Главные героини российского современного танца

Восемь танцовщиц и хореографов рассказали Vogue о танцевальном искусстве 
ok
okНа Анне Абалихиной: тренч, Chapurin; перчатки, Viva Vox; ботильоны, N.Early N.Aked. Фото: Nikolay Biryukov. Стиль: Alexander Zoobrilin. Vogue Россия, апрель 2020

Анна Щеклеина этой весной номинируется на «Золотую маску» за одноактный балет «Лилит» про первую женщину, восставшую против табу и изгнанную из рая. Ломать стереотипы Анна, которая в 2010 году вместе с однокурсником Александром Фроловым создала в Екатеринбурге танцевальный проект Zonk’a, училась на стажировках во Франции и Америке и до сих пор большую часть года проводит в разъездах. «Бельгийский режиссер Пол Хейварт нам, тогда еще выпускникам (факультета современного танца в Гуманитарном университете Екатеринбурга. — Прим. Vogue), сказал: «Вам надо вытащить Советский Союз из головы, чтобы выйти на сцену такими, какие вы есть». В России даже в более свободном, чем балет, современном танце принято смотреть на эталон, подстраиваться под него. А там индивидуальность, личность ценны сами по себе. И если появляется какой-то образец, его надо скорее сбросить с пьедестала».

На Анне: платье, Viva Vox. На Александре: брюки, Odor

Софья Гайдукова училась классике в столичной Академии хореографии под присмотром бабушки-ректора. Танцевала contemporary в «Балете Москва». Теперь ставит спектакли в Москве, Самаре и Воронеже, курирует проект «Большой балет» на канале «Культура», отвечает за танцы в «Золушке» Евгения Плющенко и, смеясь, сравнивает работу хореографа с древнейшей профессией, потому что надо быть готовым выполнить любой заказ: от па-де-де на музыку Прокофьева до индийского танца. Самый свежий эксперимент Софьи — работа с ростовыми, скрученными из прозрачной пленки куклами для спектакля «ИшТаб». «В танце я могу все контролировать. То, как у меня поднялась нога, зависит только от того, хорошо ли я позанималась. И с партнером можно совладать. А куклы живут сами по себе. Развязываются, поворачиваются спиной, не хотят подниматься. Нужно думать и о своих движениях, и о кукле. Голова взрывается, зато безумно интересно».

На Софье: тренч, Odor. На Александре: топ, шорты, все Odor

Ольга Васильева — выпускница педагогического факультета Академии Вагановой и победительница конкурса молодых хореографов фестиваля Context (2016) — начала год с подростковых проблем: любовь, стремление к независимости от родителей, поиски себя. В московском ТЮЗе вышел мюзикл на песни группы SunSay «Пять шагов до тебя», где Ольга ставила танцы. «Танцовщики воплощают внутренний мир главного героя, молодого музыканта. Там есть хип-хоп и рок-н-ролл, есть нежные, трогательные моменты, а есть полный отрыв — очень много разных красок. Как, наверное, и во мне самой».

На Ольге: платье, J.Kim. На Елене: рубашка, J.Kim

Елизавета и Мария Жуковы — «мы двойняшки, не близняшки» — заглянули на съемку Vogue на полпути из родного Салехарда, где Лиза ставила детский спектакль, в Амстердам, где они работают и преподают хореографию на подготовительном отделении в Академии искусств. До этого они приезжали в столицу осенью — показать на фестивале Context созданную специально для него работу Inner. «Все началось с индийского гороскопа, который делится не на месяцы, а на более мелкие отрезки. Там очень много животных: тигр и тигрица, олень и олениха, змея, дракон, кот, лиса... Мы смотрели YouTube, изучали их повадки. Особенно сильно нас заинтересовал богомол. Но в целом нам была интересна связь человека и природы. Мы же сами животные, но постепенно теряем связь с природой». Каково работать с сестрой? «Можно не ходить вокруг да около, а говорить все напрямую, — смеются Жуковы. — Потом искать компромисс».

