© Мадам д'Ора, 1953

Радости жизни

Мадам д'Ора: выдающаяся женщина-фотограф, которую стоит знать всем

Ей позировали гении — Густав Климт, Пикассо, Коко Шанель. Она задокументировала каждую кутюрную коллекцию межвоенного периода в Париже, и сегодня ее исключительные работы наконец-то можно увидеть на выставке в Нью-Йорке

Мадам д'Ора — возможно, самый выдающийся модный фотограф, о котором вы вряд ли многое слышали. Она начала свою карьеру в Вене в начале ХХ века, а в 1920-х и 1930-х работала в Париже. Ее портреты людей из высшего общества, от Шанель и Колетт до Пикассо и Скиапарелли (последнюю она запечатлела с ее великолепным фокстерьером), способствовали тому, что фотография перестала быть любительским делом и превратилась в полноценную коммерческую профессию, доступную для женщин.

Мадам д'Ора, портрет Эльзы Скиапарелли, 1926

Мадам д'Ора, 1917

За 50 лет съемок для таких журналов, как Vogue Paris, Tatler и Vanity Fair, фотограф австро-еврейского происхождения Мадам д'Ора (урожденная Дора Филиппина Калльмус) сделала около 200 тысяч снимков. Получив работу в L’Officiel, журнале, каталогизировавшем парижские коллекции для байеров, редакторов и других причастных лиц, она фотографировала все кутюрные коллекции всех модных домов тех времен. Дизайнеры, например Кристобаль Баленсиага (который, кстати, был ее близким другом и одним из последних позировал для нее), отправляли перед парижскими показами свои последние творения в ее роскошную студию, чтобы она запечатлела их на своих снимках, а фотографии, свою очередь, позже появлялись на страницах журналов и в витринах универмагов (например — нью-йоркского Macy’s).

Но ее деятельность выходит далеко за рамки глянца. Студия «Д’Ора» одной из последних закрыла двери во время захвата нацистами Парижа в период Второй мировой войны, но в 1940 году Мадам д'Ора все же вынуждена была бежать и скрыться в сельском районе Франции. Там она продолжила свое дело: снимала трогательные сцены, позднее получившие огромную историческую ценность. На этих снимках — вынужденные переселенцы и лагери беженцев ООН. Невысокая, но отважная почитательница изысканных ювелирных изделий, черных шляпок и платьев Chanel, Мадам д'Ора не переставала работать до самой смерти в возрасте 82 лет. Французский поэт Жан Кокто назвал ее «‎женщиной, над которой время не властно… овеваемая взмахами крыльев гения». Но почему же ее исключительный талант затерялся в истории?

Портрет Мадам д'Ора, 1935

Этот вопрос можно считать фундаментально важным сейчас — в момент, когда творчество женщин наконец-то получает огласку. Крупная ретроспектива «‎Мадам д'Ора» в Новой галерее в Нью-Йорке (20 февраля — 8 июня) — часть важной тенденции. Это первая выставка д'Ора, на которой ее фотографии концентрационных лагерей представлены вместе со снимками актеров и аристократов. По мнению куратора экспозиции доктора Моники Фабер, именно многоплановость работ Мадам д'Ора делает ее столь важной фигурой для фотографии ХХ века.

«‎Ее работа очень разносторонняя, — говорит Фабер. — Она сначала стала успешной в Вене, потом — в Париже. Но после ее смерти в 1963 году все ее имущество отошло немецкому коллекционеру. Публике она была совершенно неизвестна». И лишь в 1980-м Фабер обнаружила 5000 фотографий д’Ора и начала восстанавливать историю ее головокружительной карьеры. До этого момента никто и представления не имел об огромном наследии, которое оставила после себя фотограф — в те времена в журналах не указывались имена авторов изображений.

Мадам д'Ора, 1948

Фотография была для д’Ора билетом в свободный мир. Родившаяся в зажиточной семье и с ранних лет вхожая в круги буржуазии Вены конца века, она мечтала стать актрисой или модельером, но отец-юрист не дал ей шанса реализовать эти амбиции. В итоге ее творческий путь начался с поездки по Лазурному Берегу, в которую она взяла свою первую бокс-камеру Kodak.

«‎Я хотела погрузиться в мир, который был бы только моим», — писала д’Ора. В 1907 году она открыла собственную студию, оформленную так, будто это был ее дом. Вскоре она стала очень популярна: ее работы выставлялись вместе с работами Эгона Шиле и Густава Климта (Климт стал первым художником, которого она сняла). В течение следующего десятилетия д’Ора попробовала себя в роли сет-дизайнера, стилиста, грумера и фотографа и получила статус одного из самых выдающихся портретистов страны — одним из ее заказов была коронация императора Австрии Карла I в 1916 году.

Мадам д'Ора, 1938

Мадам д'Ора, 1909

Во времена, когда студийные портреты принято было делать сдержанными и аскетичными, эстетический подход д’Ора, основанный на желании раскрыть личность позирующего, казался невероятно дерзким. Секрет успеха д’Ора, по мнению Фабер, крылся в ее умении работать с моделями. «Она относится к первому поколению коммерческих фотографов. Д'Ора привнесла нотку неформальности в студийную работу. Она была смешной и очаровательной — болтала с людьми и помогала им расслабиться, — говорит Фабер. — И прославилась тем, что на ее снимках все выглядели лучше, чем на самом деле». А разве есть в мире моды что-то более фундаментально важное в любые времена?

Мадам д'Ора, автопортрет, 1929

Выставка «‎Мадам д'Ора» открыта для посещения в Новой галерее в Нью-Йорке с 20 февраля по 8 июня 2020 года

Читайте также

Искусство

Выставку «Пикассо и бумага» смотрите одной из первых в 2020 году

Мода

Главные тренды Недели высокой моды в Париже

Edition