряшки Эммы туго закручены, все в ее образе выверено до мелочей. Потом Эмма становится мягче — и кудри вместе с ней, меняется цветовая палитра. Наряды отражают природу героини.

Какой из образов ваш самый любимый?

По сентиментальным причинам вынуждена сказать, что финальный — из сцены с предложением. Мы с этим платьем столько вместе пережили — реки слез, а закончилось все вообще настоящей кровью из носа. В решающий момент у Эммы по сюжету идет кровь из носа, и каким-то загадочным образом она у меня пошла по-настоящему.

Аня Тейлор-Джой в любимом платье со съемок «Эммы»

Речь о том самом моменте, который возвращает Эмму с небес на землю. Не он ли делает ее образ таким привлекательным?

Я думаю, неизменное очарование книги и ее героини заключается в том, что они очень осязаемые и реалистичные. Каждый из нас живет с частичкой Эммы внутри или же знаком с кем-то похожим на Эмму. У всех же есть друг, который любит все контролировать, и ты такой: «Дорогой, очень тебя люблю, но иногда очень уж хочется тебе врезать». Эта юношеская заносчивость никогда себя не изживет, потому что каждый год огромному количеству людей исполняется 18, они ни с того ни с сего начинают думать, что повзрослели и теперь лучше всех знают, как надо.

К тому же образ Эммы соотносится с разными фантазиями и иллюзиями, которые присущи многим. Иллюзия, что ты вечно сможешь заботиться об отце, что покидать родительский дом совсем не обязательно. Даже то, что можно вернуться в прошлое и поцеловать парня, который когда-то был твоим лучшим другом. Все эти темы, они вне времени.

Фильм «Эмма» выйдет в прокат в России 16 апреля.

Читайте также

Красота

«Этот мир и правда создавался без мысли о нас», — Эмма Дабири, автор книги Don’t Touch My Hair, об отношении к афроприческам

Радости жизни

Гороскоп Vogue: март 2020