На Елизавете и Марии: платья, все Nina Donis

В послужном списке Иры Га есть и работа в ансамбле Игоря Моисеева, и хореография для проекта «Танцы со звездами», но больше всего в нем спектаклей. «Конармия» и «Чапаев и Пустота» Максима Диденко, «Сван» и «Зарница» Юрия Квятковского — все Ириных рук, ног и головы дело. «В театре хореографу нужно создать персонажа, и тут важна не столько даже пластика, сколько мысль. Поэтому ты должен быть не просто человеком, который занимается телом артиста, ты должен быть готов и про ядерную физику с ним затереть», — рассказывает Ира. И, судя по тому, как она описывает намеченный на осень проект в клубе Mutabor с режиссером Андреем Стадниковым, Га явно способна поддержать разговор о чем угодно и связать между собой явления из вроде бы непересекающихся вселенных. «Это будет история по мотивам «Ночи» Антониони. Зрители сидят в темноте, а на экран транслируется запись с камеры ночного видения, которая бродит по закоулкам клуба и может встретить персонажей Мамлеева, вроде Петеньки, который сам себя съел. При этом вокруг зрителей или под стульями тоже могут двигаться артисты. Будет такой хоррор, встреча с невидимым».

На Ирине: платье, Viva Vox

Анна Абалихина, лауреат «Золотой маски» 2015, этой весной выдвинута на нее сразу в двух категориях. В номинации «Современный танец» заявлена «Спящая красавица» из «Гоголь-центра», которую Анна поставила и танцует вместе с Иваном Естегнеевым. А на оперную «Маску» претендует проект Пермского театра оперы и балета и фестиваля «Территория» «Закрой мне глаза», стирающий грань между вокальным искусством и танцем. «Это было поле чистейшего эксперимента, особенно ценного в наше время, — говорит Анна. — В сегодняшних реалиях, выглядывая в окно, ты совершенно не понимаешь, как тебе жить и как, простите, сочинять свои танцы. Вопрос «В чем смысл?» такой банальный, но такой острый. Сейчас мы все следим за театральным делом, за московским делом, взоры устремлены в суды.  Они сильно изменили ландшафт — не только внешний, но и внутренний. Все обесценилось. В этих обстоятельствах нужно искать новые формы и ответы: где твоя правда, на что ты опираешься? Я нашла для себя термин «новая чувственность» и уцепилась за него как за соломинку. Если раньше ты был настроен на создание продукта, результат, успех, то сегодня имеет значение только «здесь и сейчас». Важно то, что ты переживаешь в студии, во время репетиций, на сцене. Это правдивые, мощные эмоции».

На Анне: тренч, Chapurin; перчатки, Viva Vox; ботильоны, N.Early N.Aked

Ольгу Тимошенко, танцовщицу «Балета Москва», прекрасно помнят смотрительницы Третьяковской галереи. Летом 2017-го они с мужем и соавтором Алексеем Нарутто целовались в зале на полу, а сверху на них с картины, известной в народе как «Два вождя после дождя», смотрели Сталин и Ворошилов. Перформанс художника Тино Сегала Kiss длился почти три часа, в это время партнеры все время менялись гендерными ролями. «Очень интересно проследить, сколько в тебе мужского, — говорит Ольга. — Преподавая, я часто даю девушкам силовые упражнения, чтобы не было вот этого «я красивая, как балерина», а была энергия сексуальная, веселая, природная». Новый спектакль Ольги и Алексея «Туннель памяти голодного лиса» в Театре наций основан на поэзии оттепели и тоже говорит про высвобождение энергии, теперь уже социальной.

На Ольге: юбка, Rogov. На Александре: брюки, Rogov

Фото: Nikolay Biryukov; стиль: Alexander Zoobrilin; прически: Margarita Khanukaeva; макияж: Julia Rada for Shiseido; маникюр: Natalia Kotova/The Agent; ассистенты фотографа: Алексей Салтыков, Евгений Андреев/Kometa Rent; ассистенты стилиста: Darya Baskova, Ekaterina Kemisheva; ассистент парикмахера: Ketino Chubinidze; ассистенты визажиста: Alisa Kazakova, Yaroslav Grekhov; продюсер: Magda Kupreishvili; ассистент продюсера: Danil Belobraga. Редакция выражает благодарность Aglomerat за помощь в проведении съемки.