© Сергей Шаблавин. «Пересечение веков», 1997

Искусство

«ММОМА 99/19»: как устроена юбилейная выставка с 20 кураторами

Коллекция музея глазами Кирилла Серебренникова, Андрея Малахова, Дианы Вишневой и других приглашенных экспертов

«MMOMA 99/19» — юбилейная выставка длиной в полгода — открывается 19 декабря по случаю 20-летия первого в России государственного музея современного искусства. Грандиозную коллекцию ММОМА под руководством его кураторов изучили 20 профессионалов из разных областей науки и культуры — в том числе Кирилл Серебренников, Владимир Мухин, Андрей Малахов, Илья Лагутенко, Владимир Сорокин, Фредерик Маль и Диана Вишнева. Перед открытием выставки Vogue выяснил, как на трех этажах ММОМА на Петровке сочетаются направления от «моды» и «архитектуры» до «гастрономии» и «спорта», задал несколько вопросов приглашенным кураторам и узнал, что в музее планируют делать дальше — в 2020 году.

Предыстория

Открытый в декабре 1999-го Московский музей современного искусства вырос из личной коллекции Зураба Церетели, его основателя и директора, президента Российской Академии художеств. От двух тысяч работ известных художников XX века, ранее собранных Церетели, ММОМА разросся до многотысячных объемов и шести выставочных площадок, на них за прошедшие 20 лет музей провел 1828 выставок. ММОМА регулярно устраивает сменные тематические экспозиции своей коллекции, проект под знаком «99/19» стал девятым в этой серии. В числе других важных направлений музея — образование в сфере искусства (для этого создана школа «Свободные мастерские»), поддержка молодых художников, собственная издательская программа, разработка инклюзивных проектов, научная деятельность и лабораторная экспертиза.

Оглянуться назад и отметить 20-летие ММОМА решили, привлекая экспертов со стороны: как подчеркивает его исполнительный директор Василий Церетели, идея выставки «MMOMA 99/19» родилась у замдиректора музея Алексея Новоселова. Алексей же отмечает: ММОМА выбрал людей, которые «открыты современному искусству и современной культуре, либо находятся «внутри», это важный путь для разговора музея и с самим собой, и со зрителем.

Сергей Мироненко. «Не бойся». Из серии «Не верь, не бойся, не проси», 1993

Что такое «99/19»

C 19 декабря второй и третий этаж корпуса ММОМА на Петровке, 25, объединяют все со всем: юбилейная выставка охватывает темы медиа и медицины, спорта и музыки, философии, моды, кино и десятка других дисциплин, а начинается с фразы «Все будет хорошо». Эти слова можно увидеть в инсталляции британского художника Мартина Крида, с 2010 года установленной на фасаде музея на Петровке. Крид стал одним из 20 кураторов-гостей, а в первый день работы выставки устроит перформанс Getting Changed — 19 декабря в 19:00 его можно посмотреть по регистрации и входному билету.

Владимир Дубосарский, Александр Виноградов. Spalding, 1997

Каждый «гостевой» сегмент выставки полон жемчужин из музейной коллекции, изобретательно структурирован и оформлен. Зал «Телевидение», например, Андрей Малахов вместе с Form Bureau, отвечавшими за архитектуру всего проекта, превращает в «гостиную» c мягким ковровым покрытием и диваном. Среди выбранных Малаховым авторов ищите Энди Уорхола, Кита Харинга, Фернана Леже, Виноградова и Дубосарского, Владислава Мамышева-Монро, Такаси Мураками и не только. «Музыкальный» зал Ильи Лагутенко переносит на «идеальную, — как пишут в ММОМА, — тусовку с ее карнавальным абсурдизмом, цветным диско-полом и стихийной образностью».

Александр Косолапов. Malevich sold here. 2001

Секция «Кино», возглавляемая Алисой Хазановой, превращена в черный лабиринт, самый крупный зал — «Театр» Кирилла Серебренникова — тоже выкрашен в черный. Что режиссер думает о происходящем, можно прочесть в его же записях мелом на стене, вокруг будут документальные фотографии Тимофея Парщикова, Георгия Первова и Сергея Чиликова, работы Александра Бродского, Фрэнсиса Бэкона и не только. Здесь затронут «ряд тех спорных тем, которые были актуальны для нас в последние двадцать лет и сегодня не утратили своей значимости», — уточняют в ММОМА.

Константин Звездочетов. Без названия. Из серии «Памяти «Мухоморов», 2005

Рядом с пространством «Мореплавание», в которое путешественник Федор Конюхов включил, например, работы Вячеслава Колейчука и Ильи Федотова-Федорова, ищите зал искусственного интеллекта — куратором стала голосовая помощница Маруся. В следующем зале «стол» накрывает шеф-повар Владимир Мухин: вокруг неоновые строчки, «выведенные» на стене Светланой Воронцовой-Вельяминовой, живопись Леонида Цхэ, работы Ирины Кориной и многое другое, это пространство о поиске себя и своего места в мире.

