© Ги Бурден, Vogue Paris, февраль 1966. Фото: The Guy Bourdin Estate 2020 Courtesy of Louise Alexander Gallery

Афиша

Ги Бурден в Москве: коротко о модной выставке «Следуй за мной»

Ученик сюрреалиста Ман Рэя и любимый фотограф парижского Vogue совершил революцию в глянце. Как именно, смотрите на выставке «Следуй за мной» в Центре фотографии имени братьев Люмьер: с 14 июля по 30 августа. 

14 июля Центр фотографии имени братьев Люмьер открывается после месяцев карантина с выставками «Александр Родченко. Из коллекции Still Art Foundation» и «Следуй за мной» Ги Бурдена. Обе продлены до 30 августа. Рассказываем о второй, начавшейся в конце февраля и собравшей более 50 работ новатора и революционера в модной фотографии.

Он велел лить в прибой синюю краску, потому что море выглядит недостаточно ярко. А моделей обмазать с ног до головы клеем и покрыть жемчужинами, рискуя попутно отравить девушек. 

Перфекционист, визионер, прово­кационный, скандальный, великий и ужасный — клише, приклеившиеся к самому Ги Бурдену тем прочнее, что интервью он не давал, выставок не устраи­вал, каталогов не издавал, наград чурался. Тридцать лет, с середины 1950-х по середину 1980-х, снимал моду для французского Vogue. Добавил в прежде рафинированный глянец актуального хичкоковского саспенса, а в рекламу, до того показывавшую товар лицом, — сюрреализма. В 1991 году умер, удостоился заметки в парижской газете и оставил после себя множество вопросов, поисками ответов на которые мы занимаемся уже в XXI веке.

Vogue Paris и US, 1963

© The Guy Bourdin Estate 2020 Courtesy of Louise Alexander Gallery

Помогает с ними выставка «Следуй за мной» и полсотни работ классика: от ранних, черно-белых, до поздних, культовых. Фотографии Бурдена в Мос­к­­ву привез галерист Фредерик Арналь, который последние десять лет заведует наследием мастера и обещает нам всем немало открытий в будущем. «Мы как раз закончили процесс создания архива, куда вошли все документы, рабочие материалы, произведения искусства. Это невероятное сокровище. Ги Бурден хранил все: газетные вырезки, мудборды, блокноты со стихами, рисунками и раскадровками съемок, тысячи и тысячи негативов. У него была фантастическая библиотека — 3000 книг, от искусства прерафаэлитов до психологии. Потрясающий пример человека, который бесконечно занимался самообразованием».

Vogue Paris, март 1972 

© The Guy Bourdin Estate 2020 Courtesy of Louise Alexander Gallery

Ученик Ман Рэя и фотограф-­самоучка, Бурден считал себя в первую очередь художником, подхватывает сын мэтра Самюэль. «Его не волновали успех, богатство и доступ к красивым женщинам. Его интересовали только картинки, только желание выразить себя и раздвинуть границы фотографии, привить качества классической живописи коммерческому жанру».

Реклама Charles Jourdan, 1977 

© The Guy Bourdin Estate 2020 Courtesy of Louise Alexander Gallery

Любимая модель мастера Николь Мейер, ставшая в том числе героиней знаменитых рекламных кампаний для обувной фирмы Charles Jourdan, вспоминает, что, пока ее коллеги пугались крови из лака для ногтей и прочих заигрываний с Танатосом и Эросом, она, как дочка галеристов, видела в этом аллюзии на классическое искусство. Как-никак святой Себастьян тоже сексуален, хоть и истекает кровью.

«Недопонимание — вот главная трагедия в восприятии работ отца, — говорит Самюэль Бурден. — В них столько поэзии, изящества и юмора». Надо только приглядеться.

Vogue Paris, март 1966 

© The Guy Bourdin Estate 2020 Courtesy of Louise Alexander Gallery 

Vogue Paris, ноябрь 1970 

© The Guy Bourdin Estate 2020 Courtesy of Louise Alexander Gallery

Vogue Paris, декабрь 1969

© The Guy Bourdin Estate 2020 Courtesy of Louise Alexander Gallery 

Рек­лама Charles Jourdan, 1971

© The Guy Bourdin Estate 2020 Courtesy of Louise Alexander Gallery 

Из архива Ги Бурдена, около 1978

© The Guy Bourdin Estate 2020 Courtesy of Louise Alexander Gallery

Vogue Paris, май 1984

© The Guy Bourdin Estate 2020 Courtesy of Louise Alexander Gallery

Vogue Paris, апрель 1969

© The Guy Bourdin Estate 2020 Courtesy of Louise Alexander Gallery 

Съемка русской коллекции YSL, Vogue Paris, сентябрь 1976

© The Guy Bourdin Estate 2020 Courtesy of Louise Alexander Gallery

Читайте также