Как выйти из кризиса победителем 

Рассказывает руководитель Сбербанка Первого Мария Поденко
Как пережить кризис и выйти из него победителем рассказывает руководитель Сбербанка Первого Мария Поденко
Руководитель Сбербанка Первого Мария Поденко

Наша жизнь стремительно меняется под воздействием глобальных вызовов, заставляя адаптироваться к нынешним условиям. Статистика показывает, что и кризисные времена могут открыть для нас целый ряд новых возможностей. Чтобы ими воспользоваться, нужно не только проявлять гибкость и анализировать свои привычки, но и иметь подушку безопасности. Помочь в такой ситуации сохранить прежние радости жизни может программа Сбербанка для состоятельных клиентов Сбербанк Первый, которая сочетает в себе не только финансовую экспертизу с широкой бонусной программой, но и образовательные и культурные проекты с инсайтами и вдохновляющими примерами профессионалов из разных областей. Мария Поденко, руководитель Сбербанка Первого, рассказала о главных трендах потребления и секретах успешного выхода из любого кризиса. 

Вы много лет работаете в сфере финансов. Сегодняшний кризис уже не первый за вашу карьеру. Но сейчас причиной стал вирус, а не реальные мировые проблемы в экономике, это лишь следствие. Почувствовали вы разницу между кризисом в этом году и в 2008-м?

Этот кризис действительно отличается от всех предыдущих, но, по наблюдениям, могу сказать, что и у нашего банка, и у наших клиентов уже сформировался иммунитет к такого рода пертурбациям. 2008-й и 2014-й были очень непростыми для нас, но в этом году мы наблюдаем максимально зрелое и спокойное поведение клиентов. Одним из показателей их настроения для нас является объем конверсионных операций и снятие денег с депозитов. Резких изменений мы не отметили. Лишь в марте в два раза больше покупали валюту, чем продавали, — в остальные месяцы интерес начал снижаться. Деньги с депозитов клиенты Сбербанка Первого во время пандемии снимали не больше обычного.

Изменилось ли на фоне пандемии отношение клиентов к своим сбережениям и тратам? 

Во время пандемии количество клиентов, которые совершают операции с ценными бумагами, выросло на треть, что привело к увеличению сделок на брокерских счетах в три раза. У клиентов, которые выбирают пассивное управление, сейчас более популярны консервативные стратегии. А у тех, кто самостоятельно распоряжается своими средствами на брокерских счетах, доля облигаций упала, а доля акций, наоборот, выросла. То есть те, кто придерживается агрессивной стратегии, рисковали еще больше, чем прежде, а приверженцы консервативной стали еще более осторожными.

Самые большие статьи регулярных расходов наших клиентов — это путешествия (20 процентов), затем идет шопинг (15 процентов), а на третьем месте походы в рестораны (8 процентов). Сейчас в течение всех этих трех месяцев они были лишены своих удовольствий — в связи с этим общие траты клиентов сократились в два раза. Из-за того, что клиенты перестали ходить в рестораны, произошла парадоксальная ситуация, которая сохранялась в течение всех трех месяцев: в структуре расходов богатых людей треть была отведена на продукты питания. Оказавшись запертыми в квартирах и домах, клиенты также начали активно заниматься обустройством интерьера. Сейчас они постепенно возвращаются к привычному образу жизни, начинают бронировать билеты, ходить в рестораны — траты в этой категории уже выросли в два раза по сравнению с пандемическими месяцами.

Мария Поденко

Как изменились ваши финансовые привычки за последние несколько месяцев? 

Во время пандемии я стала больше тратить на окружающие меня предметы, нежели на одежду. Например, я освоила онлайн-галереи и купила несколько картин, что, возможно, положит начало новому хобби — коллекционированию. В тот период я поймала себя на мысли, что такие приобретения радуют меня гораздо больше, чем, скажем, покупка новых туфель. 

Какой совет вы бы дали на фоне такой непростой экономической ситуации? 

