Приобретение предметов искусства всегда было не только показателем статусности, но и долгосрочной инвестицией. Например, картина Казимира Малевича «Супрематическая композиция», написанная в 1916 году, дважды била рекорды. Сначала, в 2008-м, она была продана за $60 миллионов, а ровно через десять лет ушла с молотка за рекордные $85,81 миллиона. Какие тренды существуют на арт-рынке сегодня, как изменились запросы любителей искусства во время пандемии и что нужно учитывать, вкладывая деньги в живопись и скульптуру, Vogue узнал у специалистов.
Виктория Денисова, глава «Открытие Private Banking», подразделения банка «Открытие» по работе с состоятельными клиентами
«Мы сотрудничаем с ведущими музеями и арт-пространствами, а также выступаем спонсорами и партнерами мероприятий, связанных с искусством, рассказывает Виктория Денисова, глава «Открытие Private Banking», подразделения банка «Открытие» по работе с состоятельными клиентами. Это и ярмарка Cosmoscow, и премия The Art Newspaper Russia. Уже несколько лет мы являемся патроном Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. Помимо этого для наших клиентов мы самостоятельно организуем лекции и паблик-токи на темы, связанные с искусством и коллекционированием в частности».
«В последнее время интерес к альтернативным инвестициям, а к ним как раз относятся предметы искусства, сильно вырос. На мой взгляд, современное искусство сейчас участвует в создании актуальной общественной повестки. Оформляются и становятся стратегическим ресурсом для развития современной культуры большие инициативы — как частные, так и государственные. Мы внимательно следим за тем, как меняется культурный ландшафт в регионах. Серьезный интерес представляют, например, Уральская индустриальная биеннале или проект «НЕМОСКВА». Очевидно, что открытие огромной культурной площадки фонда V-A-C с широкой программой, несомненно, окажет влияние на структуру времяпрепровождения в городе и на формирование общественного спроса на интеллектуальную деятельность. В первую очередь наши клиенты интересуются живописью, но есть и те, кто хочет вкладывать деньги в скульптуру или тиражную графику известных художников. Работы в этих жанрах могут быть отличным приобретением — не только для себя, но и в подарок».
Виктория Денисова отмечает, что искусством сегодня интересуются не только те, кто сформировал свой капитал в 2000-е годы, работая, например, в нефтегазовой отрасли, но и так называемые новые миллионеры: «Это люди, сделавшие состояние в сфере информационных технологий, в e-commerce, финансовом секторе. К этой же категории можно отнести девелоперов. Что касается доли капитала, которую мы рекомендуем инвестировать в искусство, то она не должна превышать 10–15 % в силу низкой ликвидности и долгосрочности вложения».
Если говорить о доходности инвестиций в арт, то на длинном временном горизонте она сопоставима с доходностью рынка акций.
«Так как мы занимаемся управлением капиталом и финансовым консультированием, — продолжает Виктория, — то всегда можем подсказать клиенту удачный момент для покупки. Ведущие независимые арт-эксперты, с которыми мы сотрудничаем, помогут выбрать перспективную работу того или иного художника. Мы сформировали надежный пул специалистов и галерей, которым доверяем. Бывают и более масштабные запросы — например, клиент хочет с нуля создать инвестиционно привлекательную коллекцию или ищет представительство на мировых аукционах. Некоторые аукционы, кстати, как и многое в нашей жизни во время пандемии, стали цифровыми. Сегодня продажа искусства в режиме онлайн — обычное дело. Это тоже один из трендов, который способствует развитию арт-рынка».
Сергей Гущин, коллекционер, основатель галереи современного искусства Fragment
«Людей, увлекающихся коллекционированием искусства, в России становится все больше. Однако современные арт-работы ценой выше $5–10 тысяч по-прежнему покупают единицы. Если европейские и американские коллекционеры не боятся сложного искусства, поднимающего острые темы, то в России пока стремятся приобрести что-то яркое и позитивное. Но ситуация постепенно меняется. Если говорить про онлайн-продажи, многие галереи по-прежнему рассчитывают именно на личные контакты с коллекционерами. Это показывают все международные ярмарки, на которых продажи сейчас у большинства галерей выше, чем до пандемии. Еще одна заметная тенденция — объединение галерей, консолидация больших игроков на рынке. Галереи стали поддерживать друг друга, работать вместе и это большой плюс».
Маргарита Пушкина, искусствовед, коллекционер, основательница международной ярмарки Cosmoscow
«Каждый год, исследуя продажи на Cosmoscow, мы видим, что интерес к покупке предметов искусства растет. После самоизоляции люди стали иначе смотреть на окружающее пространство. Это стимулирует рост рынка и укрепляет новый тренд — приобретение работ онлайн. Еще до пандемии мы предвидели развитие этого направления и основали платформу по продаже и продвижению современного искусства TEO. Близится десятый юбилейный выпуск Cosmoscow. За эти годы из ежегодной ярмарки современного искусства, мы стали настоящей экосистемой — помимо вышеупомянутой платформы, еще несколько лет назад мы запустили Фонд поддержки современного искусства, Клуб коллекционеров, а также обзавелись собственным сателлитом – ярмаркой молодого искусства blazar».