В I Say A Little Prayer Арета Франклин поет о любви к некоему человеку. Она только-только встала, умылась, на лице ни грамма макияжа, она расчесывает волосы и думает, «какое платье сегодня надеть». Именно на таких интимных моментах жизни Ареты — вдали от публики, прожекторов, когда она не была королевой соула, — и концентрировался художник по костюмам со множеством наград за душой Клинт Рамос. Перед ним стояла непростая задача — осмыслить гардеробные предпочтения певицы для фильма «Респект».
Главную роль в новом байопике исполнила Дженнифер Хадсон, Франклин сама ее выбрала. Режиссер — Лизль Томми, автор сценария — Трейси Скотт Уилсон. С обеими Рамосу уже доводилось встречаться на съемочной площадке. Действие фильма охватывает 40 лет жизни Ареты, ключевая тема — глубокая связь певицы с церковью: тут показаны и ее взаимоотношения с отцом, пастором Клеренсом Франклином, который с малых лет всюду возил дочь с собой, и живая запись культового госпел-альбома Amazing Grace в баптистской церкви New Temple в Лос-Анджелесе.
«Хребет» повествования (так его называет Томми) — «судьба женщины с самым великолепным в мире голосом, которая не подозревает о его великолепии». Ее неукротимый и легко узнаваемый вокал — спасибо хитам вроде Respect (You Make Me Feel Like) A Natural Woman и Think — стали воплощением несгибаемости афроамериканского сообщества в период становления борьбы за гражданские права, движения Black Power и феминизма.
Посредством одежды Рамос хотел раскрыть внутренний мир Франклин — для этого он примерял на себя роли психолога и социолога и очень глубоко погрузился в предмет изучения. Как же ему удалось так точно воспроизвести стиль иконы на экране — сейчас узнаем.
С чего вы начали разработку костюмов для «Респекта»?
Я хотел разобраться, что за человек скрывается за маской знаменитости, поэтому первым делом принялся читать все, что только можно, о детстве Ареты — о ее отце, о семье (они были настоящими рок-звездами в церкви), о ее жизни в Мемфисе, а затем в Детройте, о преданном стремлении сделать темнокожее население благополучнее — Франклин на себе испытала все тяготы афроамериканского быта.
Вы применяете такой подход при работе над всеми фильмами?
Вне зависимости от того, кто мой персонаж — историческая фигура или выдуманная, мне всегда необходимо побывать в его шкуре, понять, почему он выглядит и одевается именно так, а не иначе. Что касается Ареты, тут мне хотелось разобраться, почему ее образ так сильно менялся с течением времени. Ее вес постоянно колебался, но она всегда отлично понимала и чувствовала свое тело. Нужно было выяснить, что за события с ней происходили, и сделать из этого определенные выводы.
Что в работе надо образом оказалось самым сложным?
Арету очень часто фотографировали. Однако фильм по большей части освещает непубличные моменты ее жизни. В этом и заключалась главная трудность. Что героиня носила, когда боролась с алкоголизмом, что на самом деле заставило ее разочароваться в своих браках? Все это буквально не давало мне спать по ночам, а не ее роскошные платья на красных дорожках и выступлениях. Впрочем, эта часть работы тоже приносила мне удовольствие.
К каким выводам вы пришли: как внутренний мир Ареты отражался в ее нарядах?
Арета выросла под надзором отца, который был видным священником и борцом за гражданские права. Я полагаю, вопросы морали, благопристойности и сексуальности стояли в их семье довольно остро. В начале карьеры она строила образ правильной, абсолютно безупречной певицы, возможно, из-за давления со стороны семьи и воспитания в целом. Вот только с врожденным чувством соула и фанка это не вязалось — поэтому наряды Франклин тогда совсем не соответствовали тому, как она их носила.
Взгляните на снимок с первой фотосессии Франклин на студии Columbia Pictures: она там играет на фортепиано, лямки платья спали с плеч, волосы растрепаны. Арета на протяжении всей карьеры пыталась прорваться сквозь предложенный ей образ — и это фото тому наглядное подтверждение. Когда ее музыка стала политизированной, афро на голове возникло буквально в одночасье.
Что именно делало образ Франклин таким уникальным на фоне других артистов той поры?
На манеру Франклин одеваться влияли ее решения и жизненные перипетии. Она одевалась сама, наряды были отражением ее переживаний — это совсем не походило на стиль большинства ее современников, которые напоминали манекены. Арета выходила замуж дважды, и ее образы в этих двух браках кардинально отличались друг от друга. Она была свободным человеком, а свободные люди любят рисковать.
Слушали ли вы музыку Ареты в процессе работы?
Я прослушал всю ее дискографию — пока занимался ресерчем и рисовал эскизы. Все — от «белых и пушистых» мелодий начала карьеры до хитов, которые вышли, когда она раскрепостилась и нащупала свое звучание, политические композиции, вроде Young, Gifted and Black в моем плейлисте тоже были. Само собой, трек Respect не выходил у меня из головы, а еще Think. Последний она записала под занавес семейной жизни со своим менеджером Тедом Уайтом. Есть в этом тексте какая-то драматическая прозорливость.
Какой наряд из гардероба Франклин ваш самый любимый?
Мне всегда нравилась привычка Ареты выходить на сцену с сумочкой. У нее было несколько неприятных историй с импресарио, поэтому одно время она брала плату за вступления исключительно наличными — клала их в сумочку и всюду носила ее с собой. Организаторам концертов Франклин говорила, что не издаст ни звука, пока не получит гонорар.
Что вам особенно понравилось в работе с Дженнифер Хадсон?
Дженнифер всю себя посвятила этой роли: она готовилась несколько месяцев, прежде чем приступить к съемкам. Кажется, мы не одну сотню часов провели на примерках — она все это стойко вынесла без каких бы то ни было нареканий. В одной из сцен ей предстояло играть худший период Ареты, из одежды на ней была одна ночнушка — Дженнифер подошла к этому эпизоду с феноменальной смелостью. Именно тогда она показала, как глубоко прочувствовала свою героиню. Сыграть такие эмоции, просто полюбовавшись фотографиями, совершенно невозможно.
Премьера фильма в России состоится 2 декабря 2021 года.