Посещение дворца Гарнье — событие культовое независимо от дня. Но особенным оно становится в вечер, посвященный открытию нового балетного сезона Парижской национальной оперы. В честь этого события мраморную парадную лестницу и 30-метровый свод театра украсили множеством атласных лент — таких же, как на пуантах танцоров. За невероятные детали интерьера отвечал Дом Chanel, патрон балетной труппы Парижской оперы.
Из-за пандемии живые спектакли не проводили 18 месяцев, и зрители явно успели соскучиться. Пока гости занимали свои места под потолком со знаменитой росписью Марка Шагала, предвкушение в зале только нарастало.
Новый музыкальный руководитель труппы Густаво Адольфо Дудамель открыл свой первый сезон во дворце Гарнье всего за два дня до гала-вечера. Зрители, в числе которых были президент Франции Эммануэль Макрон и его супруга Брижит, услышали произведения целого века оперы, от «Кармен» Жоржа Бизе до «Атомного доктора» Джона Адамса.
Как позднее рассказала художественный руководитель балетной труппы Орели Дюпон, атмосфера за кулисами была не менее волнующей, чем в зале. «Цифровой формат был прекрасным способом показать наши постановки публике, — говорит она. — Но танцоры рождены выступать на сцене перед живой аудиторией. Без реакции зрителей, без оркестра, без света рампы все совсем иначе. После того как представление закончится, вы уже никогда не сможете увидеть его в точности таким же».
В украшениях Chanel и черном хлопковом костюме из весенней коллекции модного Дома со сцены гостей приветствовали Орели Дюпон и генеральный директор Александр Неф. По традиции первым номером стало défilé du ballet — шествие, в котором участвуют все танцоры труппы, от учеников балетной школы до звезд. Пачки, корсеты и тиары для балерин были созданы в коллаборации Chanel, ателье Парижской оперы и ателье вышивки Lesage. Этот проект стал олицетворением давней связи Дома Chanel с миром танца, начало которой положила в 1920 году сама Габриэль Шанель, когда помогал Сергею Дягилеву в создании новой постановки балета «Весна священная» (1913).
Программу продолжили два современных произведения, созданные по заказу Дюпон. Первое – Brise-lames («Волнорез») Дамьена Жале, недавно представившего свою новую работу Planet [wanderer] в Национальном театре Шайо. Хореограф создал эту сложную композицию во время второго локдауна во Франции. Плавные и перетекающие друг в друга движения девяти танцоров были вдохновлены гребнями и провалами океанских волн. Как пишет сам Жале в программе вечера, Brise-lames — «метафора стойкости, силы и ранимости тех, кто оказался на линии фронта».
Вторая постановка программы — Clouds Inside («Облака внутри») — приковала все внимание к себе в перерыве между актами. 24-летний хореограф из США Тесс Велькер — новая звезда в мире балета. Ее нежная композиция воплотила в себе чувство ностальгии по детству под звуки трогательной мелодии Cello Song британского певца и автора песен Ника Дрейка.
На сцену также вернулись Études («Этюды») датского хореографа Харальда Ландера. В репертуар Парижской оперы их впервые включили в 1952 году. В этом ярком одноактном балете танцоры начинают с простых движений вроде плие и тандю и продолжают более сложными жете и соте. Исследуя эти основополагающие элементы классического балета, Ландер стремился показать техническое мастерство, физическое совершенство, увлеченность и самоотверженность — необходимые качества для танцора.
После финального занавеса гостей Chanel, Rolex (партнера Парижской оперы) и самой Оперы пригласили на ужин в Большом фойе. Среди 750 присутствующих были фотографы Инес и Винод, креативный директор Chanel Виржини Виар, Хайдер Акерманн, Изабель Маран, Пьер Арди и Людовик де Сен-Сернен, актрисы Гольшифте Фарахани, Фату Н’Диайе и Марина Вакт, Дита фон Тиз. Меню, подготовленное знаменитым ресторанным путеводителем Le Fooding, объединило сразу несколько громких имен в мире современной французской кухни — Манон Флери, Селин Фам, Джессика Янг и Робер Компаньон. А прославленный флорист Эрик Шовен украсил фойе композициями из сезонных цветов: гортензий, калл, эустом, георгинов и роз.
Когда вечер, знаменующий начало нового балетного сезона, близился к завершению, я спросил Орели Дюпон о том, какие постановки предстоящего года она ждет с особенным нетерпением. Среди названных ею событий были новая работа израильского хореографа Хофеша Шехтера (14 марта — 13 апреля 2022 года), балетная адаптация романа Стендаля «Красное и черное» французского хореографа Пьера Лакотта (15 октября — 4 ноября 2021 года), а также вечер, посвященный вкладу России в мир балета (29 ноября 2021 года — 2 января 2022 года).
«Исторически репертуар Парижской оперы всегда был очень классическим, — заметила Дюпон в заключение. — Но, как мы видели сегодня, таланты труппы позволяют ставить любые произведения — и традиционные, и современные».
Liam Freeman/Vogue.com