Как устроена индустрия секс-игрушек в России

Пока государственные границы закрывались, продвинутый мир исследовал новые горизонты — сексуальные. Юлия Пош и Татьяна Столяр из «Антиглянца» приветствуют моду на интимные гаджеты
Как устроена индустрия сексигрушек в России
Jamie Nelson

В начале апреля 2021 года столичные инфлюенсеры и журналисты получили, пожалуй, самые полезные подарки за всю свою карьеру. Создатели сериала Happy End о вебкам-индустрии задружились с модным секс-шопом и собрали игривые боксы со смазками, картами для эротических игр, сладковатыми диффузорами и, главное, популярным вибратором Womanizer. Соцсети наводнились фото- и видеоанпакингом розовых коробок, под каждым из которых расцветали деревья комментариев. «Сатис­фаер — это лучший гаджет индустрии», — бросилась хвалить медиаменеджер Татьяна Арно. «Это не сатисфаер, а вуминайзер», — со знанием дела вмешалась секс-просветительница Татьяна Никонова (для тех, кто не в теме, Satisfyer и Womanizer — это как Coca-Cola и Pepsi). К обсуждению присоединились и опытные юзеры вроде телеведущей Марии Командной, и неофиты, в том числе, кстати, счастливо замужние девушки. Вакуумный прибор, как позже выяснилось, засосал даже убежденных ретроградок, ранее доверявших свои интимные места разве что кавалерам и максимум — душевой лейке. 

Признаться, накал страстей вокруг секс-игрушек удивил: для нас они столь же рутинны, как фен Dyson. А в прикроватных тумбочках хранятся еще и не такие достижения техники. Причем многие покупались совместно с бой­френдами и остались в наследство. И это наследство принесло больше радости, чем неудобные туфли, которые мужчины все еще рефлекторно продолжают дарить по невыдающимся поводам. В нашем окружении девушки очень разные — свободные, семейные, в разной степени успешные и креативные, но всех, как выяснилось, объединило одно: наличие интимной виб­роигрушки. Не зазорно такое и подарить, правда, если подруга достаточно близкая (создатели «Хэппи-энда» — исключение, ребята пошли ва-банк), — и сам презент трендовый, и пылиться вряд ли будет. Например, актрисе Кристине Асмус на день рождения вручили фаллоимитатор, плетку и смазку. «Я много лет думала, что у меня образ скучной милой мамочки, а тут вот оно что», — прокомментировала именинница, которой за годы брака с комиком Гариком Харламовым, видимо, ничего игривее цветов и детской коляски не перепадало.

Кадр из сериала «Хэппи-энд» 

Консервативный российский потребитель открыл для себя новые грани эротики относительно недавно, а вот на Западе индустрия секс-товаров уже закрепилась как важный сегмент экономики. По данным аналитического отчета The Sex Toys: Global Market Trajectory & Analytics, суммарный оборот этого рынка в 2020 году составил 24,5 миллиарда долларов. Лидерами по потреблению стали американцы, накупившие товаров для взрослых на 7,1 миллиарда. Для них тематические гаджеты — примерно то же самое, что новый айфон, только без громких презентаций. И если в начале нулевых снятое папарацци фото с Мадонной и Гаем Ричи, выходящими из секс-шопа с внушительных размеров дилдо в прозрачном пакете, вызвало нешуточные бурления среди поклонников и прессы, то сейчас повестка радикально изменилась. Рэперша Cardi B без малейшего стеснения выражает теплые чувства к вибраторам в сторис и клипе Up. Может, конечно, напросилась таким образом на рекламный контракт с компанией-­производителем, но самые смекалистые селебы пошли еще дальше. Только за последние годы в «несерьезную» индустрию вложили серьезные деньги актрисы Гвинет Пэлтроу, Дакота Джонсон и модель Кара Делевинь. Британская певица Лили Аллен активно сотрудничает с Womanizer и даже выпустила «авторскую» игрушку. Трудно представить, чтобы десять лет назад респектабельная газета The Independent могла всерьез расхваливать на все лады девичий девайс: «Очень, очень хороший» — но нынешняя реальность такова. И попробуйте сказать, что «все эти приблуды нужны только извращенцам и отчаявшимся женщинам», после того как в мае 2021-го королева Елизавета II наградила производителя секс-игрушек Lovehoney монаршей эмблемой за «непрерывный выдающийся рост». Ждем теперь ревью на парные гаджеты от начинающих ютьюберов: принца Уильяма и герцогини Кейт.

