Арт-дайджест недели: «Ромео и Джульетта» Константина Богомолова, итальянский футуризм и женские портреты ХХ века

Рассказывает арт-обозреватель Vogue.ru Екатерина Ланцман
Collezione Gianni Mattioli
Фортунато Деперо, «Портрет Жильбера Клавеля», 1917

Новый взгляд на старых мастеров в ГМИИ

ГМИИ имени А. С. Пушкина, с 19 октября 

Кардинальная смена развески в залах постоянной экспозиции — нормальная практика современных классических музеев. Летом в Нью-Йорке представили новый взгляд на старых мастеров в МЕТ в Нью-Йорке, и на вход стояли очереди, как на выставку. 19 октября результаты реэскпозиции представили в Пушкинском музее. Шесть залов первого этажа Главного здания перекроил французский сценограф, историк искусства Патрик Уркад, который в 1980-х был арт-директором французского Vogue, а позже курировал личную коллекцию дизайнера Карла Лагерфельда. Стены теперь выкрашены в фирменный «пушкинский серый», а под полотна старых мастеров изготовлены специальные архитектурные модули. В 2019-м музей уже сотрудничал с Уркадом, который стал автором концепции проекта «Восточный джаз / East West Jazz». Приступая к реэкспозиции, сначала изучили архивы с 1924 по 2006 год — последним переменам в этих залах уже 15 лет. Классическая французская живопись, к примеру, вернулась в залы, где экспонировалась с 1970-х. А 31-й зал, где раньше проходили камерные временные выставки, теперь представляет искусство Германии и Нидерландов.

Реэкспозиция в залах искусства старых мастеров в Пушкинском музее

Руководство музея стремилось вернуть пространствам свет и сделать залы такими, какими их видели создатели музея Иван Цветаев и Роман Клейн. Реэскпозиция освободила пять залов французского и итальянского искусства под ноябрьский проект другого выдающегося француза, известного куратора Жан-Юбера Мартена, а позже туда переедет — тоже из Парижа — выставка братьев Морозовых, которая сейчас гремит в Fondation Louis Vuitton.

Реэкспозиция в залах искусства старых мастеров в Пушкинском музее

Свободное искусство. Итальянский футуризм из коллекции Джанни Маттиоли

Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков, до 16 января

Если вы пришли в Пушкинский посмотреть реэкспозицию в Главном здании, обязательно зайдите в соседнюю Галерею искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков на выставку итальянских художников из собрания Джанни Маттиоли. Миланский бизнесмен, торговец хлопком Маттиоли начал собирать свою коллекцию в 1943 году, причем не только страстно, но с расчетом. Его целью было собрание первоклассных шедевров: к примеру, целиком выкупил собрание одного миланского адвоката, но себе оставил только одну важную работу Джино Северини, а остальные обменял или перепродал. Футуризм, с его стремлением «обнулить» искусство и ключевым принципом симультанности, непрерывности движения, составляет ядро коллекции Маттиоли, который по воскресеньям жил открытым домом и показывал собрание всем желающим. Выставка из 26 произведений Умберто Боччони, Джакомо Баллы, Амедео Модильяни, Карло Карра и других авторов рассыпана по залам второго этажа. «Голубая танцовщица» Джино Северини расположилась напротив «Голубых танцовщиц» Эдгара Дега: только она танцует фламенко, а не балет, и на ее платье — настоящие желатиновые блестки с костюмов того времени. Красочный двухмерный «Портрет Жильбера Клавеля» Фортунато Деперо висит в зале Матисса, а пейзажи Джорджо Моранди, который футуристом не был, но принципы обновления искусства разделял, висят на одной стене с его любимыми художниками — Полем Сезанном и Андре Дереном. Такая композиция акцентирует важную роль, которую итальянский футуризм сыграл в авангардных течениях ХХ века.

