Новости

Каким павильон России в Венеции будет при Терезе Мавике

Первые детали, имя куратора и планы на 2020 год
Каким павильон России в Венеции будет при Терезе Мавике

В начале ноября комиссаром российского павильона в Венеции была назначена Тереза Мавика, директор Фонда V-A-C. Месяц спустя появились новые подробности о будущем павильона: в 2020 году здесь будут в режиме реального времени работать над проектом реконструкции, которую к маю 2021 года и старту 59-й Венецианской биеннале современного искусства обещают завершить. Вместе с Анастасией Карнеевой и Екатериной Винокуровой — их компания Smart Art стала арендатором павильона России на ближайшие десять лет и занята стратегическим планированием — Тереза Мавика объявила о планах на следующий год. Резюмируем все, что уже известно.

Куратор, название, идея

Куратором проекта, который будет представлен в павильоне России на 17-й Архитектурной биеннале, стал Ипполито Пестеллини Лапарелли — миланский архитектор и урбанист, преподаватель Королевского колледжа искусств в Лондоне. В 2018 году Пестеллини Лапарелли был сокуратором Европейской биеннале современного искусства Manifesta 12 в Палермо, до того более десяти лет работал с бюро OMA Рема Колхаса как архитектор и партнер, неоднократно курировал выставки — например, в рамках Архитектурной триеннале в Осло 2016 года.

Ипполито Пестеллини Лапарелли

Fred Ernst

Говоря о проекте, получившем название Open!, Пестеллини Лапарелли подчеркивает: «Это будет не выставка, а рабочий процесс». В здании павильона появится временный офис, где команда молодых российских архитекторов на глазах зрителей разработает проект реконструкции. Кто будет в этом участвовать, станет известно в результате открытого конкурса, который продлится до 31 января 2020 года, победителей объявят в феврале.

«Концепция неразрывно связана с тем, что павильон России нуждается в реконструкции, а также с темой основного проекта Архитектурной биеннале «Как мы будем жить вместе?», обозначенной куратором Хашимом Саркисом», — говорит Пестеллини Лапарелли. В названии Open! он видит массу смыслов — про открытость дискуссии, открытую платформу и конкурс. Обещают проект, «балансирующий между вымыслом и реальностью», иммерсивный, посвященный поиску ответов на массу вопросов — в том числе о том, как нам справляться с международными кризисами, социальными и экологическими проблемами.

Российский павильон по проекту Алексея Щусева, 1914

О реконструкции и сожительстве

Реконструировать павильон, построенный Алексеем Щусевым и открытый в апреле 1914 года, с приходом Терезы Мавики решили окончательно и бесповоротно: исторически сложилось, что у здания течет крыша, в нем нет кондиционирования, оно по факту недоступно людям с ограниченными возможностями. «Делается все это в рамках биеннале, было бы грустно закрыть павильон на реконструкцию и не участвовать, — рассказала Vogue Тереза Мавика, — и особенный грех делать это в ходе Архитектурной биеннале на тему «Как жить вместе».

«Я тут же вспомнила наши беседы с Ипполито, — продолжает Тереза. — В Палермо (на Manifesta 12. — Прим. ред.) как раз думали, какие инструменты искусство может дать, чтобы ответить на вопросы современности. Например, на вопрос о сожительстве, затрагивающий и людей, и природу — та тоже выказывает свои проблемы. Ипполито — тот человек, с которым я хотела бы развивать этот разговор. Это архитектор в возрасте около 40, выросший в Европе, в рамках того, что мы называем «поколением Эразмуса» — начались программы обмена в университетах, все стали везде ездить. Мне очень хотелось, чтобы такое же поколение, русское, вошло с ним в диалог».

Программный тезис Мавики и Пестеллини Лапарелли предполагает, что жить вместе можно «только работая, созидая вместе, буквально находясь рядом друг с другом». Новый облик российского павильона будет создан в диалоге людей — от архитекторов и дизайнеров до зрителей. Возвращаясь к изначальному щусевскому замыслу «открытого павильона», здесь надеются и на разрешение итальянских властей открыть террасу с видом на лагуну, ныне закрытую, и на существенные изменения. Основатели Smart Art уверены, что «только с привлечением талантливых молодых представителей страны в павильоне начнется новая яркая жизнь».

Российский павильон по проекту Алексея Щусева, 1914