Как эпидемия коронавируса повлияет на будущее киноиндустрии

Пандемия COVID-19 закрывает кинотеатры, сдвигает распорядок премьер, отменяет кинофестивали и ставит съемки на паузу. Сможет ли индустрия восстановиться и будет ли она прежней, когда все закончится?
Standing model in a red head scarf with white dots blue and white check shirt and white pants by Echo holding a Bealieu...
Vogue 1972, Gianni Penati

19 марта организаторы Каннского кинофестиваля объявили, что в назначенное ранее время — с 12 по 23 мая — он не состоится. Виной тому — пандемия коронавируса. «Мы рассматриваем несколько вариантов решения вопроса, — сказано в официальном заявлении. — Наиболее вероятный — просто все перенести». Разумно, вот только для мировой киноиндустрии, 40 тысяч представителей которой ежегодно участвуют в фестивале, покупают и продают билеты на него, пишут о премьерах и так далее — легко и просто это не пройдет.

Maria Shabrova, Human Space

За всю историю прервать кинофестиваль удавалось только революциям и войнам. В 1968 году причиной отмены стали общенациональные забастовки, из-за которых пошатнулась вся французская экономика. Провести самый первый фестиваль в 1939-м помешала Вторая мировая война: на следующий день после церемонии открытия, на которой показывали «Горбуна из Нотр-Дама», немецкие войска вторглись в Польшу. Следующий фестиваль в Каннах прошел уже в 1946-м. 

Глобальное распространение COVID-19 приравнивают к битве, не иначе. В мире уже почти миллион заболевших и 25 миллионов потенциальных безработных. Киноиндустрии кризис по расчетам на начало марта должен был обойтись в пять миллиардов долларов неслучившейся кассовой прибыли, а если верить прогнозам, к концу мая цифра вырастет до 17 миллиардов. Союз работников индустрии развлечений США, IATSE, в свою очередь, сообщает, что карантин в одном только Голливуде стал причиной 120 тысяч увольнений. То, что происходит сейчас — настоящая катастрофа, но беспокойство нарастает и относительно будущего индустрии. Самоизоляция и минимизация всяческих социальных контактов — теперь норма, так сможет ли бизнес, построенный именно на коммуникациях, выжить в этих условиях?

Закрытие кинотеатров

В январе этого года, в начале массового распространения коронавируса в китайском Ухане, по всему региону начали закрывать кинотеатры. Фатальность происходящего заключалась еще и в том, что время близилось к китайскому Новому году. Новогодние каникулы — традиционно самая прибыльная неделя для кинопрокатчиков. И если в 2019 году за те же 20 дней китайские кинотеатры заработали 1,5 миллиарда долларов, то в 2020-м прибыль составила всего 3,9 миллиона. Вскоре почти все 70 тысяч кинотеатров Китая пришлось закрыть, а когда вирус стал распространяться по миру, залы опустели и в других странах — в Италии, в Испании, затем на Ближнем Востоке. В кинотеатрах Франции, Великобритании и Ирландии сначала попытались ввести режим усиленного дистанцирования — стали принимать меньше зрителей, распределять места так, чтобы никто не сидел рядом, — но эта инициатива долго не прожила. Через какое-то время залы вынуждены были закрыться по распоряжению местных властей. Некоторые к тому моменту уже не работали из-за нехватки клиентов. 

Закрытый кинотеатр Prince Charles в Лондоне, март 2020

Leon Neal
Отложенные премьеры

Прокатчики тем временем принялись откладывать самые ожидаемые премьеры сезона. Выход 25-го фильма о Джеймсе Бонде, который Metro-Goldwyn-Mayer по несколько пугающему совпадению назвали «Не время умирать», перенесли с апреля на ноябрь. «Тихое место 2» Paramount, «Мулан» Disney, «Черную вдову» Marvel и «Чудо-женщину: 1984» студии DC Films тоже отложили. Большие премьеры борются за осенний прайм-тайм, менее масштабные релизы подыскивают альтернативные варианты. Буквально недавно Universal решили не выжидать 90 дней (ровно столько длится «окно эксклюзивности» — время, которое отводят на прокат кинотеатрам), а сразу выпустить несколько своих новинок — фильмы «Эмма», «Человек-невидимка» и «Охота» — доступны  на стриминговых платформах для домашнего просмотра. Владельцы кинотеатров, которые давно борются с подобными историями, этому, конечно, не обрадовались, а примеру Universal вскоре последовали и другие студии: Pixar выпустили «Вперед», Warner Brothers — фильм «Хищные птицы: Потрясающая история Харли Квинн», и то ли еще будет. Возможно, когда кризис закончится, премьеры фильмов в кинотеатрах и в онлайне одновременно станут обычным явлением.

Знаменитости на самоизоляции 

Пока индустрия оценивает ущерб, вирус отправляет на карантин главных ее игроков. 12 марта Том Хэнкс и его жена Рита Уилсон сообщили, что у них обнаружен COVID-19, и с тех пор о своих диагнозах объявили немало знаменитостей: любимец Великобритании Идрис Эльба, франко-украинская актриса Ольга Куриленко, корейско-американский актер Дэниэл Дэ Ким и звезда «Игры престолов», норвежец Кристофер Хивью. 23 марта выяснилось, что Харви Вайнштейн, продюсер, уже официально признанный насильником, тоже болен коронавирусом. В тюрьме ему сделали тест, и он оказался положительным. 

