Ольга Бодрова о семье, дебюте в кино и призе за лучшую женскую роль на «Кинотавре»

«Я не стремлюсь быть в центре внимания»
ALF 003
ALF_ 003На Ольге: серьги из металла, стразов, искусственного жемчуга с кристаллами, кафф из металла с кристаллами, все Chanel

Наследнице знаменитой фамилии Ольге Бодровой всего 23, но ее уже признало киносообщество: на «Кинотавре» вручили приз за лучшую женскую роль. Кстати, фильм Николая Хомерики «Море волнуется раз» о влюбленных подростках, сбежавших от цивилизации жить в заброшенном доме, за работу в котором отметили Бодрову, получил и главную награду кинофестиваля. Ольга рассказала Vogue, меняют ли жизнь призы, что такое любовь и почему она избегает публичности. 

Оля, как ощущения после «Кинотавра»? Что-то изменилось в жизни?

В моей жизни ничего не поменялось, эта награда для меня скорее ответственность. Это очень приятная оценка моей работы, хочется как-то соответствовать.

Вас не было на закрытии фестиваля, как и где вы узнали, что названы на «Кинотавре» лучшей актрисой?

Я была уже в Москве, на пробах, а мои друзья и родные смотрели трансляцию. Они стали мне звонить, я выбегала с проб, прямо под дождь, а мне звонят и пишут одновременно, присылают видео. Это все было в переполохе, я не могла понять, что происходит, и даже когда поняла, до конца не могла поверить. Да, я не была с нашей командой, но от этого чувства были даже острее: я смотрела через экран, как они все вместе выходят на сцену и получают приз за фильм. И как Николай Хомерики получал мой приз, какие он говорил слова. Несмотря на то что я не была физически там, у нас получилось какое-то очень трогательное соединение.

А награду вам уже передали?

Да.

И где она стоит?

На холодильнике.

Это ведь первый приз в вашей жизни, до этого вас когда-нибудь награждали?

Да, это первая серьезная награда. До этого были грамоты, в школе, например, «За участие в общественной работе».

Может, какой-то в доме красный уголок завести, чтобы там множились награды, медали, грамоты?

Нет, это точно не для меня: у меня красный уголок только для икон, для наград — нет.

Появился ли страх? Как обычно рассказывают ваши коллеги, большое внимание приносит боязнь ошибиться в следующих работах.

Это скорее не страх, а волнение. Страх, мне кажется, останавливает человека, а волнение, наоборот, может двигать вперед. 

Насколько вы вообще восприимчивы к мнению со стороны, к критике и осуждению?

А вы о личном или о профессиональном?

А вам удается это разделять?

Да, думаю, я научилась разделять. Мне кажется, сейчас в нашей индустрии большая проблема с границами между личным и профессиональным, между человеком и его работой. Грань стирается, и это вызывает не совсем культурные проявления. Если говорить о работе, то мне кажется, что потребность в оценке — это неотъемлемая часть актерской профессии. Профессиональный совет для меня — это очень ценно, так как это возможность учиться, перенимать опыт, поэтому, конечно же, если есть продуктивное обсуждение и оправданный отзыв, который может меня направить или над которым можно подискутировать, это всегда приятно. Ну а если говорить о личном, мне кажется, спокойствие приходит с возрастом. Сначала ты как бы воспринимаешь все на свой счет, потом проходит время, вырабатывается какой-то фильтр. Вот я понимаю, допустим, что есть «желтая газета», которая пишет сплетни, так зачем мне это вообще читать и брать в свое поле, если есть другие критерии, другие люди, чью оценку я воспринимаю как повод еще раз подумать о своей работе.

Кадр из фильма «Море волнуется раз»

«Море волнуется раз» — ваш дебют, но ведь до этого вам наверняка присылали сценарии, почему именно это кино? 

Это, наверное, больше вопрос к Николаю, почему он доверил мне эту роль.

Но вы же могли не взять в работу этот сценарий.

