© Blackpink

Lifestyle

Как K-pop захватил мир

BTS, Blackpink, EXO и другие корейские группы, покорившие сердца людей со всей планеты

«Музыка способна преодолеть любые препятствия, в том числе языковые и национальные», — сказал RM (настоящее имя — Ким Намджун), когда южнокорейской группе BTS, членом которой он является, вручали награду «Группа года» на бранче Variety Hitmakers в Лос-Анджелесе. Эти слова прозвучали особенно убедительно в зале, полном людей, представляющих западную музыкальную индустрию: они скептически относились к BTS до тех пор, пока эти парни не свергли с лидирующих позиций рейтингов всех остальных исполнителей.

BTS на Kiss-Fm iHeartRadio Jingle Ball, 2019

© Sara Jaye Weiss/Shutterstock

В мире продано около 40 миллионов альбомов BTS, билеты на концерты группы, которые проходят, как правило, на огромных стадионах, разлетаются за несколько минут после открытия продаж. BTS-мания, которую часто сравнивают с битломанией 1960-х, сейчас правит поп-культурой. Но ни K-pop, ни BTS не стали феноменом в одночасье. К моменту их внезапного прорыва на американском рынке в 2017 году BTS уже около четырех лет занимались музыкой и имели преданных поклонников по всему миру. Примерно так же дела обстояли и у других популярных сейчас на западе корейских групп: EXO, Monsta X, Blackpink, Red Velvet, GOT7, f(x), Twice, Girls’ Generation, SHINee, Big Bang, Super Junior — список можно продолжать дальше. Между 2009-м и 2012-м годами K-pop достаточно окреп для того, чтобы попытаться ворваться на американский рынок, некоторые артисты даже гастролировали с небольшими турами. Впервые прошедшая в 2012 году ежегодная конвенция KCON уже к 2014 году привлекла 42 тысячи человек. В 2017-м это число выросло до 185,5 тысяч.

EXO на премьере фильма «Дети свинга», 2018

© Han Myung-Gu

Red Velvet на The ReVe Festival, 2019

© The Chosunilbo JNS

На сегодняшний день K-pop — настоящий мейнстрим-феномен. В этом году Blackpink стали хедлайнерами фестиваля Coachella. Дебютный альбом группы SuperM занял первое место чарта Billboard Hot 200. Группа NCT 127 засветилась практически на всех американских платформах: на радио Beats 1, на шоу The Late Late Show with James Corden, на PeopleTV. Билеты на концерты десятков артистов, только начинающих и давно известных, в считаные мгновения распродаются по всему миру. Во многом благодаря BTS, которых любят за то, что парни активно пропагандируют тему принятия себя — они стали глотком свежего воздуха не только для Запада, но и для собственной родины.

Blackpink на фестивале Coachella, 2019

© Natt Lim

NCT 127 на The Late Late Show with James Corden, 2019

© CBS Photo Archive

Как K-pop взорвал интернет

В конце 2012 года я брала интервью у G-Dragon, члена и автора хитов группы Big Bang. Мне особенно запомнилось, как он поблагодарил интернет и YouTube за то, что они позволили миру узнать о Big Bang. Определенно, это объясняет феномен такого быстрого роста популярности K-pop, но найти ответ на вопрос «почему?» не так просто. Наблюдать за этим музыкальным движением — это как смотреть на фейерверк: красиво, ярко, все до мелочей продумано — дух захватывает. Мотивы песен не выходят из головы неделями, смотреть безупречные клипы можно бесконечно.

G-Dragon на Неделе моды в Париже, 2017

© Stephane Cardinale - Corbis

Постепенно K-pop эволюционировал в настоящее иммерсивное, утонченное искусство. Миры таких проектов, как BTS, LOONA, EXO, TXT и Stray Kids, устроены так, что в них легко потеряться — запутаться в поисках деталей сложных текстов и клипов. Тех, кто ищет, повсюду ждут «пасхалочки» (изображения, gif или видеокомпиляции), которыми они спешат делиться с онлайн-единомышленниками.

Кое-что в этом жанре остается неизменным — это тяга K-pop к бесстрашному смешению трендов и звучания. Именно это отличает его от западных поп-групп с самого появления в 1992 году, когда Seo Taiji and Boys скрестили американский хип-хоп и рок в треке 난 알아요 (I Know). Авторы музыки объединяют или даже просто чередуют в одной композиции техно, хаус, евродэнс, вэйпорвэйв, трэп, дрим-поп, синти-поп, хип-хоп, регги и рок. У K-pop-музыки нет правил. Поэтому классические треки могут быть и эмоционально напряженными, как, например, The Chase Infinite, и «конфетными», как Gee Girls’ Generation.

Big Bang на MTV Europe Music Awards, 2011

© Jeff Kravitz

Сила фанатов K-pop

Конечно, любой музыкант отдает себе отчет в том, что фанаты — один из главных факторов его успеха, и взлет популярности K-pop на западе — полностью результат интереса поклонников. G-Dragon отметил, что YouTube — хорошая платформа через которую артист может доставить продукт до зрителя, но свет клином не сошелся на одних лишь видео. Прямо сейчас фанаты K-pop со всего мира общаются друг с другом на разных языках, перезаливают и редактируют бесконечный контент (от танцевальных репетиций до интервью на многочисленных шоу), пишут субтитры к клипам, переводят и обсуждают слова песен, тексты новостных сводок, твиты и чаты, проходящие в режиме реального времени. В результате поклонники жанра со всей планеты вовлечены в жизнь своих идолов буквально 24 часа в сутки.

Как и у любого сильного фанатского объединения, у любителей K-pop есть свои слабые места, но они вдохновлены общей идеей, и каждый человек чувствует себя неотъемлемой частью созданного им же сообщества. Их можно поставить в один ряд с фанами футбола, кино или гейминга. Из-за K-pop люди начинают учить корейский язык, основывают международные благотворительные проекты, создают мемы и фан-арт, проводят стриминг-вечеринки. Такой уровень вовлеченности в век потребительской апатии в хорошем смысле поражает.

Гости SuperM Live from Capitol Records, Лос-Анджелес, 2019

© Lester Cohen

Возьмем, к примеру, Ариану Гранде: 68,1 миллионов подписчиков в Твиттере. Согласно данным Social Blade, ее публикации в среднем набирают 10,8 тысячи ретвитов и 72,5 тысячи лайков. У BTS в этой же социальной сети — 18 миллионов подписчиков, но их средние результаты — 422 тысячи ретвитов и 1,2 миллиона лайков.

Именно преданность фанатов помогла Blackpink стать первой корейской группой, чье видео набрало миллиард просмотров на YouTube, а премии 2019 Mnet Asian Music Award — получить в общей сложности 227,98 миллиона голосов поклонников, выбиравших за своих кумиров. Также поклонники K-pop молниеносно среагировали на новость о том что, что публикация World Record Egg набрала наибольшее количество ретвитов за весь год — через считаные минуты рекорд был побит Jungkook, членом группы BTS, танцующим под песню Билли Айлиш Bad Guy.

Фанаты K-pop очень отличаются друг от друга: у них разный возраст, гендерная и этническая принадлежность, сексуальные предпочтения — неудивительно, что подобная толерантность приводит к огромной популярности фандома. Ten, член групп SuperM и WayV, так описал поклонников K-pop в одном из недавних интервью: «Необязательно быть молодым, чтобы любить K-pop. Этот жанр подходит всем возрастам».

Выступление BTS в Центральном парке, Нью-Йорк, 2019

© Drew Angerer