Самое важное — иметь стратегию и быть в ней последовательным, так вы сможете увидеть не только разрушительные последствия, но и возможности. Второе: храните деньги в той валюте, в которой вы собираетесь их потратить — это очень простое правило, которое избавит вас от лишних переживаний из-за скачков валюты. Сейчас у наших клиентов одна половина сбережений хранится в рублях, а вторая — в евро и долларах. Третье: никогда не действуйте под влиянием эмоций. Смотрите аналитику, слушайте мнения экспертов, опирайтесь на собственный опыт. И последнее: анализируйте кризисные моменты, как они отражаются на ваших финансах, делайте выводы и вырабатывайте алгоритм. Идентичных кризисов не бывает, но нужно всегда извлекать их них уроки, чтобы с каждым разом становиться мудрее.

Большой популярностью сейчас пользуется карта Сбербанк Первый с расширенной бонусной программой. Расскажите о ней.

Оплачивая покупки нашей премиальной картой на сумму от 150 000 рублей в месяц, клиенты получают повышенные бонусы «Спасибо»: 5% — в супермаркетах, 10% — в кафе и ресторанах. Эти бонусы можно обменять на скидки до 99% у наших партнеров, сейчас их около 80. Например, с помощью бонусов можно забронировать авиабилеты и отели на сайте «Спасибо от Сбербанка. Путешествия» или обновить гардероб в ЦУМе. Главное преимущество нашей программы — отсутствие ограничений: чем больше вы тратите, тем больше бонусов вы получаете.

Карта дает и другие привилегии. Популярностью пользуется Lounge Key — доступ в бизнес-залы по всему миру, а также консьерж-сервис. И конечно, у платежных систем Visa и Mastercard тоже всегда есть специальные предложения для владельцев премиальных карт, например, скидки в магазинах люксовых брендов и в известных ресторанах. Владельцы премиальной карты Mastercard получают бесплатную доставку при заказе на Farfetch.com, 5%-ную скидку и бесплатную доставку из магазина Yves Saint Laurent, 10%-ную скидку во всех ресторанах Novikov Group. Держатели карт Visa — 15%-ную скидку в ресторанах White Rabbit Family и в сервисе персональных водителей Wheely и другие специальные предложения. 

Сбербанк Первый давно уже вышел за рамки предоставления только банковских услуг — вы запускали образовательные проекты, открытые встречи с режиссерами, деятелями культуры, бизнесменами. Но все это было офлайн. Удалось ли перестроиться? Как реагировали клиенты? 

Один из наших больших проектов — «Клуб Первых», который объединяет более 300 предпринимателей и топ-менеджеров среднего и крупного бизнеса в Москве и Санкт-Петербурге. Для них мы проводили до 50 мероприятий в год. Во время пандемии мы перенесли активности в режим онлайн, и на удивление это нововведение клиенты приняли очень быстро. Таким образом нам удалось сохранить большую часть наших программ. За три месяца мы провели больше десяти вебинаров на актуальные темы, например, один из них назывался «Как перевести бизнес в дистанционный формат». Спикерами выступали сотрудники компаний, которые уже давно выстроили слаженную удаленную работу. Были также вебинары, затрагивающие юридический аспект, инвестиции в стартапы, а также вопросы детского образования — ведь во время карантина наши клиенты получили возможность наблюдать за учебным процессом своих детей. 

У нас также есть большой образовательный проект «Академия Первых», отвечающий интересам широкого круга наших клиентов. Каждая программа рассчитана на несколько дней, а преподавателями выступают первые лица и владельцы компаний. На сегодня у нас уже готовы два интенсивных курса: «Как трансформировать бизнес в условиях изменяющегося цифрового мира» и «Как инвестировать в стартап и не потерять деньги». Мы также планируем запустить программу о том, как грамотно инвестировать, увеличить пассивный доход и стать рантье.

Проект «Клуб Первых»

Какие темы образовательной программы больше всего волновали VIP-клиентов? 

