Обязательно посетите выставку «Незримое искусство: расширяя границы возможного» в Главном штабе Эрмитажа

Первая инклюзивная выставка для слабовидящих и незрячих станет откровением для всех посетителей 
Обязательно посетите выставку «Незримое искусство расширяя границы возможного» в Главном штабе Эрмитажа

«Главная задача этой выставки — чтобы зрячие поняли, как на самом деле сложно слабовидящим и незрячим. И научились им помогать», — рассказывает куратор выставки Игорь Малкиель, заведующий Лабораторией научной реставрации драгоценных и археологических металлов Государственного Эрмитажа. При поддержке ювелирного Дома Cartier Игорь Карлович и его команда несколько лет работали над тем, чтобы сделать первую инклюзивную выставку такого масштаба не только в России, но и в мире.  

Сегодня все больше внимания уделяется инклюзии, но команда Эрмитажа ставила перед собой задачу не просто вписаться в определенный тренд, а досконально изучить, как помочь незрячим и слабовидящим прикоснуться к великому искусству и изменить отношение мирового сообщества к этой теме. «Наша долгосрочная задача — сделать музей доступным для всех людей, без каких-либо исключений. Мы учимся правильным формам и инструментам, переосмысливаем, что значит инклюзия во всех аспектах — от практического до научного. Эта выставка имеет методологическую значимость, здесь представлены революционные изобретения, и наши знания без преувеличения важны для всего мира искусства», — говорит генеральный директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский. 

Уникальный проект, объединяющий шедевры мировой культуры, достижения музейной науки и новейшие технологии, призван привлечь внимание как специалистов, так и широкой публики к проблеме инклюзии слабовидящих и незрячих. В работе над выставкой участвовали психологи, специалисты по инклюзии и, конечно, те, кому эта выставка адресована в первую очередь. «Делайте эту выставку так, как если бы вы делали ее для себя, для зрячих. Да, мы слепые, но не идиоты» — этот комментарий я слышал чаще всего. Нам было важно сделать исключительно качественный продукт, поэтому на подготовку выставки ушло несколько лет. С поддержкой Дома Cartier у нас получилась действительно революционная выставка — социальная и очень значимая», — делится куратор.

«История отношений Дома Cartier и Эрмитажа длится уже 30 лет. Выставка «Незримое искусство: расширяя границы возможного» — очень искренняя, честная и своевременная. Проект крайне важен для нас, так как звучит в унисон с многочисленными инициативами, которые Дом Cartier проводит в сфере равенства, разнообразия, инклюзивности. Для нас это не только ценность, но и обязательство. В процессе подготовки выставки мы сами многому научились и теперь сможем направить эти знания в нужное русло», — рассказывает Янина Новицкая, управляющий директор Cartier в России и СНГ.

Посетители могут не только потрогать экспонат, но и узнать о сложных процессах перевода двумерного изображения в трехмерное и о различных методиках создания тактильных моделей

Первый экспонат, с которого началась работа над экспозицией, рельефная модель картины Рембрандта «Автопортрет с затененными глазами». «Мы переделывали его несколько раз, пробовали разные технологии — старые и новые, чтобы добиться нужного результата. Аналогов таких выставок нет, поэтому мы сами учились, пробовали, ошибались, находили нужные решения», — рассказывает Игорь Карлович. В экспозиции также представлены барельефы по мотивам знаменитых фресок Пенджикента и их «ожившие», анимированные сюжеты, тактильные копии фрагментов пазырыкского ковра и многое другое.

При участии Азербайджанского национального музея ковра были воспроизведены фрагменты древнейшего из ныне известных войлочных ковров, обнаруженного в могильнике Пазырык (IV–III вв. до н. э.) на территории нынешнего Алтая

«Важная часть наших инклюзивных проектов, что они интересны всем посетителям без исключения и дают дополнительную возможность видеть, понять, ощутить вещи, одинаково важные и для тех, у кого есть сложности, и для «обычных» зрителей. Все мечтают трогать экспонаты в музеях, правда? И благодаря проекту для слабовидящих это становится доступно всем», — говорит Михаил Пиотровский. 

Выставка продлится до марта 2022 года. 

Специалисты воссоздали в объеме фигурку войлочного лебедя – предмета быта жителей древнего Алтая. Экспонат дает возможность не только ощутить рельеф изображения, но и приблизиться к пониманию оригинальной техники исполнения — работе с натуральным шерстяным ворсом и войлоком

Фото: Алексей Бронников, Государственный Эрмитаж.