Я абсолютно доверилась этой истории, мне она показалась очень близкой с первого прочтения, и с первой встречи с Николаем я почувствовала, что мне очень интересно работать с этим человеком, все сложилось. Так всегда: когда нужно, оно складывается. Мне кажется, ничего не происходит случайно, значит, я его искала все это время, он меня искал. А по поводу других предложений, конечно, я ходила на кастинги, но не срасталось, не утверждали. Самая первая моя большая работа — дебют Анастасии Нечаевой «Велга», но она, к сожалению, задержалась в производстве. «Море волнуется раз» снималось чуть позже, но вышло раньше.

Для тех, кто ничего не знает об этом фильме: о чем он и почему его стоит посмотреть?  

Это фильм о попытке и невозможности рационально понять, что такое любовь, о большом желании познать это и о том, что, опираясь только на разум, ты не поймешь, что это такое. Что жизнь и существует, наверное, для того, чтобы в течение всего пути идти к этой любви, существовать в ней и к ней идти. А почему стоит его смотреть? Наверное, кому-то стоит, кому-то нет. Не знаю. Это такой не универсальный продукт, который всем понравится, это не пирожок, это кино. В нем нет морали какой-то, в нем есть душа и история, которая кому- то может быть близка, а кому-то — нет.

Ваши герои убегают от всего мира в заброшенный дом где-то в лесу. На время съемок вам тоже пришлось бросить цивилизацию?

Да, мы снимали кино около месяца, в реальном лесу, практически без связи. Наш дом строили, а вот у героев Юли Ауг и Андрея Смоляков был настоящий домик бабы Любы и дяди Бори, это реальные люди, и они там живут, вдали от мира. Они нам очень помогали и стали талисманом нашего фильма. Да, они живут вот там просто в лесу и спорят друг с другом, и любят друг друга, и ворчат друг на друга, и сходятся, и расходятся. 

Какой подход у Николая Хомерики к процессу? Все режиссеры разные — есть те, кто предметами бросаются, а есть очень тихие, которые дают задачи буквально на ухо.

У нас был интимный процесс и даже чаще всего невербальный. Мы научились как-то понимать друг друга, ловить атмосферу друг друга и этого места. И у нас была возможность много репетировать. Николай понимал, когда нам нужно успокоиться, подумать, отойти в сторону и побыть с друг другом, побыть с текстом, и это его невероятная чуткость — его главный принцип работы.

И все-таки ваши герои любят друг друга?

Конечно!

Просто они так много сомневаются, так много раз называют отношения ошибкой, что ты невольно тоже начинаешь так думать.

Я не верю в идеальную картину. Спокойствие не двигает людей дальше. Мне кажется, любовь — это постоянное движение, движение друг к другу, иногда может друг от друга, но это движение, путь, это труд. И этот путь состоит из сомнений, разочарований, боли, но самое главное — это отсутствие страха. Когда тебе не страшно, значит, все на своих местах. Волна может идти на тебя или наоборот, но тебе не страшно, потому что вы вместе.

Кадр из фильма «Море волнуется раз»

Это те выводы, которые вы сделали в процессе работы над фильмом?

Я думаю, это и процесс работы над фильмом, и сама моя жизнь. В какой-то степени фильм, конечно, повлиял, так как люди, дорогие сердцу, так или иначе оставляют след, и этот след помогает взглянуть на какие-то вещи иначе. 

Николай Хомерики нам так сказал о вас с Валерием (Валерий Степанов — исполнитель главной роли в фильме «Море волнуется раз»): «Я не могу сказать, что они типичные представители своего поколения, я такого анализа не проводил, но я искал ребят, у которых есть внутренний стержень, и у них он был». Как вы считаете, что еще вас отличает от ваших сверстников? 

Каждый человек уникален и индивидуален, абсолютно каждого человека что-то отличает от других, я не люблю разбивать людей на категории. Мы с Валерой оказались в  этой работе из-за общности внутренних миров, а не из-за того, к каким поколениям мы принадлежим.  

Вы производите впечатление человека серьезного и мудрого не по годам. Вам же 23?

Да. 

Вы себя ощущаете на этот возраст?

Нет, ощущаю старше. Не могу назвать цифру, но чувствую, что я немного вываливаюсь из времени. 

