«Главная задача этой выставки — чтобы зрячие поняли, как на самом деле сложно слабовидящим и незрячим. И научились им помогать», — рассказывает куратор выставки Игорь Малкиель, заведующий Лабораторией научной реставрации драгоценных и археологических металлов Государственного Эрмитажа. При поддержке ювелирного Дома Cartier Игорь Карлович и его команда несколько лет работали над тем, чтобы сделать первую инклюзивную выставку такого масштаба не только в России, но и в мире.
Сегодня все больше внимания уделяется инклюзии, но команда Эрмитажа ставила перед собой задачу не просто вписаться в определенный тренд, а досконально изучить, как помочь незрячим и слабовидящим прикоснуться к великому искусству и изменить отношение мирового сообщества к этой теме. «Наша долгосрочная задача — сделать музей доступным для всех людей, без каких-либо исключений. Мы учимся правильным формам и инструментам, переосмысливаем, что значит инклюзия во всех аспектах — от практического до научного. Эта выставка имеет методологическую значимость, здесь представлены революционные изобретения, и наши знания без преувеличения важны для всего мира искусства», — говорит генеральный директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский.
Уникальный проект, объединяющий шедевры мировой культуры, достижения музейной науки и новейшие технологии, призван привлечь внимание как специалистов, так и широкой публики к проблеме инклюзии слабовидящих и незрячих. В работе над выставкой участвовали психологи, специалисты по инклюзии и, конечно, те, кому эта выставка адресована в первую очередь. «Делайте эту выставку так, как если бы вы делали ее для себя, для зрячих. Да, мы слепые, но не идиоты» — этот комментарий я слышал чаще всего. Нам было важно сделать исключительно качественный продукт, поэтому на подготовку выставки ушло несколько лет. С поддержкой Дома Cartier у нас получилась действительно революционная выставка — социальная и очень значимая», — делится куратор.
«История отношений Дома Cartier и Эрмитажа длится уже 30 лет. Выставка «Незримое искусство: расширяя границы возможного» — очень искренняя, честная и своевременная. Проект крайне важен для нас, так как звучит в унисон с многочисленными инициативами, которые Дом Cartier проводит в сфере равенства, разнообразия, инклюзивности. Для нас это не только ценность, но и обязательство. В процессе подготовки выставки мы сами многому научились и теперь сможем направить эти знания в нужное русло», — рассказывает Янина Новицкая, управляющий директор Cartier в России и СНГ.
Первый экспонат, с которого началась работа над экспозицией, рельефная модель картины Рембрандта «Автопортрет с затененными глазами». «Мы переделывали его несколько раз, пробовали разные технологии — старые и новые, чтобы добиться нужного результата. Аналогов таких выставок нет, поэтому мы сами учились, пробовали, ошибались, находили нужные решения», — рассказывает Игорь Карлович. В экспозиции также представлены барельефы по мотивам знаменитых фресок Пенджикента и их «ожившие», анимированные сюжеты, тактильные копии фрагментов пазырыкского ковра и многое другое.
«Важная часть наших инклюзивных проектов, что они интересны всем посетителям без исключения и дают дополнительную возможность видеть, понять, ощутить вещи, одинаково важные и для тех, у кого есть сложности, и для «обычных» зрителей. Все мечтают трогать экспонаты в музеях, правда? И благодаря проекту для слабовидящих это становится доступно всем», — говорит Михаил Пиотровский.
Выставка продлится до марта 2022 года.
Фото: Алексей Бронников, Государственный Эрмитаж.