Instagram content

View on Instagram

Фестивали под угрозой

Не меньше обеспокоены и те, чьим проектам теперь не видать признания и дистрибуции. Первым серьезным ударом по независимым кинематографистам стала отмена фестиваля South by Southwest, который должен был пройти в Остине, Техас, с 13 по 22 марта. В связи с финансовыми потерями, его организаторам пришлось уволить треть своего персонала. Из-за всего этого местная экономика, по предварительным прогнозам, лишится 350 миллионов долларов, и множество занятых на фестивале людей — от поставщиков продовольствия до сотрудников охраны — останутся без средств. Следом сработал эффект домино: через неделю перенесли кинофестиваль «Трайбека», еще через неделю — Канны. Если все весенние мероприятия сдвинут на осень, им придется встать в тесную очередь за фестивалями в Венеции, Теллурайде и Торонто. Для смотров поменьше тогда не останется места, и они совсем выпадут из расписания.

Кинопроизводство на паузе

Хуже дела обстоят у тех, кого кризис застал посреди съемочного процесса. На сегодняшний день эпидемия уже приостановила работу над 34 фильмами и 144 сериалами. В первом списке высокобюджетная экранизация «Русалочки», «Матрица 4», «Мир Юрского периода 3», «Бэтмен» с Робертом Паттинсоном и фильм Райана Мерфи «Выпускной» с Мерил Стрип и Николь Кидман. Во втором — все от «Рассказа служанки» и «Эйфории» до «Очень странных дел» и «Жизней матрешки». Цена паузы и содержания команды в этот период может вылиться в астрономическую сумму (Disney, например, это будет стоить до 350 тысяч долларов в день, если верить сводкам The Hollywood Reporter). 

Режиссер, актриса и поэтесса Грета Белламачина говорит, что ей еще повезло — работу над комедией Venice at Dawn ее команда завершила в начале марта, за несколько недель до полного закрытия Лондона. «Мы закончили основные съемки и решили, что на этом все, что мы проскочили, но через неделю несколько наших инвесторов отвалились, из-за разразившейся финансовой паники, — говорит она. — Так что теперь мы оплачиваем часть съемочных затрат самостоятельно и будем оплачивать их до тех пор, пока снова не найдем финансирование». По словам Греты, множество кинопроизводителей по всему миру находятся в аналогичной ситуации. «У моего агента есть проекты, которые разрабатывались годами, сейчас их приостановили на неопределенный срок, — добавляет она. — Этот год станет кризисным для всех, у некоторых из нас не будет зарплат и вообще никакой прибыли как минимум в ближайшие шесть месяцев».

Кинотеатр Arclight в Калифорнии, март 2020

Jay L. Clendenin
Каким будет кино после эпидемии

И все же Белламачина считает, что у нового мироустройства есть свои плюсы: «Создателям инди-кино и прежде жилось несладко, людей, занятых в сфере, это научило гибкости, — объясняет она. — Раз потенциальные риски и бюджеты отныне должны быть меньше, возможно, в скором времени мы увидим много крутых «маленьких» фильмов. К тому же можно заняться поисками новых способов работы над кино». Индустрия всерьез трудится и придумывает, как обойти возникшие препятствия. Пока съемочные площадки закрыты, авторы сценариев проводят встречи через Zoom, Американское общество специалистов по кастингу и Гильдия киноактеров вместе с Американской федерацией работников телевидения и радио запускают виртуальные кастинги, организаторы фестивалей планируют онлайн-кинопоказы и продажи.

Генеральный директор британской сети кинотеатров Curzon Филип Нэтчбулл согласен с Гретой: «Нам необходимо сосредоточиться на поиске хитрых решений, чтобы поддерживать бизнес на плаву». Пока реальные кинозалы закрыты, он приглашает зрителей на сайт Curzon Home Cinema. «Мы предлагаем дистрибьюторам платформу, чтобы они могли выпустить то, что было запланировано, в назначенное время, — говорит он. — Еще мы работаем над серией онлайн-мероприятий, начать хотим с Q&A с режиссером Норой Финшелд в прямом эфире». 

И это прекрасно, но возникает вопрос: если онлайн-просмотры и посиделки дома приравняют к выходам в свет, будем ли мы посещать кинотеатры, когда кризис наконец завершится? Частично ответить на этот вопрос помогает Китай, где вспышка вируса отступила, и кинотеатры потихоньку открывают свои двери. 20 марта к работе вернулось порядка 486 кинозалов, а суммарная прибыль, из расчета на всю страну, составила меньше 2 тысяч долларов. В прибрежных провинциях Фуцзянь и Гуандун вообще не было продано ни одного билета. После нескольких месяцев карантина публике понадобится время, чтобы обрести уверенность и вернуться в кинотеатры. Или же пандемия толкнет индустрию в более диджитальное будущее — ускорит переход, который намечался последние десять лет? Кино, разумеется, выживет — вот только в какой форме? Пока никто точно не знает.

Кинотеатр Castro Theatre в Сан-Франциско, март 2020

Justin Sullivan