© Обложка Vogue US, 1939

Радости жизни

Главное о выставке «Сальвадор Дали. Магическое искусство»

Смотрите 180 картин художника в залах московского Манежа

Он же предтеча селфи! — полушутя-полусерьезно отвечает Монсе Агер, директор Музеев Дали и Центра изучения наследия художника, а также куратор столичной выставки, на вопрос, чем звезда сюрреализма близок поколениям Y и Z. — Молодежь обожает его автопортреты и то, как он схватывает реальность, добавляя в нее элементы магического. Например, в Москве мы покажем работу «Невидимый человек» — это так называемая двойная картина, где портрет мужчины складывается из облаков, архитектурных элементов, женского торса, но зрителю нужно постараться, чтобы все это разглядеть. Это такая поэтическая игра и прекрасный образец сюрреализма. Будет и «Мягкий автопортрет с жареным беконом» (1941), в котором Дали заявляет, что хочет показывать только внешнюю часть себя, а не свою душу. И это тоже, конечно, провокация».

«Невидимый человек», 1929–1932

На выставку «Сальвадор Дали. Магическое искусство», которая открылась в Манеже 28 января и которую организовали Музей Фаберже и культурно-исторический фонд «Связь времен», привезли 180 работ художника — больше, чем когда-либо до этого. И растиражированным сюрреа­лизмом дело не ограничивается. Начинают с юношеских исканий: импрессионизм, пуантилизм, фовизм, кубизм, футуризм — Дали много чего перепробовал до встречи с основоположником сюрреализма Андре Бретоном в конце 1920-х. Представлен и американский период — 1940-е, когда сбежавший от войны художник рисует обложки и пишет колонки для Vogue, делает рекламу (ей посвятят отдельную встречу в рамках параллельной программы) и не может отогнать мысль об атомной бомбе. «Интерес к последним достижениям науки и их применению в искусстве сохраняется у Дали и в 1960–1970-е, — говорит Монсе Агер. — А в последних работах (в 1983 году 79-летний классик перестает писать картины) чувствуется его ностальгия по великим мастерам прошлого, главным образом по Микеланджело и Велас­кесу». Не обойдется и без русской жены и музы Гала, чья роль в жизни художника до сих пор вызывает споры: свела ли она искусство мятежного гения до попсы и коммерции или, наоборот, спасла от психбольницы и подарила творческое долголетие.

«Джулиано Медичи Микеланджело со спины», 1982

«Российская публика уже неплохо знакома с Дали, так что наша задача — нырнуть глубже, показать эволюцию его творчества и мысли, разобраться в устройстве его вселенной», — продолжает куратор, поддерживая тренд на изучение сюрреализма, заданный в прошлом году Петербургом. В Эрмитаже друг за другом прошли три выставки менее популярных, но не менее значимых соратников Дали: Макса Эрнста (живопись — сольно, а работы в жанре livre d’artiste (книга художника) — в компании с другими сюр­реалистами) и Роберто Матты. Михаил Пиотровский назвал 2019-й годом сюрреализма. И московский блокбастер станет в нем мощным финальным аккордом.

«Пейзаж с загадочными элементами», 1934

© Gasull Fotografia

«Дали открывает нам двери XXI века, — подводит итог Агер. — Неутомимая любознательность, невероятная жажда знаний, интерес к новым технологиям, стремление обогнать свое время и при этом создание собственного мифа (Уорхол им явно вдохновлялся), превращение самого себя в произведение искусства — что может быть актуальнее и современнее?»

Обложка Vogue US, 1944

© Salvador Dali

Сальвадор Дали, Vogue US, 1948. Фото: Horst P. Horst

© Horst P. Horst

Читайте также

Искусство

Художник KAWS выставил «летающие» скульптуры по всему миру

Мода

Как прошла выставка детской моды Pitti Bimbo