С 21 апреля по 29 августа Музей русского импрессионизма рассказывает о 14 собирателях из Москвы и Ленинграда, в советское время хранивших дома картины Коровина, Малевича, Шагала, Ларионова, Рериха, Пиросмани и других известных художников. Знакомим вас с пятью коллекционерами-участниками выставки «Охотники за искусством» и наиболее значимыми произведениями из их собраний, которые экспонируют редко.
Арам Абрамян
Арам Абрамян четверть века работал главным урологом при Кремле, а в свободное от профессиональных обязанностей время собирал искусство. Он с гордостью показывал другим коллекционерам купленные произведения, не скрывая страсти к живописи. Абрамян любил яркие картины: коллекционера особенно привлекали пейзажи русских деревень, колоритные герои и глубокие цвета. В экспозицию вошло несколько таких картин из собрания: «Пейзаж с беседкой» Константина Сомова, «Пасхальный день» Бориса Кустодиева и «Женский портрет» Константина Коровина. По инициативе Арама Абрамяна на его родине в Ереване был создан Музей русского искусства, в основу фонда которого легло личное собрание коллекционера.
Сигизмунд Валк
Сигизмунд Валк был историком, работал с архивами и составлял учебники по истории Советского Союза. Он был известен в академической среде, но немногие знали, что Валк был еще и увлеченным коллекционером.
В его собрании — много редких находок. К примеру, «Пейзаж с радугой» Константина Сомова, который Валк приобрел у Кузьмы Петрова-Водкина, ранние работы самого Петрова-Водкина — «Автопортрет», в темном колорите которого считывается влияние Валентина Серова. Коллекционер также любил живопись Александра Головина, мастера портрета и тонкого психолога. Он приобрел автопортрет художника 1917 года, где тот строго и точно фиксирует собственный облик, изображая себя на фоне растений.
Илья Палеев
Илья Палеев — автор многочисленных исследований и открытий в области теплофизики, профессор Политехнического института в Ленинграде, доктор технических наук. У него были особые принципы коллекционирования. По воспоминаниям сына ученого, его «совершенно не интересовало абстрактное искусство, он его не понимал и не хотел даже понимать». Не участвовал профессор и в азартных гонках на аукционах: предпочитал покупать произведения у самих художников, с которыми дружил, и у их наследников. Так у коллекционера появился ряд картин: «Крестьянка. Портрет няни» Зинаиды Серебряковой, «Натюрморт с бутылью» Владимира Лебедева, «Портрет Соломона Михоэлса» Роберта Фалька и «В комнате. Этюд перспективы» Кузьмы Петрова-Водкина, где художник экспериментирует с пространством и перспективой. Эти экспонаты будут представлены на выставке в Музее русского импрессионизма.
Семья разделяла трепетную любовь ученого к искусству и сохранила его коллекцию после его смерти без изменений. Сегодня это собрание является единственным уцелевшим примером «профессорской» коллекции 1950–1970-х годов.
Валерий Дудаков
В ряду коллекционеров русской живописи Валерий Дудаков занимает важное место. Он один из немногих представителей советского поколения, кто продолжил собирать живопись и в новой России. Дудаков до сих пор участвует в выставках и ведет просветительскую деятельность. В собрании коллекционера и его жены Марины Кашуро более 500 работ: преимущественно художники-символисты, мастера русского авангарда и нонконформисты.
Произведения из коллекции Дудакова составляют яркую часть экспозиции: «Трамвай» Александра Богомазова, художника, которого называли «украинским Пикассо», «Сцена с офицером» Василия Кандинского, «Три фигуры в поле» постсупрематического периода Казимира Малевича, городской пейзаж «Аптека в Витебске» Марка Шагала.
Игорь Санович
В собрании Игоря Сановича — объекты, которые, казалось бы, невозможно представить рядом. В двухкомнатной хрущевке коллекционера картины Фалька соседствовали с портретом персидской танцовщицы XVIII века, сиенская Мадонна — с новгородской, а статуэтки из древнекитайских гробниц — с яйцами Фаберже.
Игорь Санович особенно любил Нико Пиросмани и всю жизнь охотился за работами художника. На выставке будет представлен его «Погонщик с верблюдом», а также «Пейзаж с прудом» Натальи Гончаровой, «Гадальщица» Аристарха Лентулова и «Синий натюрморт» Павла Кузнецова.