Арт-дайджест недели: выставки в Новой Третьяковке, Доме творчества писателей в Переделкине и Новом Иерусалиме

Рассказывает арт-обозреватель Vogue.ru Екатерина Ланцман
«Портрет Анжелики Каталани», Луиза Элизабет Виже-Лебрен.  Музей-усадьба «Архангельское»

«Многообразие / Единство. Современное искусство Европы. Берлин. Москва. Париж»

Новая Третьяковка на Крымском Валу, до 13 марта 2022 года

Из Берлина в Москву приехала грандиозная выставка мировых звезд современного искусства и молодых художников. Представлены более 90 авторов: Олафур Элиассон, Илья и Эмилия Кабаковы, Ансельм Кифер, Маурицио Каттелан, Гилберт и Джордж, Анри Сала, Герхард Рихтер, Георг Базелиц. Почти треть работ художники создали специально для экспозиции, включая Эрвина Вурма, Кристиана Болтански и группу «Синий суп». Вопросы на повестке глобальные: свобода и равенство полов, социальные конфликты и диалог, миграция и самоопределение. Экспозиция начинается с холла, посреди которого водружена скульптура из камней швейцарца Уго Рондиноне «Могущество», проходит через второй этаж и заканчивается на минус первом, где среди прочих можно увидеть сделанные специально к выставке скульптуры англичанина Энтони Гормли. Срез первоклассного современного искусства к просмотру обязателен: первые посетители сравнивают поход на выставку с посещением Арт-Базеля. После Москвы выставка отправится в Париж.

Julia Zaharova

«Французский вкус князей Юсуповых»

Новый Иерусалим, до 28 августа 2022 года

Дипломат, директор Оружейной палаты, Императорских театров и Эрмитажа князь Николай Борисович Юсупов — один из выдающихся русских коллекционеров. Его собрание — в основном французское: с лучшей коллекцией полотен Буше в России и двумя единственными в стране картинами Шарля Амеде ван Лоо. Зато голландских художников в его собрании было очень мало, что не характерно для эпохи: интерес к Франции у современников князя преобладал в стиле жизни и нарядных безделушках, а живопись в основном собирали итальянскую и голландскую. Юсупов был завсегдатаем парижских салонов, где покупал работы десятками и знакомился с художниками: сохранились переписки с моднейшим на тот момент живописцем Жан-Батистом Грезом, который связывал Юсупова с Элизабет Виже-Лебрен и Жан-Оноре Фрагонаром. Под свою коллекцию Николай Борисович построил усадьбу Архангельское: часть комнат предназначалась для публичного посещения, к примеру, два восьмиугольных зала были сконструированы специально под восемь панно «воображаемых путешествий» Юбера Робера. Юсупов внимательно собирал и работы современных ему женщин-художниц: Виже-Лебрен и Маргерит Жерар. Куратор выставки, искусствовед и доцент школы исторических наук НИУ ВШЭ Елена Шарнова делает акцент на освещении важных страниц русского коллекционирования, до эпохи супермедийных Щукиных и Морозовых. Поскольку музей подмосковный, для посещения выставки QR-код не требуется.

«Испуганная купальщица», Франсуа Буше, 1736 год

Музей-усадьба «Архангельское»

«Условия материальной независимости» в Переделкине

Дом творчества писателей в Переделкине, до 31 октября 2022 года

В Старом корпусе Дома творчества писателей в Переделкине открылась выставка-исследование куратора Анны Наринской «Условия материальной независимости». Экспозиция расположилась в девяти комнатах исторического писательского общежития, куда в свое время писателям можно было приехать на неделю, месяц или сезон, оплатив литературным эквивалентом — рассказом, повестью или романом соответственно. Сейчас в комнатах, которые Арсений Тарковский прозвал «пеналами», представлен плод трепетной работы с архивами, коллективными воспоминаниями и подвалом Старого корпуса. В последнем были, к примеру, найдены негативы пленок фотоархива писателя и путешественника Павла Лукницкого — они образуют экспозицию «Архив» — и старые сахарницы с клеймом ЛитФонда — их можно приметить в «Комнате», которую воссоздал под привычки среднестатистического советского писателя Лев Рубинштейн. В комнате «Прослушка» — уникальная аудиозапись: Борис Пастернак читает свое стихотворение «Август». Нюанс — это запись КГБ, сделанная на устройство, расположенное в вентиляционном отверстии дома поэта. В зале «Детство» — рисунки на обоях выросшего в Переделкине художника Павла Пепперштейна и гул записанных детских воспоминаний детей живших здесь писателей — Елены Пастернак, Тины Катаевой и других. Есть еще комнаты «Зависть», «Текст», «Любовь», «Смерть»: масштабный исследовательский проект под руководством Наринской здесь задержится почти на год, и на данный момент для его посещения необходим QR-код — несмотря на получасовую удаленность от центра, Переделкино относится к Москве.

Фото: Ира Полярная

«Жемчуг и перламутр» 

Дарвиновский музей, до 3 апреля 2022 года

Жемчуг из своей серьги во время пира растворила в стакане уксуса Клеопатра, его собирала в XVI веке Екатерина Медичи, постоянно носили английская королева Елизавета I и русская императрица Александра Федоровна. Жемчужные украшения культивировала Коко Шанель, коллекционировала Элизабет Тейлор и носила Мэрилин Монро. Неудивительно, что культовому объекту посвящена большая выставка в Дарвиновском музее — более ста экспонатов. Здесь представлен жемчуг в природном обрамлении — в раковинах моллюсков, в светском — в диадемах, кокошниках и сокровищницах — и в символическом: работы современных художников исследуют жемчуг как примету историко-культурного контекста.

Морской брюхоногий моллюск Haliotis iris Gmelin, 1791 год, Новая Зеландия 

Государственный Дарвиновский музей 

Каким будет шестигранник — новое здание «Гаража»?

Неделя началась с важных для Москвы новостей: наконец были показаны модели реконструкции шестигранника — нового старого павильона музея «Гараж». За проект отвечает престижное японское архитектурное бюро SANAA, которое ставит целью бережно восстановить неоклассический облик здания и дополнить его необходимыми музею современными техническими деталями вроде регулирующей количество дневного света в залах крыши. Исторически павильон был возведен в 1923 году под 1-ю Всероссийскую сельскохозяйственную и кустарно-промышленную выставку архитекторами Иваном Жолтовским, Виктором Кокориным и Михаилом Парусниковым и за сто лет успел побывать столовой, танцплощадкой и цехом производству лимонада. Новую, музейную страницу в его судьбе соучредители «Гаража» Даша Жукова и Роман Абрамович планируют перевернуть в 2027 году. Девять с половиной тысяч квадратных метров будут распределены между тремя выставочными пространствами, большой библиотекой, общественным внутренним двором, книжным магазином и кафе.