Как K-pop захватил мир

BTS, Blackpink, EXO и другие корейские группы, покорившие сердца людей со всей планеты
Как Kpop захватил мир в 2010е
Blackpink

«Музыка способна преодолеть любые препятствия, в том числе языковые и национальные», — сказал RM (настоящее имя — Ким Намджун), когда южнокорейской группе BTS, членом которой он является, вручали награду «Группа года» на бранче Variety Hitmakers в Лос-Анджелесе. Эти слова прозвучали особенно убедительно в зале, полном людей, представляющих западную музыкальную индустрию: они скептически относились к BTS до тех пор, пока эти парни не свергли с лидирующих позиций рейтингов всех остальных исполнителей.

BTS на Kiss-Fm iHeartRadio Jingle Ball, 2019

Sara Jaye Weiss/Shutterstock

В мире продано около 40 миллионов альбомов BTS, билеты на концерты группы, которые проходят, как правило, на огромных стадионах, разлетаются за несколько минут после открытия продаж. BTS-мания, которую часто сравнивают с битломанией 1960-х, сейчас правит поп-культурой. Но ни K-pop, ни BTS не стали феноменом в одночасье. К моменту их внезапного прорыва на американском рынке в 2017 году BTS уже около четырех лет занимались музыкой и имели преданных поклонников по всему миру. Примерно так же дела обстояли и у других популярных сейчас на западе корейских групп: EXO, Monsta X, Blackpink, Red Velvet, GOT7, f(x), Twice, Girls’ Generation, SHINee, Big Bang, Super Junior — список можно продолжать дальше. Между 2009-м и 2012-м годами K-pop достаточно окреп для того, чтобы попытаться ворваться на американский рынок, некоторые артисты даже гастролировали с небольшими турами. Впервые прошедшая в 2012 году ежегодная конвенция KCON уже к 2014 году привлекла 42 тысячи человек. В 2017-м это число выросло до 185,5 тысяч.

EXO на премьере фильма «Дети свинга», 2018

Han Myung-Gu

Red Velvet на The ReVe Festival, 2019

The Chosunilbo JNS

На сегодняшний день K-pop — настоящий мейнстрим-феномен. В этом году Blackpink стали хедлайнерами фестиваля Coachella. Дебютный альбом группы SuperM занял первое место чарта Billboard Hot 200. Группа NCT 127 засветилась практически на всех американских платформах: на радио Beats 1, на шоу The Late Late Show with James Corden, на PeopleTV. Билеты на концерты десятков артистов, только начинающих и давно известных, в считаные мгновения распродаются по всему миру. Во многом благодаря BTS, которых любят за то, что парни активно пропагандируют тему принятия себя — они стали глотком свежего воздуха не только для Запада, но и для собственной родины.

Blackpink на фестивале Coachella, 2019

Natt Lim

NCT 127 на The Late Late Show with James Corden, 2019

CBS Photo Archive

Как K-pop взорвал интернет

В конце 2012 года я брала интервью у G-Dragon, члена и автора хитов группы Big Bang. Мне особенно запомнилось, как он поблагодарил интернет и YouTube за то, что они позволили миру узнать о Big Bang. Определенно, это объясняет феномен такого быстрого роста популярности K-pop, но найти ответ на вопрос «почему?» не так просто. Наблюдать за этим музыкальным движением — это как смотреть на фейерверк: красиво, ярко, все до мелочей продумано — дух захватывает. Мотивы песен не выходят из головы неделями, смотреть безупречные клипы можно бесконечно.

G-Dragon на Неделе моды в Париже, 2017

Stephane Cardinale - Corbis

Постепенно K-pop эволюционировал в настоящее иммерсивное, утонченное искусство. Миры таких проектов, как BTS, LOONA, EXO, TXT и Stray Kids, устроены так, что в них легко потеряться — запутаться в поисках деталей сложных текстов и клипов. Тех, кто ищет, повсюду ждут «пасхалочки» (изображения, gif или видеокомпиляции), которыми они спешат делиться с онлайн-единомышленниками.

Кое-что в этом жанре остается неизменным — это тяга K-pop к бесстрашному смешению трендов и звучания. Именно это отличает его от западных поп-групп с самого появления в 1992 году, когда Seo Taiji and Boys скрестили американский хип-хоп и рок в треке 난 알아요 (I Know). Авторы музыки объединяют или даже просто чередуют в одной композиции техно, хаус, евродэнс, вэйпорвэйв, трэп, дрим-поп, синти-поп, хип-хоп, регги и рок. У K-pop-музыки нет правил. Поэтому классические треки могут быть и эмоционально напряженными, как, например, The Chase Infinite, и «конфетными», как Gee Girls’ Generation.

Big Bang на MTV Europe Music Awards, 2011

Jeff Kravitz

Сила фанатов K-pop

Конечно, любой музыкант отдает себе отчет в том, что фанаты — один из главных факторов его успеха, и взлет популярности K-pop на западе — полностью результат интереса поклонников. G-Dragon отметил, что YouTube — хорошая платформа через которую артист может доставить продукт до зрителя, но свет клином не сошелся на одних лишь видео. Прямо сейчас фанаты K-pop со всего мира общаются друг с другом на разных языках, перезаливают и редактируют бесконечный контент (от танцевальных репетиций до интервью на многочисленных шоу), пишут субтитры к клипам, переводят и обсуждают слова песен, тексты новостных сводок, твиты и чаты, проходящие в режиме реального времени. В результате поклонники жанра со всей планеты вовлечены в жизнь своих идолов буквально 24 часа в сутки.

Как и у любого сильного фанатского объединения, у любителей K-pop есть свои слабые места, но они вдохновлены общей идеей, и каждый человек чувствует себя неотъемлемой частью созданного им же сообщества. Их можно поставить в один ряд с фанами футбола, кино или гейминга. Из-за K-pop люди начинают учить корейский язык, основывают международные благотворительные проекты, создают мемы и фан-арт, проводят стриминг-вечеринки. Такой уровень вовлеченности в век потребительской апатии в хорошем смысле поражает.

Гости SuperM Live from Capitol Records, Лос-Анджелес, 2019

Lester Cohen

Возьмем, к примеру, Ариану Гранде: 68,1 миллионов подписчиков в Твиттере. Согласно данным Social Blade, ее публикации в среднем набирают 10,8 тысячи ретвитов и 72,5 тысячи лайков. У BTS в этой же социальной сети — 18 миллионов подписчиков, но их средние результаты — 422 тысячи ретвитов и 1,2 миллиона лайков.

Именно преданность фанатов помогла Blackpink стать первой корейской группой, чье видео набрало миллиард просмотров на YouTube, а премии 2019 Mnet Asian Music Award — получить в общей сложности 227,98 миллиона голосов поклонников, выбиравших за своих кумиров. Также поклонники K-pop молниеносно среагировали на новость о том что, что публикация World Record Egg набрала наибольшее количество ретвитов за весь год — через считаные минуты рекорд был побит Jungkook, членом группы BTS, танцующим под песню Билли Айлиш Bad Guy.

Twitter content

This content can also be viewed on the site it originates from.

Фанаты K-pop очень отличаются друг от друга: у них разный возраст, гендерная и этническая принадлежность, сексуальные предпочтения — неудивительно, что подобная толерантность приводит к огромной популярности фандома. Ten, член групп SuperM и WayV, так описал поклонников K-pop в одном из недавних интервью: «Необязательно быть молодым, чтобы любить K-pop. Этот жанр подходит всем возрастам».

Выступление BTS в Центральном парке, Нью-Йорк, 2019

Drew Angerer