Как создавался сериал Авдотьи Смирновой «Вертинский» с Алексеем Филимоновым, Ксенией Раппопорт и Паулиной Андреевой

Первые красавицы русского кино в нарядах Светланы Тегин, Алексей Филимонов в роли Вертинского. Авдотья Смирнова сняла сериал, после которого вы точно будете напевать про магнолию в бананово-лимонном Сингапуре
ok
На Екатерине ­Щегловой: ­жакет, шелковая блузка, все Celine by Hedi Slimane; кожаные шорты, MM6 Maison Margiela;  туфли, Max Mara; кожаная сумка, Jil Sander; колготки, Falke; очки, Givenchy; серьги и кольцо Classic из белого золота с бриллиантами, все Mercury. На Паулине ­Андреевой: жакет, Bottega Veneta; туфли из лаковой кожи, очки, все Saint Laurent by Anthony Vaccarello; сумка из лаковой кожи, Gucci

«Поначалу я отправляла актрису в кадр, словно на подиум. Это отметил заходивший к нам в гости Владимир Мишуков, который когда-то работал фэшн-фотографом, но ушел в актеры. И я его понимаю, кино дает художнику и артисту гораздо больше инструментов для самовыражения. Масштабность самого процесса съемок и результата тут гораздо ощутимее, — говорит дизайнер Светлана Тегин, любимица наших актрис, которая поставляет им платья для красных дорожек, а теперь еще и сшила костюмы в сериале «Вертинский». — Еще одно отличие — это ощущение времени. Дизайнер живет в состоянии постоянного цейтнота. Ты только запустил в производство осеннюю коллекцию, как надо придумывать весеннюю, а потом запускать в продажу то, что пришло с фабрики, заказывать ткани, снимать лукбук — и так по кругу, которому подчинена вся индустрия. А на съемочной площадке время то бесконечно растягивается, заставляя томиться в ожидании, то схлопывается. За счет ночных смен, которые могут идти неделями, полностью пропадает ощущение реальности. Сбивается режим, организм готов спать или не спать в любое время суток. Такой график можно выдержать, только если ты влюблен в процесс и здоровье позволяет».

В том, что Тегин влюбилась, сомнений нет. Да и остальные участники без любви вряд ли выдержали бы этот растянувшийся на годы марафон. С идеей снять кино про папу Анастасия Вертинская пришла к Константину Эрнсту еще в 2014 ­году. ­Авдотья Смирнова, наш главный киноэксперт по проблемам русской интеллигенции, взялась за проект. Но Крым, санкции, кризис — тут уж не до грассирующего шансонье. Потом подключились Роман Абрамович и Сергей Адоньев, и вот в середине сентября восьмисерийный «Вертинский» стартовал на платформе KION в формате 18+, а версию для трепетного зрителя покажет Первый канал.

На Анне Мишиной: пальто, поло и водолазка, все Prada; туфли, Max Mara; колготки, Falke; колье Classic из белого золота с жемчугом, колье Classic из белого золота с бриллиантами, кольцо Color из белого золота с изумрудом и ­бриллиантами, все Mercury. На Алексее Филимонове: пальто, Prada; (здесь и далее) рубашка, Uniqlo; (здесь и далее) брюки и ботинки, все Bottega Veneta. На Ксении Раппопорт: кейп из искусственного меха, водолазка, юбка, все Prada; (здесь и далее) атласные туфли, Casadei; кожаная сумка, Ralph Lauren; колготки, Falke; серьги Classic из белого золота с жемчугом и бриллиантами, браслет Classic из белого золота с бриллиантами, все Mercury

Петербург, Будапешт, Стамбул. 340 съемочных объектов, 8000 человек массовки. Биография Вертинского снята с размахом, да и как иначе, если она проходит через самые драматичные события в истории ХХ столетия: от Серебряного века и Первой мировой войны через революцию и эмиграцию к расцвету ­фашизма в Европе, Второй мировой и возвращению героя на совсем непривычную для него родину.

В главной роли Смирнова видела исключительно Алексея Филимонова, открытого Иваном Вырыпаевым в фильме «Кислород». По словам ­Тегин, ­режиссер даже пробы делать не хотела, а Алексей, наоборот, находил мало общего с персонажем. «Мы схожи принадлежностью к актерской профессии. А в остальном совершенно разные: он был нежным и чувствительным человеком, я — не такой».

На Ксении Раппопорт: комбинезон из полиэстера, Miu Miu; (здесь и далее) очки, Givenchy; колье и браслет Classic из белого золота с бриллиантами, все Mercury

Смирнова, впрочем, не ошиблась. Вертинский у Филимонова вышел трогательным, ироничным, озорным, обаятельным, щедрым, ранимым и бесстрашным. А перепетые им (грассирование на месте, но чуть сглажено) шлягеры крутятся в голове так настойчиво, что проще отдаться и добавить в свой плейлист «Танго «Магнолию».

«Вертинский был эстет и денди, Филимонов — нет. Зато обоих обожают женщины», — говорит Тегин. Ей было где развернуться. Каждая серия дарит нам новую героиню, а то и не одну. Их всех надо было одеть под стать эпохе, но не столько соблюдая историческую достоверность, сколько помогая раскрыться характеру. «В моде ты только догадываешься, как чувствует себя и даже как выглядит девушка в твоей одежде. А в кино сразу видно, как костюм вдохновляет актрису, как она на глазах трансформируется в персонажа. Поэтому, хоть мне и говорили, что на крупных планах не будет видно образ целиком, я все делала с бельем, обувью, перчатками. Я была уверена, что актрисе это поможет».

Ткани Светлана привозила из Италии и Монголии, фраки позаимствовала у историка моды Александра Васильева, аксессуары искала в парижских винтажных магазинах, а ретроукрашения из серебра с кристаллами заказала у нью-йоркского дизайнера Исаака Маневица.

