Как создавались костюмы для фильма про Арету Франклин «Респект» с Дженнифер Хадсон в главной роли

Рассказывает знаменитый костюмер Клинт Рамос
Black singers Ma Rainey Billie Holiday Aretha Franklin Eartha Kitt
Jennifer Hudson stars in the forthcoming Aretha Franklin biopic Respect.Lifestyle Pictures/Alamy

В I Say A Little Prayer Арета Франклин поет о любви к некоему человеку. Она только-только встала, умылась, на лице ни грамма макияжа, она расчесывает волосы и думает, «какое платье сегодня надеть». Именно на таких интимных моментах жизни Ареты — вдали от публики, прожекторов, когда она не была королевой соула, — и концентрировался художник по костюмам со множеством наград за душой Клинт Рамос. Перед ним стояла непростая задача — осмыслить гардеробные предпочтения певицы для фильма «Респект».

Image may contain Clothing Apparel Lace and Sleeve
Eric Winterling

Главную роль в новом байопике исполнила Дженнифер Хадсон, Франклин сама ее выбрала. Режиссер — Лизль Томми, автор сценария — Трейси Скотт Уилсон. С обеими Рамосу уже доводилось встречаться на съемочной площадке. Действие фильма охватывает 40 лет жизни Ареты, ключевая тема — глубокая связь певицы с церковью: тут показаны и ее взаимоотношения с отцом, пастором Клеренсом Франклином, который с малых лет всюду возил дочь с собой, и живая запись культового госпел-альбома Amazing Grace в баптистской церкви New Temple в Лос-Анджелесе.

Image may contain Human Person Clothing Apparel Furniture and Wood
Eric Winterling

«Хребет» повествования (так его называет Томми) — «судьба женщины с самым великолепным в мире голосом, которая не подозревает о его великолепии». Ее неукротимый и легко узнаваемый вокал — спасибо хитам вроде Respect (You Make Me Feel Like) A Natural Woman и Think — стали воплощением несгибаемости афроамериканского сообщества в период становления борьбы за гражданские права, движения Black Power и феминизма.

Посредством одежды Рамос хотел раскрыть внутренний мир Франклин — для этого он примерял на себя роли психолога и социолога и очень глубоко погрузился в предмет изучения. Как же ему удалось так точно воспроизвести стиль иконы на экране — сейчас узнаем.

Image may contain Human Person Footwear Clothing Shoe Apparel Dance Pose Leisure Activities and Interior Design

Клинт Рамос, Дженнифер Хадсон и Лизль Томми на съемочной площадке фильма «Респект»

Quantrell D. Colbert / Metro-Goldwyn-Mayer Pictures

С чего вы начали разработку костюмов для «Респекта»?

Я хотел разобраться, что за человек скрывается за маской знаменитости, поэтому первым делом принялся читать все, что только можно, о детстве Ареты — о ее отце, о семье (они были настоящими рок-звездами в церкви), о ее жизни в Мемфисе, а затем в Детройте, о преданном стремлении сделать темнокожее население благополучнее — Франклин на себе испытала все тяготы афроамериканского быта.

Вы применяете такой подход при работе над всеми фильмами? 

Вне зависимости от того, кто мой персонаж — историческая фигура или выдуманная, мне всегда необходимо побывать в его шкуре, понять, почему он выглядит и одевается именно так, а не иначе. Что касается Ареты, тут мне хотелось разобраться, почему ее образ так сильно менялся с течением времени. Ее вес постоянно колебался, но она всегда отлично понимала и чувствовала свое тело. Нужно было выяснить, что за события с ней происходили, и сделать из этого определенные выводы.

Image may contain Clothing Apparel Evening Dress Gown Robe Fashion Human and Person
Courtesy Clint Ramos / Metro-Goldwyn-Mayer Pictures

Что в работе надо образом оказалось самым сложным?