Одной из самых успешных стала образовательная программа «Как трансформировать бизнес в условиях изменяющегося цифрового мира» — на нее пришло больше участников, чем на очную программу, которую мы делали до пандемии. В режиме онлайн мы вовлекаем клиентов со всех регионов, они могут обмениваться опытом друг с другом и таким образом вынести для себя больше релевантной информации. 

Расскажите о новом телевизионном формате проекта First Talk.

First Talk — это публичные дискуссии с лидерами мнений на широкий круг тем. В этом году мы решили сосредоточиться на инвестиционной тематике, которая как никогда актуальна для наших VIP-клиентов. Сейчас действительно появилось много возможностей заработать, но при этом нужно понимать и о существующих рисках, поэтому мы хотим быть максимально полезными для клиентов и предоставить им всю необходимую информацию по этому вопросу. Мы хотим показать, что инвестиции не только могут, но и должны стать частью жизни каждого — все приглашенные эксперты показывают это на своем опыте, делятся инсайтами и конкретными инструментами грамотного инвестирования. В первом выпуске участвовали председатель наблюдательного совета Московской биржи Олег Вьюгин, вице-президент Сбербанка и руководитель Департамента глобальных рынков Андрей Шеметов и вице-президент группы компаний «Крокус Групп» Эмин Агаларов.

Как вы думаете, изменится ли отношение к тратам на рестораны и дорогие бренды после пандемии? 

Люди очень соскучились по прежней жизни и сейчас начнут наверстывать упущенное — веранды московских ресторанов уже заполнены. За эти три месяца нахождения не только в закрытом пространстве, но и внутри себя у людей появилась возможность услышать свой внутренний голос и ответить на важные вопросы: «Действительно ли мне все это нужно?», «Какими способами я умею себя баловать?», «Насколько глубока радость приобретения?». Поэтому некоторые тренды действительно изменятся, и отношение к разного рода покупкам станет серьезнее и осознаннее. Я уверена, что мы по-другому будем относиться к путешествиям и бизнес-поездок станет гораздо меньше — эти месяцы показали, что мы можем встречаться с коллегами из разных точек земли на онлайн-совещаниях и с таким же успехом проводить конференции. 

Проект «Цифровой сад» 

Сейчас все больше говорят об осознанном потреблении — люди стали серьезнее относиться к тратам. Сбербанк Первый также отреагировал на тенденции — вы запускаете новый проект «Цифровой сад». Расскажите о нем.

Мы стараемся помочь клиенту приобретать вечные ценности — капитал, который можно передать по наследству, и покупки, которые могут сделать клиента счастливее. Проект рассказывает о новых смыслах материальной культуры, которые повышают уровень жизни. Главная его идея — показать, что потребление — это не только развлечение, но и способ своими покупками вносить вклад в развитие общества и себя как личности. «Цифровой сад» представляет собой серию видеолекций и мастер-классов от экспертов моды, культуры и гастрономии, которые делятся своим опытом разумного и эстетского потребления — как окружающие нас вещи влияют на образ жизни и расширяют границы восприятия. У нас уже отснята первая серия с дизайнером интерьеров Мариной Гисич, и я могу сказать, что после просмотра мое отношение к интерьеру собственного дома кардинально изменилось.

Мы всегда стараемся оказать максимальную поддержку нашим клиентам и поэтому решили объединить мастер-классы с предложениями наших партнеров Visa, которые делают специальную подборку для держателей карт Visa Infinite. 

Где вы будете проводить ближайший отпуск? 

Из-за пандемии у меня отменилась поездка в Гренландию — я собиралась провести лето во льдах. У меня есть одно хобби — я обожаю путешествовать на машине и уже успела исколесить северные и южные острова Новой Зеландии и все Соединенные Штаты. В итоге свой ближайший отпуск я проведу на Алтае — мы с сыном сядем во внедорожники и отправимся на поиски самых неочевидных и красивых мест. 

Мария Поденко