Хрустальный от мороза, почти диснеевский Петербург в канун 1900 года. Банда карманников на коньках во главе с харизматиком Алексом (бенефис Юры Борисова), которая виртуозно подрезает кошельки на застывших каналах и великосветских катках. Сын фонарщика Матвей (Федор Федотов), поневоле примкнувший к шайке. Дочь министра Алиса (Софья Присс), мечтающая о научной карьере. Ее напыщенный жених, устраивающий облаву на воров. Все они снежным вихрем кружатся в фильме дебютанта Михаила Локшина и скользят по грани между историей и современностью, классической сказкой про принцессу и нищего — и феминистской повесткой.
«Мы снимали в 2018-м, с тех пор некоторые темы стали только актуальнее, — говорит 25-летний выпускник питерского Института сценических искусств (РГИСИ) Федор Федотов, имея в виду, что его Матвей в начале фильма работает курьером, а жандармы тестируют новое оружие — дубинки. — Притом мы старались соблюдать историческую достоверность, и в этом помогли костюмы».
«Уступки вроде легких пальто или удобных сапог только мешали бы, — соглашается Софья, ровесница Федора и выпускница того же вуза, но другого курса. — У меня и корсет был настоящий, с костяшками. К концу дня ты с ним сживаешься, начинаешь разговаривать, даже снимать не хочется».
Костюмы, впрочем, тоже балансируют между прошлым и настоящим. Художница Галя Солодовникова, отвечавшая за образы главных героинь, вдохновлялась, с одной стороны, работами Надежды Ламановой и мастерских «Гиндус» и «Бризак», поставлявших наряды императорскому двору, а с другой — коллекциями (в том числе кутюрными) Dior, Alexander McQueen, Yves Saint Laurent: «Домов, которые замечательно интерпретируют историю. Задача была сделать стилизацию, создать образы, которые сегодня будут воcприниматься как роскошь и утонченность».
С украшениями выход нашелся простой и изящный — Алиса и ее мачеха Северина (Северия Янушаускайте) носят серьги, подвески, колье с сапфировыми сердцами, бриллиантовыми узлами и рубиновыми кистями из современных коллекций Garrard. Бывший официальный поставщик британской короны и сегодня делает украшения, напоминающие об аристократических корнях, — такие, что подходят и Кейт Миддлтон, и героиням «Серебряных коньков».
«Мода рубежа веков двигалась в сторону удобства — в юбке с турнюром в автомобиль не сядешь, — говорит Солодовникова. — До отказа от корсетов не дошло, но женщины постепенно обретали свободу, и по Алисе это видно. Из куколки, которую наряжает мачеха, она вырастает в героиню, которая сама решает, что ей носить и как жить».
Похоже на историю самой Софьи Присс — дочки учителей из Кургана, мечтавшей о сцене, но по совету родителей поступившей на местный филфак. «Не пустили в Москву — улетела в Америку», — смеясь, рассказывает Софья, которая съездила в Штаты по программе Work and Travel, выиграла конкурс для студентов и уехала изучать актерское мастерство в Айдахо. На обратном пути поступила в Институт сценических искусств в Питере. «Читала монолог Пятачка: «Кажется, дождь начинается», — смеется Соня, у которой сейчас в планах сериал про 1925 год и полный метр про войну.
У Федора, сына питерского театроведа Евгении Тропп, на повестке дня театр. Даже три: Городской театр с премьерой «Тиля Уленшпигеля», ТЮЗ имени Брянцева и Социально-художественный театр, который вырос из студенческого курса и занимается проблемами сирот и людей с зависимостями — в том числе делает с ними постановки. «Благодаря СХТ люди из таких ям вылезали... Для меня особенно ценна работа с подростками. Важно преодолеть дистанцию между поколениями, построить мостик, начать диалог». Лед должен таять не только в кино.
Фото: Евгений Кузнецов. Стиль: Ольга Гвоздева. Прическа и макияж: Мария Акимова; Ксения Ярмак. Ассистенты фотографа: Павел Малышев, Даниил Майоров/FotoVideo Kub. Ассистент стилиста: Ульяна Кросс. Продюсеры: Алина Куманцова, Данил Белобрага, Татьяна Рокина. Ассистент продюсеров: Анастасия Певунова. Редакция выражает благодарность отелю «Кемпински Мойка 22» за помощь в проведении съемки.
Скачайте новый номер Vogue, чтобы всегда иметь его под рукой — для IOS и для Android.