Юрий Викулин. Из серии «Поцарапки», 1989-1990

Что об искусстве, ММОМА и девяностых говорят приглашенные кураторы

«ММОМА — место, где концентрируются объекты, отражающие современность и ее проблемы. Но одно имя лично для меня всегда идет отдельно — это имя Дмитрия Пригова», — говорила прима-балерина Диана Вишнева журналу Vogue. Об отношениях с искусством, воспоминаниях из девяностых и своем зале в ММОМА она рассказывает в январском номере Vogue наряду с двумя другими кураторами, Владимиром Мухиным и Андреем Артемовым. Накануне открытия Vogue.ru продолжил задавать им вопросы.

Сергей Головач. «Елена Нелидова. Из проекта «FISHionable People/ФИШенебельные Люди», 2005

Говоря о своем зале и его силе, Владимир Мухин хочет отшутиться цитатой из «Брата», но подтверждает: «Вообще, действительно, думаю, его сила в правде. И в том, что работы, которые я отобрал для него, вызывают вопросы». Вопросы для Владимира и есть самое главное. «Когда я или любой другой человек начинает задавать себе вопросы, происходит какое-то развитие, движение души, — продолжает Мухин. — При этом, я считаю, арт-объекты в моем зале вызовут и эмоциональный отклик. Не люблю, когда искусство слишком интеллектуально и сухо».

Леонид Цхэ. «Подготовка к вечерним торжествам», 2014

Еще один из кураторов-гостей — архитектор Ольга Трейвас — отмечает, что за последние 20 лет в своих вкусах «наконец пришла к развращению и чувству вседозволенности». Трейвас включает в свой зал работы Виктора Пивоварова, Ирины Наховой, Кирилла Кто, Вячеслава Колейчука и многих других художников разных эпох, подчеркивая, что в такой коллекции, как у ММОМА, не может быть фаворитов. «Особенно я в этом убедилась при подготовке юбилейной выставки, когда такие разные кураторы выбрали из коллекции вещи для своих залов, ни разу не поспорив из-за работы, — рассказала Ольга Vogue. — Отвечая за архитектуру, я попробовала вернуться к истокам в самом базовом смысле этого слова: построение любого объекта начинается с трехмерной сетки осей координат. Но это также и протосистема для создания элементарных, прикладных вещей. Через эту базовость и примитивность интересно взглянуть на архифутуристические вещи Нусберга, Родченко и Штейнберга».

Виктор Пивоваров. «Батон», 2002

Историк-медиевист Олег Воскобойников, специалист по культуре средневекового Запада, сделал акцент на теме человека земного и человека небесного — по мнению приглашенного куратора, это «объединяет искусство наших дней с искусством того тысячелетнего царства, которое мы называем Средневековьем». Свой зал Воскобойников выстраивал, руководствуясь важной для него мыслью: искусство во все времена решает схожие задачи, рассказывает о связи человека, мира и божества. «В этом искусство отличается от многих других форм нашей деятельности, в этом оно противоположно как рутине, так и банальности, — объясняет Vogue Олег. — Я отобрал те картины современных художников и мастеров недавнего прошлого, которые позволяют проследить путь человека-странника на земле и его поиск неба. Он рождается, встает на ноги, учится, трудится в поте лица своего, влюбляется, ищет Бога или богов. И наконец возвращается на небо, присоединяясь к ангелам. Понятно, что подобный ход мысли весьма субъективен, но я вовсе не хочу навязывать его современному искусству в целом».

Михаил Гробман. «Ведьмачка (Бронзино, №3271)», 1997–2006

Ознакомиться с полным списком залов, кураторов-гостей и другими деталями юбилейной выставки можно здесь, проект «ММОМА 99/19» открыт до 17 мая 2020 года.

Планы на будущее:

Перед открытием юбилейной выставки ММОМА озвучили программу на 2020 год, во главе которой — масштабная ретроспектива Микеланджело Пистолетто, одного из лидеров итальянского арте повера (с 11 июня до 13 сентября). Откроет его персональная выставка Татьяны Назаренко, яркой и значительной фигуры в позднесоветском и новейшем отечественном искусстве (с 21 февраля, Гоголевский, 10), на следующую осень запланированы ретроспективные выставки Павла Леонова, одного из самых известных представителей наивного искусства в России, а также Ивана Макаревича и Елены Елагиной. В декабре 2020-го откроется экспозиция художника-нонконформиста Олега Целкова. Кроме того, ММОМА проведет персональные выставки Саши Фроловой, Марии Арендт и Ивана Новикова и продолжит поддерживать молодых художников. В июле на площадках музея представят проекты в рамках VII Московской молодежной биеннале современного искусства, комиссаром которой ранее в декабре был назначен замдиректора ММОМА Алексей Новоселов.

В числе спецпроектов года — выставка «Москва-Siberia», связывающая столичное и сибирское искусство, а также коллаборация с лондонской галереей Whitechapel и российским фондом «Мост» в рамках международного проекта Artists’ Film International. С этими и другими активностями на шести площадках, в том числе в Музее Вадима Сидура в Новогиреево, а также в Образовательном центре в Ермолаевском переулке, ММОМА продолжит расширять диапазон своей работы. Из Москвы институция будет все чаще выходить в регионы и за границу: третье десятилетие для ММОМА начинается с «картой», на которую уже нанесены точки от Лондона и Лихтенштейна до Нового Уренгоя, Красноярска и Магадана.

Филипп Донцов. Серия «Семья», 2003

Читайте также

Красота

Новый крем для глаз, который обожает Рианна