© Dominique Charriau

Lifestyle

Розамунд Пайк — о фильме «Аферистка», американской мечте и цветных костюмах

«Я наслаждалась героиней без стыда и совести»

В прокат выходит «Аферистка» — остросюжетная трагикомедия о предприимчивой опекунше в монохромно-ярких брючных костюмах и с образцовым каре, которая находит одиноких, но обеспеченных стариков, через суд признает их недееспособными, отправляет своих подопечных в элитный дом престарелых, а их домами и накоплениями распоряжается по своему усмотрению. Сомнительный бизнес уверенно идет в гору, пока у очередной одинокой старушки не обнаруживаются друзья, готовые действовать как по закону, так и вне его. 

Роль аферистки Марлы в фильме Дж. Блейксона сыграла звезда «Исчезнувшей» и «Опасного элемента» Розамунд Пайк, которой эта работа принесла третью номинацию на «Золотой глобус».

 Кадр из фильма «Аферистка»

Что вы думали, читая сценарий?

Я наслаждалась героиней без стыда и совести. Была озадачена, конечно, немного шокирована, но очарована и восхищена. Она не ждет понимания или сочувствия, ей вообще все равно, смотрите вы на нее или нет, она просто делает свою работу. Я поняла, что скажу продюсерам «да», едва прочитав первую страницу, где Марла заявляет: «Посмотрите на себя. Вы думаете, что вы хорошие люди. Ничего подобного». Я попалась и решила, что это будет классная история. А дальше была сцена в суде, где Марла убеждает судью передать опекунство ей, и я поняла, что вот уже соглашаюсь с ее аргументами, потому что да, зачастую профессиональная помощь может быть лучше, чем помощь родственников, во-первых, потому что у специалистов есть особые навыки, а во-вторых, потому что помогать значит делать не то, чего твой подопечный хочет, а то, что ему нужно. В этом вся прелесть сценария: мы понимаем, что героиня мошенница, но ее аргументы зачастую нам кажутся весьма разумными. Она преступница, но действует строго по закону, и этот коктейль показался мне крайне интригующим.

Марла вам чем-то близка?

Ровным счетом ничем, и именно это дало мне огромную актерскую свободу — не вытаскивать что-то изнутри себя, а нырнуть в совершенно новую стихию. Хотя… Марла цитирует Чехова про волков и овец и говорит, что она в этом мире львица. И я это понимаю как ненасытный аппетит к тому, что ты делаешь. Чтобы чего-то добиться, тебе нужны талант, упорство, способность не сдаваться и сражаться за то, во что ты веришь и к чему стремишься. И в этом смысле — да, в нас с Марлой есть что-то общее. Я тоже умею сражаться за свое дело. Я выхожу на ринг и дерусь. В том числе за роли. Я не буду использовать грязные методы, но биться я буду.

 Кадр из фильма «Аферистка»

Мы привыкли, что таких блистательных антигероев играют мужчины, вам было важно пополнить этот ряд женским персонажем?

Такие героини, конечно, уже были, но мужчин было гораздо больше. Им как будто самой природой позволено быть бессовестными, безжалостными, амбициозными, мы смотрим на них не с негодованием, а с восторгом. На Леонардо ДиКаприо в «Волке с Уолл-стрит», когда он находится на пике успеха, смотреть чистое удовольствие. И да, мне всегда хотелось, чтобы кто-то однажды написал такую роль для женщины. С Марлой, мне кажется, получилось не менее интересно. У нее нет трагической предыстории, которая тронула бы вас за душу и заставила ей сопереживать. Вы просто смотрите кадры из ее жизни и принимаете ее как есть. Или не принимаете.

На съемках вы рассуждали о том, как далеко может зайти героиня, чтобы не оттолкнуть зрителя окончательно?

Конечно. Мы с режиссером много говорили о том, от чего зависит, нравится ли нам наблюдать за героем или нет. И поняли: главное, чтобы герой сам получал кайф о того, что делает, тогда его азарт передастся и зрителю. Марла наслаждается выслеживанием добычи и схваткой. При этом она действует очень умно и элегантно. Она нашла лазейку в законе и нырнула туда. Сама система была построена так, чтобы Марла смогла победить. Так кого мы судим, ее или систему? И если вернуться к предыдущему вопросу, главное отличие мужских антагонистов в том, что мы никогда не ждем, что они будут приятными. Любезность, обходительность — для мужчины бонус, а если женщина ведет себя грубо, нам становится некомфортно, тревожно. Героиня, чтобы зритель не отвернулся, должна хотя бы немного стараться понравиться.

