© Роберт Мэпплторп, автопортрет, 1980

Lifestyle

Сексуально раскрепощенный Нью-Йорк 1970-х в фотоальбоме Роберта Мэпплторпа

По случаю переиздания культового собрания работ легендарного фотографа вспоминаем его снимки, перевернувшие представления общества о красоте и оказавшие огромное влияние на культуру XX века

Слишком просто было бы назвать работы Роберта Мэпплторпа, звезды творческой сцены нью-йоркского даунтауна, «ломающими запреты» или «противоречивыми». На самом же деле все снимки рожденного на Лонг-Айленде фотографа, вошедшие в переизданный том Robert Mapplethorpe и охватывающие его 18-летнюю карьеру (с 1970 по 1988 год), полны того, что тайно знакомо каждому: первобытной похоти. Но не менее знакомым кажется и присущее его фотографиям чувство постоянного давления социальных ограничений. Классическая и монументальная композиция передает напряжение между обществом и героями, и сегодня эта проблема понятна и актуальна ничуть не меньше, чем в 1970-х.

Патти Смит, 1987

Музыкант и поэтесса Патти Смит когда-то была его близкой подругой, музой, напарницей в творчестве. Они встретились в Нью-Йорке в 1967 году: были любовниками и остались друзьями на всю жизнь. Неудивительно, что одно из недавних стихотворений Смит посвящено переизданию книги. «В то лето умер Колтрейн, всюду играла Crystal Ship. Дети цветов вознесли пустые руки к небу, а Китай сбросил водородную бомбу. Джими Хендрикс поджег гитару в Монтерее. AM-радио вещало Ode to Billie Joe. В Ньюарке, Милуоки и Детройте разгорелись восстания», — описывает Смит лето, когда они познакомились, в своей автобиографии Just Kids (2010).

Мэпплторп снял обложку ее выдающегося дебютного альбома Horses (1975), и на это ему потребовалось всего 12 кадров. К восьмому он уже знал, что сделал тот самый снимок, впоследствии ставший иконическим изображением андрогинного стиля Смит.

Книга Robert Mapplethorpe, на снимке: Патти Смит, 1975

В объективе фотографа оказывались его не менее выдающиеся друзья: Синди Шерман и Энди Уорхол. Нередко предметом исследования в своих работах он делал себя. Благодаря серии автопортретов, Мэпплторп стал одной из ключевых фигур движения за сексуальные права в нью-йоркских гей-сообществах 1970-х. Он дал обозримую форму всему тому, что стоит за ролевыми играми и нетипичными сексуальными предпочтениями: появился на снимках в роли дрэг-квин, примерил амплуа сурового байкера, запечатлел себя в форме БДСМ-архетипа и уже к концу своей жизни заснял изменения в своей внешности по мере развития СПИДа — болезни, которая в те времена отравила творческие сообщества Нью-Йорка.

Благодаря финансовой поддержке и менторству своего арт-дилера и партнера Сэма Вагстаффа, работы Мэпплторпа попали сначала в галереи Нью-Йорка, а потом и всего мира. До самой своей смерти в 1989 году фотограф был лицом восстания против норм общества. Передвижная выставка 1988-го The Perfect Moment, которая состояла из очень откровенных снимков из серии X Portfolio, стала поводом для публичных дебатов в США на уровне всей страны. Многие считали, что Национальный фонд поддержки искусств не имел права спонсировать творчество, которое консерваторы называли «морально предосудительным».

Сегодня мы воздаем дань умению Мэпплторпа быть по-настоящему честным, его дару показывать своих героев такими, какими они были на самом деле: гордыми, раскрепощенными и верящими в свои права — будь то Арнольд Шварценеггер или Дебби Харри. Он бросил вызов стереотипам и не побоялся показать то, что большинство скрывает, благодаря чему оказался в ряду самых влиятельных творческих личностей XX века. Однако важнее всего то, что он обнажил истину. Как написала в своей книге Just Kids Патти Смит: «Его будут порицать и обожать. Его выходки будут проклинать и романтизировать. Но, в конце концов, в его работе найдут лишь правду».

Книга Robert Mapplethorpe, на снимке: Аластер Батлер, 1980

Robert Mapplethorpe под редакцией Марка Холборна и Димитрия Леваса; вступительное слово Эндрю Салливана; поэзия Патти Смит. Книга доступна для предзаказа на сайте издательства Phaidon