Мадам д'Ора: выдающаяся женщина-фотограф, которую стоит знать всем

Ей позировали гении — Густав Климт, Пикассо, Коко Шанель. Она задокументировала каждую кутюрную коллекцию межвоенного периода в Париже, и сегодня ее исключительные работы наконец-то можно увидеть на выставке в Нью-Йорке
Мадам д'Ора выдающаяся женщинафотограф которую стоит знать всем
Мадам д'Ора, 1953

Мадам д'Ора — возможно, самый выдающийся модный фотограф, о котором вы вряд ли многое слышали. Она начала свою карьеру в Вене в начале ХХ века, а в 1920-х и 1930-х работала в Париже. Ее портреты людей из высшего общества, от Шанель и Колетт до Пикассо и Скиапарелли (последнюю она запечатлела с ее великолепным фокстерьером), способствовали тому, что фотография перестала быть любительским делом и превратилась в полноценную коммерческую профессию, доступную для женщин.

Мадам д'Ора портрет Эльзы Скиапарелли 1926

Мадам д'Ора, портрет Эльзы Скиапарелли, 1926

Мадам д'Ора 1917

Мадам д'Ора, 1917

За 50 лет съемок для таких журналов, как Vogue Paris, Tatler и Vanity Fair, фотограф австро-еврейского происхождения Мадам д'Ора (урожденная Дора Филиппина Калльмус) сделала около 200 тысяч снимков. Получив работу в L’Officiel, журнале, каталогизировавшем парижские коллекции для байеров, редакторов и других причастных лиц, она фотографировала все кутюрные коллекции всех модных домов тех времен. Дизайнеры, например Кристобаль Баленсиага (который, кстати, был ее близким другом и одним из последних позировал для нее), отправляли перед парижскими показами свои последние творения в ее роскошную студию, чтобы она запечатлела их на своих снимках, а фотографии, свою очередь, позже появлялись на страницах журналов и в витринах универмагов (например — нью-йоркского Macy’s).

Но ее деятельность выходит далеко за рамки глянца. Студия «Д’Ора» одной из последних закрыла двери во время захвата нацистами Парижа в период Второй мировой войны, но в 1940 году Мадам д'Ора все же вынуждена была бежать и скрыться в сельском районе Франции. Там она продолжила свое дело: снимала трогательные сцены, позднее получившие огромную историческую ценность. На этих снимках — вынужденные переселенцы и лагери беженцев ООН. Невысокая, но отважная почитательница изысканных ювелирных изделий, черных шляпок и платьев Chanel, Мадам д'Ора не переставала работать до самой смерти в возрасте 82 лет. Французский поэт Жан Кокто назвал ее «‎женщиной, над которой время не властно… овеваемая взмахами крыльев гения». Но почему же ее исключительный талант затерялся в истории?

Портрет Мадам д'Ора 1935

Портрет Мадам д'Ора, 1935

Этот вопрос можно считать фундаментально важным сейчас — в момент, когда творчество женщин наконец-то получает огласку. Крупная ретроспектива «‎Мадам д'Ора» в Новой галерее в Нью-Йорке (20 февраля — 8 июня) — часть важной тенденции. Это первая выставка д'Ора, на которой ее фотографии концентрационных лагерей представлены вместе со снимками актеров и аристократов. По мнению куратора экспозиции доктора Моники Фабер, именно многоплановость работ Мадам д'Ора делает ее столь важной фигурой для фотографии ХХ века.

«‎Ее работа очень разносторонняя, — говорит Фабер. — Она сначала стала успешной в Вене, потом — в Париже. Но после ее смерти в 1963 году все ее имущество отошло немецкому коллекционеру. Публике она была совершенно неизвестна». И лишь в 1980-м Фабер обнаружила 5000 фотографий д’Ора и начала восстанавливать историю ее головокружительной карьеры. До этого момента никто и представления не имел об огромном наследии, которое оставила после себя фотограф — в те времена в журналах не указывались имена авторов изображений.

Мадам д'Ора 1948

Мадам д'Ора, 1948

Фотография была для д’Ора билетом в свободный мир. Родившаяся в зажиточной семье и с ранних лет вхожая в круги буржуазии Вены конца века, она мечтала стать актрисой или модельером, но отец-юрист не дал ей шанса реализовать эти амбиции. В итоге ее творческий путь начался с поездки по Лазурному Берегу, в которую она взяла свою первую бокс-камеру Kodak.

«‎Я хотела погрузиться в мир, который был бы только моим», — писала д’Ора. В 1907 году она открыла собственную студию, оформленную так, будто это был ее дом. Вскоре она стала очень популярна: ее работы выставлялись вместе с работами Эгона Шиле и Густава Климта (Климт стал первым художником, которого она сняла). В течение следующего десятилетия д’Ора попробовала себя в роли сет-дизайнера, стилиста, грумера и фотографа и получила статус одного из самых выдающихся портретистов страны — одним из ее заказов была коронация императора Австрии Карла I в 1916 году.

Мадам д'Ора 1938

Мадам д'Ора, 1938

Мадам д'Ора 1909

Мадам д'Ора, 1909

Во времена, когда студийные портреты принято было делать сдержанными и аскетичными, эстетический подход д’Ора, основанный на желании раскрыть личность позирующего, казался невероятно дерзким. Секрет успеха д’Ора, по мнению Фабер, крылся в ее умении работать с моделями. «Она относится к первому поколению коммерческих фотографов. Д'Ора привнесла нотку неформальности в студийную работу. Она была смешной и очаровательной — болтала с людьми и помогала им расслабиться, — говорит Фабер. — И прославилась тем, что на ее снимках все выглядели лучше, чем на самом деле». А разве есть в мире моды что-то более фундаментально важное в любые времена?

Мадам д'Ора автопортрет 1929

Мадам д'Ора, автопортрет, 1929

Выставка «‎Мадам д'Ора» открыта для посещения в Новой галерее в Нью-Йорке с 20 февраля по 8 июня 2020 года