Луиджи Руссоло, «Плотность тумана», 1912

«Я такая, какая я есть…»

Altmans Gallery, до 26 декабря

Московская галерея медиаменеджера и коллекционера Егора Альтмана Altmans Gallery впервые представила выставку работ из частных собраний — адвоката Александра Добровинского и коллекционера Георгия Федоровича. В экспозиции — графические женские портреты крупнейших мастеров ХХ века. Куратор проекта Алексей Петухов, старший сотрудник Галереи искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков ГМИИ им. А. С. Пушкина, скомпоновал серийные литографии Кес ван Донгена, Фуджиты и офорты Дега с оригинальными рисунками Фернана Леже, Моиса Кислинга и Густава Климта. Все работы на выставке продаются — от 2 до 4 тысяч долларов за офорты и от 90 тысяч долларов за оригиналы рисунков.

Моис Кислинг, «Портрет молодой брюнетки», 1918

Вдохновение недели

Премьера балета «Ромео и Джульетта» Константина Богомолова

22–25 октября, МАМТ

Главная премьера нового, 103-го сезона в Московском академическом Музыкальном театре им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко — балет на музыку Сергея Прокофьева «Ромео и Джульетта» в постановке Константина Богомолова и в хореографии Максима Севагина. Партнером нового сезона в театре стал фонд Софьи Капковой MART, а особую благодарность за «Ромео и Джульетту» театр выражает Роману Абрамовичу. Культовый сюжет доверили воплотить на сцене дебютантам — как для драматического режиссера Богомолова, так и для молодого артиста балета Севагина этот опыт постановки балета стал первым. Богомолов продолжает захватывать театральные жанры: ранее в его постановке вышли оратория Генделя на сцене МАМТ в 2018 году и опера «Кармен» в Пермском театре оперы и балета весной 2021. Костюмы разработал дизайнер Игорь Чапурин, а одну из ролей — до премьеры держится в секрете, какую именно — станцует и худрук балетной труппы МАМТ француз Лоран Илер. Из ожидаемого: сценографию разработала постоянный соавтор Константина Лариса Ломакина, а события извечной лав-стори современности перенесены в наши дни. Препарация пороков и черт современного общества будет обстоятельной: 3 часа 30 минут с двумя антрактами.

Instagram content

View on Instagram

Аукцион Women Artists. One and The Other

Центр Гиляровского и онлайн, 20 октября, 19:00

«Мировая статистика свидетельствует о том, что женщинам-художницам по-прежнему сложнее строить карьеру, чем мужчинам, — рассказывает куратор Мария Крючкова. — Гендерный перевес велик, поэтому одна из задач нашего аукциона — солидарность и поддержка». На торгах в Центре Гиляровского сегодня будут выставлены 52 лота: Крючкова пригласила к участию 26 современных художниц, включая Ирину Корину, Александру Паперно, Светлану Шуваеву, Анну Титову, и попросила их «привести» по одной подруге-художнице. Благодаря этому кураторское влияние было сведено к минимуму, а палитра тем и жанров максимально расширена. Стартовые цены начинаются с 4 тысяч рублей за графику Полины Гисич и текстильную работу Нади Максиной и заканчиваются порогом в 250 тысяч рублей за работы Анны Титовой и Ульяны Подкорытовой. Биться за пейзаж Федоры Акимовой, портрет на бязи Анны Самойловой или «Ленина в янтаре» Маяны Насыбулловой можно не только очно, но и онлайн.

Ирина Корина, «Яблоневый сад на даче Наташи Стручковой в сентябре», 2019

NFT-платформа Sotheby’s

277-летний аукционный дом Sotheby’s сделал еще один уверенный шаг в сторону NFT-искусства, создав платформу Sotheby’s Metaverse. На портале два раздела — первый рассказывает о 19 коллекционерах NFT и медиаискусства, которые не только вышли из тени, но и дали Sotheby’s развернутые видеоинтервью и оторвали от сердца 53 работы из своих собраний. Арт-токены составляют второй раздел Metaverse — новый аукцион NFT-искусства Sotheby’s, который завершится 26 октября. Среди топ-лотов — автоматизированный портрет художника Дмитрия Черняка со стартовой ценой в 800 тысяч долларов. Куда скромнее оцениваются объекты из коллекции Пэрис Хилтон — 13 000 долларов за объект Fractures «дизайнера эмоций» Maalavidaa, и первые NFT-котики из собрания бывшего продавца антиквариата, а теперь медиаколлекционера CatDad — порядка 6 тысяч долларов за работу.

Instagram content

View on Instagram