Я не думаю, что мы рождаемся добрыми или злыми. Все зависит от обстоятельств и личной истории

Какую роль в этом играет облик героини? И какие у вас отношения с модой вне экрана?

Костюмы важны невероятно. У режиссера Дж. Блейксона и оператора Дага Эмметта сразу было очень четкое представление о том, что фильм должен быть модным. Снятым в таком голубоватом свете с яркими вспышками цвета. И за эти вспышки как раз отвечает одежда Марлы. Когда мне на площадку принесли первый костюм, Блейксон сказал: «Принесите все цвета, какие есть». И дальше мы мерили синий, желтый, красный. «Вот такую Марлу я хочу», — сказал режиссер, и все эти вещи нашли свое место в фильме. Блейксону было важно показать, как героиню в белоснежном костюме бросают в багажник машины, а потом сбрасывают со скалы, как этот безупречный наряд намокает и превращается в тряпку. Туфли тоже играют огромную роль, что редкость, как правило, обувь в кино обрезается кромкой кадра. Остроносые, как меч, двухцветные лодочки — первое, что мы видим в момент триумфа Марлы. И, конечно, прическа героини… Костюмы, волосы, очки, вейп — у Марлы все неслучайно и все несет заряд уверенности в себе. А для меня самой одежда — игра, наслаждение, возможность каждый раз транслировать новое сообщение. Быть экстремальной, вызывающей или нейтральной, одетой как положено, — это как разные кожи, с которыми можно играть. Нам повезло, что мы люди и носим одежду. У леопарда или льва выбор, увы, невелик. 

 Кадр из фильма «Аферистка»

Дж. Блейксон говорит, что написал сценарий, увидев сюжет в новостях. Вы, готовясь к роли, читали реальные истории на тему опекунства?

Прочитав сценарий, я, конечно, полезла в интернет с мыслью: «Неужели так правда бывает?» И если вы последуете моему примеру, вы поймете, какая картина передо мной открылась. Я нашла рассказы людей, которые сами были жертвами таких мошенников или были родственниками, детьми жертв. Множество ужасных историй. Но согласившись на съемки, я больше к ним не возвращалась. Сочувствие к пострадавшим не помогло бы мне сыграть Марлу, как бы цинично это ни звучало. При этом я считаю, что Дж. Блейксон сделал очень мудрый и крутой ход — привлечь внимание к проблеме, но не через историю жертвы (это было бы невыносимо смотреть), а через историю преступника. Сатира — мощное оружие. 

 Кадр из фильма «Аферистка»

Вы процитировали Марлу, мол, хороших людей не бывает. Согласны с ней? И меняются ли наши отношения со злом сейчас? 

Я не думаю, что мы рождаемся добрыми или злыми. Все зависит от обстоятельств и личной истории. При этом мы живем в наименее кровожадные времена за всю историю человечества. Об этом хорошо пишет канадский психолингвист Стивен Пинкер в книге «Лучшее в нас. Почему насилия в мире стало меньше» (русский перевод вышел в этом году. — Прим. Vogue). А что касается зла… Мне кажется, что в состоянии аффекта мы все способны черт знает на что. Поэтому так важно всегда сохранять уважение к человеку и, прежде чем его осудить, задать себе вопрос: «А как в подобных обстоятельствах повел бы себя я сам?» На самом деле ответ вы никогда не узнаете, потому что ваша история так и останется вашей, а чужая — чужой... При этом — да, жажда власти, амбиции, алчность зачастую заводят людей в самые темные закоулки, а моя Марла хочет быть богатой. Для нее деньги — это оружие, которым она собирается проложить себе путь к свободе. И ведь в Америке, кажется, больше, чем где бы то ни было еще, богатство вызывает восхищение. Возможно, у вас та же самая проблема. Но в Америке успех священен, и неважно, как ты его достиг. И не случись то, что случилось (обойдемся без спойлеров), я уверена, что Марла за несколько лет построила бы империю, начала бы делать щедрые пожертвования на благотворительность, стала бы уважаемым общественным деятелем, и никто бы даже не вспомнил о том, каким чудовищем она была. Это же настоящая американская мечта, правда? 

 Кадр из фильма «Аферистка»

Читайте также