Так было всегда? Вы дружили со сверстниками?

Мы с мамой всегда были большими друзьями, и у нас не было особого разделения — здесь взрослые, а здесь дети. То есть при любой возможности мы проводили время с мамой и братом. И я не помню, чтобы у меня была какая-то компания друзей, так как у меня есть брат, мы всегда дружили, и нам никто не нужен был, а потом, да, наверное, во время учебы, работы тоже сложилось так, что большинство людей из моего круга общения старше. Но все зависит от людей. Понятно, если человек мне интересен, мне не важно, сколько ему лет, это все зависит от мироощущения. 

Какие у вас были главные увлечения в детстве? 

Танцы, рисование. Я очень любила играть в школу и давать уроки плюшевым игрушкам. С моим братом Сашей мы сами сочиняли игры и могли часами существовать в вымышленном мире. 

А как пришло осознание, что вы хотите стать актрисой? 

В какой-то момент, внезапно, наверное, это было всегда, и я просто боялась себе признаться в этом. Осознанно желание пришло где-то в 10-м классе. И я пошла сразу в театральную студию в школе, потом на подготовительные курсы в школу-студию МХАТ. И потом пошла поступать. 

На Ольге: твидовый жакет, колготки, кожаный ремень-чехол для AirPod с металлической цепочкой, колье из металла и кожи с искусственным жемчугом, кристаллами, полимерной смолой, все Chanel

Я не могу не спросить про тяжесть фамилии. Испытываете ли вы это? Ведь известно, что многих наследников известных династий рассматривают под микроскопом, и это непросто. 

Это не тяжесть, это мои корни. Это моя семья, часть моей жизни, ну а то, что ко мне пристальное внимание, это данность, в которой я живу. Я совершенно не стремлюсь быть в центре внимания. Мне кажется, артист должен играть на сцене и сниматься в кино, а все остальное не обязательно, а узнать о человеке можно через его работу. К сожалению, сейчас повышенное внимание к людям актерской профессии оборачивается другой стороной, и в итоге зрители думают не про персонажа, а про то, с кем актер развелся, сколько у него детей, где он живет, сколько метров у него кухня, и меня это пугает. Да, это стало неотъемлемой частью профессии. Но этого профессия не требует. 

А как же дорожки? Премьеры? 

Для меня радость быть частью процесса, а премьера — это прекрасное и логичное его  завершение, мне приятно быть на премьере фильма, который мы создавали с большой любовью. Это для меня человеческая радость, мне весело надеть желтый костюм, потому что мне он нравится. 

Это вы про костюм на премьере фильма на «Кинотавре»?

Да, я его выбирала, потому что он мне нравится, а не потому что модно или не модно. Выбор одежды у меня зависит исключительно от внутреннего состояния, я могу ходить в джинсах и кроссовках, могу ходить в платье и ярко накрасить губы днем, потому что у меня такое настроение. Я, наверное, далека от брендов и моды, и все дело в образе жизни: я люблю сидеть на траве, ездить на метро, я люблю ходить под дождем, и чаще всего в той жизни, которой я живу, мне неудобно и довольно глупо надевать ту вещь, которую я боюсь испортить, испачкать. 

Какой у вас сейчас круг интересов? Вот есть кино, театр, съемки, а кроме этого?

Дом, семья, собака.

Какая собака?

Лабрадор Трюфель. Ему, кстати, сегодня девять месяцев, непоседа, хулиган, но верный друг и товарищ. Эта первая осознанная собака, моя личная.

О, это большая ответственность.

Да! Но я ее точно не боюсь.

Каким вы хотели бы видеть свое будущее? 

Разнообразным, живым и обязательно рядом с любимыми.

Фото: Виталий Мельников/Li-Ne. Стиль: Дарья Баскова. Прически и макияж: Ксения Ярмак, используя продукты Chanel. Ассистент фотографа: Дмитрий Назаров/Bold. Ассистент стилиста: Анна Мелкозерова. Продюсер: Данил Белобрага. Ассистент продюсера: Анна Хлоева