Обязательно посетите выставку «Незримое искусство: расширяя границы возможного» в Главном штабе Эрмитажа

Первая инклюзивная выставка для слабовидящих и незрячих станет откровением для всех посетителей 
Обязательно посетите выставку «Незримое искусство расширяя границы возможного» в Главном штабе Эрмитажа

«Главная задача этой выставки — чтобы зрячие поняли, как на самом деле сложно слабовидящим и незрячим. И научились им помогать», — рассказывает куратор выставки Игорь Малкиель, заведующий Лабораторией научной реставрации драгоценных и археологических металлов Государственного Эрмитажа. При поддержке ювелирного Дома Cartier Игорь Карлович и его команда несколько лет работали над тем, чтобы сделать первую инклюзивную выставку такого масштаба не только в России, но и в мире.  

Сегодня все больше внимания уделяется инклюзии, но команда Эрмитажа ставила перед собой задачу не просто вписаться в определенный тренд, а досконально изучить, как помочь незрячим и слабовидящим прикоснуться к великому искусству и изменить отношение мирового сообщества к этой теме. «Наша долгосрочная задача — сделать музей доступным для всех людей, без каких-либо исключений. Мы учимся правильным формам и инструментам, переосмысливаем, что значит инклюзия во всех аспектах — от практического до научного. Эта выставка имеет методологическую значимость, здесь представлены революционные изобретения, и наши знания без преувеличения важны для всего мира искусства», — говорит генеральный директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский. 

Уникальный проект, объединяющий шедевры мировой культуры, достижения музейной науки и новейшие технологии, призван привлечь внимание как специалистов, так и широкой публики к проблеме инклюзии слабовидящих и незрячих. В работе над выставкой участвовали психологи, специалисты по инклюзии и, конечно, те, кому эта выставка адресована в первую очередь. «Делайте эту выставку так, как если бы вы делали ее для себя, для зрячих. Да, мы слепые, но не идиоты» — этот комментарий я слышал чаще всего. Нам было важно сделать исключительно качественный продукт, поэтому на подготовку выставки ушло несколько лет. С поддержкой Дома Cartier у нас получилась действительно революционная выставка — социальная и очень значимая», — делится куратор.

«История отношений Дома Cartier и Эрмитажа длится уже 30 лет. Выставка «Незримое искусство: расширяя границы возможного» — очень искренняя, честная и своевременная. Проект крайне важен для нас, так как звучит в унисон с многочисленными инициативами, которые Дом Cartier проводит в сфере равенства, разнообразия, инклюзивности. Для нас это не только ценность, но и обязательство. В процессе подготовки выставки мы сами многому научились и теперь сможем направить эти знания в нужное русло», — рассказывает Янина Новицкая, управляющий директор Cartier в России и СНГ.

Посетители могут не только потрогать экспонат но и узнать о сложных процессах перевода двумерного изображения в...

Посетители могут не только потрогать экспонат, но и узнать о сложных процессах перевода двумерного изображения в трехмерное и о различных методиках создания тактильных моделей

Первый экспонат, с которого началась работа над экспозицией, рельефная модель картины Рембрандта «Автопортрет с затененными глазами». «Мы переделывали его несколько раз, пробовали разные технологии — старые и новые, чтобы добиться нужного результата. Аналогов таких выставок нет, поэтому мы сами учились, пробовали, ошибались, находили нужные решения», — рассказывает Игорь Карлович. В экспозиции также представлены барельефы по мотивам знаменитых фресок Пенджикента и их «ожившие», анимированные сюжеты, тактильные копии фрагментов пазырыкского ковра и многое другое.

При участии Азербайджанского национального музея ковра были воспроизведены фрагменты древнейшего из ныне известных...

При участии Азербайджанского национального музея ковра были воспроизведены фрагменты древнейшего из ныне известных войлочных ковров, обнаруженного в могильнике Пазырык (IV–III вв. до н. э.) на территории нынешнего Алтая

«Важная часть наших инклюзивных проектов, что они интересны всем посетителям без исключения и дают дополнительную возможность видеть, понять, ощутить вещи, одинаково важные и для тех, у кого есть сложности, и для «обычных» зрителей. Все мечтают трогать экспонаты в музеях, правда? И благодаря проекту для слабовидящих это становится доступно всем», — говорит Михаил Пиотровский. 

Выставка продлится до марта 2022 года. 

Специалисты воссоздали в объеме фигурку войлочного лебедя  предмета быта жителей древнего Алтая. Экспонат дает...

Специалисты воссоздали в объеме фигурку войлочного лебедя – предмета быта жителей древнего Алтая. Экспонат дает возможность не только ощутить рельеф изображения, но и приблизиться к пониманию оригинальной техники исполнения — работе с натуральным шерстяным ворсом и войлоком

Фото: Алексей Бронников, Государственный Эрмитаж.