Почетную награду Академии за выдающиеся заслуги в кинематографе получить непросто: часто она — результат работы на протяжении нескольких десятилетий, изнурительных часов на съемочной площадке и нескончаемых кампаний в поддержку проектов. Но если актеру или актрисе удастся выбрать идеальную роль, а потом стать номинантом, неуловимая статуэтка «Оскара» вскоре может оказаться у него или у нее в руках. Редакция Vogue проанализировала статистику и нашла наиболее эффективные способы получить самую престижную премию за актерскую работу.
Со времен основания Академии 82 актера получили награду за роль реального человека. В прошлом году трое из четырех актеров-победителей попали под эту категорию: Рами Малек в роли Фредди Меркьюри в «Богемской рапсодии», Оливия Колман в роли Анны Стюарт в «Фаворитке», Махершала Али в роли Дона Ширли в «Зеленой книге». Кстати, зачастую чем крупнее фигура в мировой истории, тем больше шансов на победу: так, Эдди Редмэйн получил награду за роль Стивена Хокинга во «Вселенной Стивена Хокинга», а Николь Кидман — за Вирджинию Вулф в «Часах».
Особая любовь Академии к британским монархам, кажется, с годами не ослабевает. Еще до прошлогодней победы Оливии Колман (она сыграла Анну Стюарт в «Фаворитке») Чарльз Лоутон получил статуэтку за роль короля в «Частной жизни Генриха VIII», Джуди Денч — за королеву Елизавету I во «Влюбленном Шекспире», Хелен Миррен — за Елизавету II в «Королеве», а Колин Ферт — за Георга VI в фильме «Король говорит!». Неевропейская знать тоже приветствуется: в 1957 году Юл Бриннер взял «Оскар», сыграв таиландского монарха Монгкута в мюзикле «Король и я».
Хорошей заявкой на успех среди членов Академии всегда был выбор роли харизматичного, имеющего колоссальное влияние лидера (желательно, чтобы в сценарии было побольше долгих монологов). Так «Оскар» получил Гэри Олдмен (за Уинстона Черчилля в «Темных временах»), Дэниел Дей-Льюис (за Авраама Линкольна в «Линкольне»), Шон Пенн (за исполнение роли Харви Милка в одноименном фильме) и Бен Кингсли (за Махатму Ганди в «Ганди»). Сыграть деспота — еще один способ повысить шансы на победу: «Оскар» за лучшую мужскую роль в 2007 году получил Форест Уитакер за убедительное исполнение роли бывшего президента Уганды Иди Амина в «Последнем короле Шотландии».
Голливуд любит наивных молодых девушек — это не новость. Доказательства? 35 процентов «Оскаров» за исполнение главной женской роли получали актрисы до 30. Совсем недавно победительницами в этой номинации стали Бри Ларсон («Комната»), Эмма Стоун («Ла-Ла Ленд»), Натали Портман («Черный лебедь») и Дженнифер Лоуренс («Мой парень — псих») — последней в год победы исполнилось всего 22. Интересно, что, напротив, единственным актером до 30 лет, когда-либо получившим «Оскар» за «лучшую мужскую роль», стал Эдриан Броуди, в 29 лет награжденный за роль в «Пианисте».
Особые отношения между США и Великобританией прослеживались еще во времена «молодости» «Оскара»: в свое время статуэтки получили Вивьен Ли (за «Унесенных ветром»), Лоуренс Оливье (за «Гамлета») и Джули Эндрюс (за «Мэри Поппинс»). И хотя Академия всегда отдавала большее предпочтение талантам своей страны, британцы не сильно от них отстали — уже 65 актеров и актрис из Соединенного Королевства получили «Оскар». Более того, британец Дэниел Дей-Льюис побил рекорд по количеству побед в категории «Лучшая мужская роль» — у него три статуэтки (за картины «Моя левая нога», «Нефть» и «Линкольн»), а номинирован он был целых шесть раз, несмотря на то что снимался всего в 20 полнометражных фильмах.