Арету очень часто фотографировали. Однако фильм по большей части освещает непубличные моменты ее жизни. В этом и заключалась главная трудность. Что героиня носила, когда боролась с алкоголизмом, что на самом деле заставило ее разочароваться в своих браках? Все это буквально не давало мне спать по ночам, а не ее роскошные платья на красных дорожках и выступлениях. Впрочем, эта часть работы тоже приносила мне удовольствие. 

Image may contain Lighting Human Person Blonde Teen Kid and Child

Кадр из фильма «Респект», 2021

Landmark Media / Alamy

К каким выводам вы пришли: как внутренний мир Ареты отражался в ее нарядах?

Арета выросла под надзором отца, который был видным священником и борцом за гражданские права. Я полагаю, вопросы морали, благопристойности и сексуальности стояли в их семье довольно остро. В начале карьеры она строила образ правильной, абсолютно безупречной певицы, возможно, из-за давления со стороны семьи и воспитания в целом. Вот только с врожденным чувством соула и фанка это не вязалось — поэтому наряды Франклин тогда совсем не соответствовали тому, как она их носила.

Взгляните на снимок с первой фотосессии Франклин на студии Columbia Pictures: она там играет на фортепиано, лямки платья спали с плеч, волосы растрепаны. Арета на протяжении всей карьеры пыталась прорваться сквозь предложенный ей образ — и это фото тому наглядное подтверждение. Когда ее музыка стала политизированной, афро на голове возникло буквально в одночасье.

Image may contain Human Person Clothing Hat Apparel Tripod Electronics and Camera

Дженнифер Хадсон и Клинт Рамос на съемочной площадке фильма «Респект»

Quantrell D. Colbert

Что именно делало образ Франклин таким уникальным на фоне других артистов той поры?

На манеру Франклин одеваться влияли ее решения и жизненные перипетии. Она одевалась сама, наряды были отражением ее переживаний — это совсем не походило на стиль большинства ее современников, которые напоминали манекены. Арета выходила замуж дважды, и ее образы в этих двух браках кардинально отличались друг от друга. Она была свободным человеком, а свободные люди любят рисковать.

Слушали ли вы музыку Ареты в процессе работы?

Я прослушал всю ее дискографию — пока занимался ресерчем и рисовал эскизы. Все — от «белых и пушистых» мелодий начала карьеры до хитов, которые вышли, когда она раскрепостилась и нащупала свое звучание, политические композиции, вроде Young, Gifted and Black в моем плейлисте тоже были. Само собой, трек Respect не выходил у меня из головы, а еще Think. Последний она записала под занавес семейной жизни со своим менеджером Тедом Уайтом. Есть в этом тексте какая-то драматическая прозорливость.

Image may contain Clothing Apparel Human Person and Hair

Стилист по волосам Лоуренс Дэвис, костюмер Муни Хейс, Клинт Рамос и Дженнифер Хадсон на съемочной площадке фильма «Респект»

Quantrell D. Colbert

Какой наряд из гардероба Франклин ваш самый любимый?

Мне всегда нравилась привычка Ареты выходить на сцену с сумочкой. У нее было несколько неприятных историй с импресарио, поэтому одно время она брала плату за вступления исключительно наличными — клала их в сумочку и всюду носила ее с собой. Организаторам концертов Франклин говорила, что не издаст ни звука, пока не получит гонорар.

Image may contain Clothing Apparel Sleeve Human Person Home Decor Long Sleeve Evening Dress Fashion Gown and Robe
Lawrence Davis

Что вам особенно понравилось в работе с Дженнифер Хадсон?

Дженнифер всю себя посвятила этой роли: она готовилась несколько месяцев, прежде чем приступить к съемкам. Кажется, мы не одну сотню часов провели на примерках — она все это стойко вынесла без каких бы то ни было нареканий. В одной из сцен ей предстояло играть худший период Ареты, из одежды на ней была одна ночнушка — Дженнифер подошла к этому эпизоду с феноменальной смелостью. Именно тогда она показала, как глубоко прочувствовала свою героиню. Сыграть такие эмоции, просто полюбовавшись фотографиями, совершенно невозможно.

Премьера фильма в России состоится 2 декабря 2021 года.