В России cекс-шопы пока не входят в перечень системообразующих предприятий, но благодаря пандемии так называемые товары второй необходимости оказались как никогда близки к соперничеству с базовым набором для выживания. Пары пытались всеми доступными способами разнообразить совместный досуг, а одиночки — скрасить самоизоляционные ночи. Так, по данным РБК+, во время локдауна прирост выручки маркетплейсов интим-­товаров варьировался от 50 до рекордных 300 % по сравнению со средними значениями за аналогичный период позапрошлого года. В апреле 2020-го продажи подскочили аж до 382 %. При этом чаще всего россияне заказывали именно секс-игрушки, на втором месте — лубриканты, на третьем — феромоны. Любопытно, что жители Курганской области и Северной Осетии голосовали рублем за вибраторы, а Ингушетии — за презервативы. 

И в какой-то момент предложение перестало успевать за спросом. Сайты подавляющего большинства интим-магазинов выглядят так, будто последний раз обновляли дизайн и интерфейс в 1990-х, и не внушают доверия даже банкам, которые нередко блокируют покупки как сомнительную транзакцию. На пост в соцсетях о блокировке интим-шопинга Альфа-Банком 21-летний сын основателя Саша Фридман отреагировал не моргнув глазом: «Просто Альфа-Банк заботится о тебе!» Хоть слоганом ставьте, честное слово. При этом шопинг на сайте для взрослых вполне можно сравнить с исполнением желаний по виш-листу на Farfetch. Набор БДСМ-лайт для пары обойдется в 20–50 тысяч рублей, усилитель женского оргазма — от 5 до 25 тысяч, а анальная пробка с вибрацией — от 5 до 10 тысяч рублей. Женское белье с «секретом» и аксессуары для прелюдий давно и успешно поставляет на рынок Agent Provocateur — за их «безделушки» можно легко отдать сотню-другую тысяч рублей. 

Платим, как полагается, не только за удовольствие, но и за дизайн. Если в российском фильме «Интимные места» 2013 года секс-игрушки походили на орудия пыток, то теперь скорее напоминают модный аксессуар, который не cтыдно показать в рубрике «что в сумочке у звезды». Прецедент уже был: звезда сериала «Корона» Эмма Коррин гордо продемонстрировала на камеру любимое средство для само­удовлетворения. Правда, у наших селебов пока в авоськах чаще обнаруживаются свистульки. Но есть надежда — хотя бы на блогершу Настю Ивлееву, которая после интервью Дудю так взбодрила тему женского оргазма, что бросать это знамя на полпути уже просто неспортивно. 

Секс-просвет в России только на таких энтузиастах и держится. Еще до того как это стало мейнстримом, секс-блогером себя назвала журналистка Арина Холина, откровенно делившаяся богатым опытом на сайте проекта «Сноб». Феминистки и прочие продвинутые девушки последние лет десять расширяли границы возможного благодаря секс-просветительнице Татьяне Никоновой, которая скоропостижно скончалась этой весной. К когорте онлайн-­первопроходцев относится и Арина Винтовкина с суперпрактичным инстаграмом, где регулярно появляются тест-драйвы новинок. Теперь же новые секс-эксперты появляются чаще, чем дропы в КМ20. В числе самых интересных — телеграм-блог Саши Казанцевой «Помыла руки», специализирующейся на ЛГБТ-сексе. 

В отечественном глянце секс-гаджеты наконец перешли из категории «Отношения» в категорию «Лайфстайл». Модные, успешные и хорошо образованные девушки обсуждают девайсы так же увлеченно, как и методики своих психотерапевтов. А вот для широких масс тема пока, к сожалению, табуирована — у нас и сексом-то кое-где занимаются «только для продолжения рода», да и проблема женского ­обрезания на Северном Кавказе не рассосалась сама собой — тут уж не до фееричных оргазмов. Но общемировой тренд отчетливо обозначился и в России, и, судя по темпам роста рынка, пандемией дело не ограничится — ­россияне продолжат исследовать грани сексуальности. Главное — не забывать, что, какими бы высоко­технологичными, стильными и мощными гаджеты ни были, они никогда не заменят ощущения от секса с человеком.

Jamie Nelson