В 1988 году после выхода фильма «Власть луны» Шер, всемирно известная поп-звезда, стала еще и оскароносной актрисой. Именно она открыла этот путь для своих последовательниц: Куин Латифа была номинанткой на премию за «Чикаго» в 2002-м, Мэри Джей Блайдж — за «Ферму «Мадбаунд» в 2018-м, а Леди Гага — за фильм «Звезда родилась» в 2019-м. Многие сомневались, достойна ли Гага чести получить главную актерскую награду, в итоге певица ушла домой со статуэткой за лучшую песню к фильму.
Голливудская мудрость гласит — чем больше труда вложить в роль, тем больше вероятность быть номинированным на «Оскар». В результате мюзиклы, где не избежать пения живьем, танцев или, как в случае Райана Гослинга в «Ла-Ла Ленде», игры на фортепиано, часто помогают актерам стать лауреатами премии. Так случилось с напарницей Гослинга по «Ла-Ла Ленду» Эммой Стоун, Барброй Стрейзанд («Смешная девчонка»), Лайзой Миннелли («Кабаре»), Кэтрин Зетой-Джонс («Чикаго»), Риз Уизерспун («Переступить черту»), Дженнифер Хадсон («Девушки мечты») и Энн Хэтэуэй («Отверженные»). Кому в 2020-м может пойти на пользу любопытная предрасположенность Академии к подобному формату? Рене Зеллвегер, исполнившей главную роль в биографической ленте «Джуди» о жизни поющей и танцующей Джуди Гарланд.
Если в номинации «Лучшая мужская роль» обычно побеждают актеры, сыгравшие важных личностей, переживающих всяческие невзгоды, то «Оскар» за мужскую роль второго плана зачастую получают за более специфические роли. Одно из типичных амплуа — «остроумный злодей»: такой, как, например, безжалостный критик в исполнении Джорджа Сандерса в фильме «Все о Еве», зловещий распорядитель, воплощенный Джоэлом Греем в «Кабаре», или безжалостный лидер музыкальной группы, которого сыграл Дж. К. Симмонс в «Одержимости». Хотите знать, что гарантирует победу? Роль антигероя-суперзлодея, каким был Хит Леджер в «Темном рыцаре», Хавьер Бардем в «Старикам тут не место» и Кристоф Вальц в «Бесславных ублюдках».
Образ самоотверженной матери, очевидно, успел стать кинематографическим клише: за последний десяток лет восемь из десяти победительниц в борьбе за «Оскар» в номинации «Лучшая женская роль второго плана» играли матерей. Некоторые из них были внимательны и участливы (Реджина Кинг в «Если Бил-стрит могла бы заговорить»), некоторые переживали невероятный стресс (Патрисия Аркетт в «Отрочестве»), другие были полностью сбиты с пути (Эллисон Дженни в «Тоня против всех», Мо’Ник в «Сокровище»), но всех этих актрис запомнят за их интерпретацию разных сторон материнства.
При подготовке заявки на «Оскар» каждый стремится повысить свои шансы на успех. Отсюда и возникают манипуляции с категориями. Когда в одном и том же фильме два актера отличились сильной игрой, студия может принять решение преподнести одного из них как актера первого плана, а другого — как актера второго, чтобы избежать дробления голосов. В 2019 году такая тактика сыграла на руку Махершале Али (он получил премию как актер второго плана, а снявшийся с ним в том же фильме «Зеленая книга» Вигго Мортенсен был номинирован на «Оскар» за главную роль). Иногда, когда конкуренция в борьбе за «Оскар» в номинациях «Лучшая мужская роль» и «Лучшая женская роль» особенно жесткая, получить статуэтку за роль второго плана кажется более осуществимой задачей: это доказали Виола Дэвис («Ограды») и Алисия Викандер («Девушка из Дании»).
Что в имени твоем? Очевидно, либо победа, либо неудача. С 1929 года имена героев более трети актеров и актрис, получивших «Оскар» за главную роль, присутствовали в названии фильмов: например, герои Джулианны Мур («Все еще Элис»), Филипа Сеймура Хоффмана («Капоте»), Джейми Фокса («Рэй») и Джулии Робертс («Эрин Брокович»). Эта закономерность помогла даже самой Мерил Стрип: легенда индустрии получала награду трижды — за фильмы «Крамер против Крамера», «Выбор Софи» и «Железная леди». Не случайно это относится и к двум номинантам 2020-го: Рене Зеллвегер («Джуди») и Хоакину Фениксу («Джокер»).