«Мне казалось, что Авдотья специально выбирает актеров, максимально не похожих на своих ­прототипов. Но она была так уверена в своих решениях, что сомнения улетучивались. Хотя задача пугала и вдохновляла. Высокая, стройная Паулина Андреева не походила на миниатюрную, с округлыми формами Веру Холодную, и я начала с поиска тканей, которые уберут спортивную современность из внешности актрисы. Бархат давал нужное ощущение времени и невероятно шел темным, словно вишни, глазам актрисы. Я решила все костюмы сшить в черно-белой гамме, чтобы возникала ассоциация с немым кино. А мягкие плюшевые текс­туры, мех с коротким ворсом, мерцающее кружево и перья должны были создавать ощущение тепла и женственности».

На Паулине Андреевой: жакет и юбка, рубашка, все Bottega Veneta; туфли, Jimmy Choo; очки, Saint Laurent by Anthony Vaccarello; колготки, Falke

Хрупкой, нежной, с оленьими глазами художнице Екатерине Щегловой, известной такими же трепетными детскими портретами, досталась роль роковой парижской авантюристки Рали. «Прочитав сценарий, я решила, что в этой роли должна быть какая-нибудь it girl, которая еще и половину экранного времени ходит голая, и на пробах я стала отговаривать Авдотью Андреевну, советовать ей других людей, но она была непреклонна», — улыбается Катя. «А я, конечно, кайфовала, сочиняя для Рали пальто с «мехом желтой обезьяны», черно-белую шубу, шелковые платья с открытой спиной, расшитые пайетками и бисером, перья, шляпки, нити жемчуга на шее, — говорит Тегин. — Мне повезло, что тогда в МАММ проходила выставка моды ­2­0-х годов и можно было рассмотреть инкрустированные перламутром каблуки и вышивку на платьях».

На Алексее Филимонове: пальто, Bottega Veneta. На Екатерине ­Щегловой: жакет, блузка, все Celine by Hedi Slimane; юбка, Max Mara; туфли, Saint Laurent by Anthony Vaccarello; колготки, Falke; серьги Color из белого золота с изумрудами, кольцо Color из белого золота с изумрудом и бриллиантами, все Mercury

Самым неожиданным выбором режиссера оказалась актриса на роль юной Лидии Циргвавы, будущей Вертинской. Легендарную красавицу сыграла тогда еще московская школьница Аня Мишина. «Подростковая сутулость, мрачный взгляд, вздернутый нос, розовые волосы, татуировка на руке — где мне взять породистость грузинских кровей? — вспоминает Тегин первую встречу. — Аня была растеряна на меньше моего и на первой же примерке рухнула в обморок. И пока она приходила в себя, я успела разглядеть длинную шею, пушистые ресницы, брови вразлет и тонкий стан, тщательно скрываемый футболкой и джинсовой мини-юбкой. Ей очень пошли платья в стиле 40–50-х годов, даже в самом простом она казалась прелестной».

На Анне Мишиной: жакет, шорты, рубашка, все Louis Vuitton; колготки, Falke; серьги Color из белого золота с сапфирами и бриллиантами, кольцо Classic из белого золота с бриллиантами, все Mercury

«Думаю, что первая половина ХХ века — один из самых интересных и бурных периодов в истории моды», — говорит Ксения Раппопорт, сыгравшая будущую тещу Вертинского, женщину бескомпромиссную и строгую, как и ее наряды. А Паулина Андреева добавляет: «Историю того времени очень любопытно исследовать, а Вертинский — это трагическая фигура, которая сомкнула в себе два мира: царскую Россию и Советский Союз».

На Ксении ­Раппопорт: шелковая рубашка, юбка, все Dolce & Gabbana; кожаный портфель, Kiton; колготки, Falke; колье Classic из белого золота с бриллиантами, кольцо Classic из белого золота с бриллиантом, кольцо Color из белого золота с сапфиром, все Mercury

Вертинский, конечно, идеально ­укладывается в идеологию современной России, считающей ­себя наследницей сразу и империи, и Страны ­Советов, и предпочитающей не замечать темных пятен истории. Но сам певец, подававший руку белым и красным, ворам, князьям и чекистам, руководствовался отнюдь не идеологическими соображениями. «Вертинский — не только маски, но и чрезвычайная степень эмпатии. Это способность пожалеть, увидеть другую судьбу, — говорит Авдотья Смирнова. — Это история про то, что, если быть человеком по-настоящему добрым и умеющим сочувствовать, есть шанс прожить хорошую жизнь».

Слева направо. Платье из шелка, атласа, с мехом лисы; на Светлане Тегин: шелковое ­платье, расшитое ­пайетками, с мехом яка; шелковое платье, расшитое пайетками, бисером и перьями; шелковое платье, расшитое пайетками, боа из песца; платье из тафты и ­органзы, все Tegin

Фото: Мария Попова; Евгений Кузнецов; архив Vogue. Стиль: Светлана Вашеняк; Анастасия Митина. Ювелирный редактор: Митя Астафьев. Прически: Мария Яковлева; Полина Нагорных; Валерия Витько / Li‑Ne. Макияж: Алена Моисеева; Полина Нагорных; Валерия Витько / Li‑Ne. Маникюр: True Mel. Ассистенты фотографа: Антон Гребенцов, Павел Радченко, Дмитрий Суворов / Bold; Александр Куликов. Ассистенты стилиста: Андрей Гутров, Полина Соловьева, Анна Мелкозерова. Ассистент визажиста: Дарья Мезенцева. Продюсер: Данил Белобрага. Ассистенты продюсера: Анна Хлоева, Анастасия Певунова.